Игра-практикум «Развитие коммуникативных навыков»
методическая разработка (7 класс)
Практикум формирует у учащихся умения взаимодействовать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-praktikum.docx | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-практикум
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ГРУППЕ»
Шевчук Оксана Васильевна,
заведующая отделом, методист
МОУ ДО «Центр детского творчества»
г. Надым
- Организационный момент (исходная мотивация)
Интерактивное упражнение «Включайся!»:
- Я предлагаю вам, не разговаривая друг с другом, встать в одну линию по ощущению включенности в коллектив, т. е. так как вы себя ощущаете в нашем коллективе («полностью включён» - встать к двери, «слабо включён» - к противоположной стене.
- В нашем маленьком коллективе получается так, что некоторые из вас считают себя полностью включенными в коллектив, чувствуют себя частью этого коллектива ни что их не смущает, не стесняет, а некоторые немного не уверены, может немного напряжены, т.е. считают себя слабо включенными в коллектив.
- Ваше мнение, что нам необходимо сделать, чтобы все чувствовали себя одинаково уверенно?
- Правильно, для этого нужно больше общаться друг с другом.
2. Актуализация знаний
Проблемно-поисковая беседа (на основе притчи):
Притча «Почему люди ссорятся?» (на экране)
Однажды Учитель спросил у своих учеников:
- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
- Потому, что теряют спокойствие,- сказал один.
- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель.
- Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя.
В конце концов он объяснил:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
- А вот когда люди живут в гармонии с окружающими, они не кричат, напротив, говорят спокойно, с улыбкой. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое.
- Иногда наше неумение взаимодействовать так отдаляет нас друг от друга, что уже не найти обратного пути.
- В чем смысл притчи, как вы думаете?
Проблемная задача по теме занятия:
- Тогда возникает проблема: нужно ли уметь взаимодействовать с окружающими нас людьми?
- Создание учебно-проблемной ситуации
Упражнение «Геометрические фигуры»:
- Предлагаю вам выбрать карточку с геометрической фигурой, с которой вы себя ассоциируете.
восток
- Поделитесь на группы в соответствии с выбранной фигурой.
- Я хочу познакомить вас с очень древней легендой кельтов.
Ке́льты— это племена индоевропейского происхождения, в древности занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе.
Легенда Кельтов (на экране)
«Когда-то давно Кельты поделили условно всех людей на «четыре стороны света»: СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Каждая «сторона света» - это определённые личностные характеристики.
СЕВЕР - лидеры, ведущие за собой, те, кто делает дело.
ЮГ – люди, которые обеспечивают тёплые взаимоотношения в коллективе и именно это для них является приоритетом.
ЗАПАД – дисциплинированные, умеющие все делать в строго определённом порядке. ВОСТОК – креативные, творческие, умеющие фонтанировать идеи, но зачастую эти идеи остаются нереализованными».
- По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.
- Сейчас каждый подумайте к какой стороне света вы бы себя отнесли?
-Посмотрите на экран. Совпал ли ваш выбор фигуры со стороной света, к которой вы себя отнесли?
- У кого не совпал выбор, не расстраивайтесь, вы еще только познаете себя, вы еще не выбрали свой жизненный путь и находитесь в активном поиске самого себя.
- Но тем не менее, посмотрите, все мы разные, у нас разные характеры, разные темпераменты, но для плодотворной работы, для получения какого-либо результата и просто для гармонии в своей жизни, нам необходимо контактировать между собой, взаимодействовать, научиться понимать друг друга и оказывать друг другу поддержку.
Постановка учебной задачи:
- Мы с вами уже несколько занятий работаем по формированию навыков общения, учимся взаимодействовать друг с другом, с окружающими, учимся адекватно принимать любую информацию и правильно ее передавать.
-Вы обладаете определенным багажом знаний, может ли кто-то из вас утверждать на 100%, что он владеет всеми приемами коммуникации, что он может адекватно реагировать на провоцирующие ситуации, что умеет найти контакт с любым человеком нашего общества?
- Раз знания у нас есть, но их недостаточно, что для этого мы можем делать? (чтобы самосовершенствоваться) Правильно, всему этому необходимо учиться.
4. Планирование деятельности
- Сейчас я предлагаю вам обучить приемам коммуникации самих себя и своих друзей, а именно люди СЕВЕРА научат группу других ребят как оказывать сочувствие и поддержку.
Люди ЮГА обучат другую группу, как правильно вступать в контакт с другими людьми.
Люди ЗАПАДА покажут, как оказывать и принимать знаки внимания (комплименты).
Люди ВОСТОКА научат правильно реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.
- Кто какую группу будет обучать вы должны решить сами и суметь договориться между собой.
- Так мы с вами сказали, что не владеем на 100% навыками коммуникации и только учимся этому, я предлагаю вам воспользоваться медиа-подсказкой (в компьютерах на рабочем столе – папка «Упражнения на сплочения коллектива»).
- Вам необходимо выбрать упражнение, которое будет способствовать формированию предложенного навыка и проиграть его с другой группой.
5. Бодряк «Я смотрю на макароны»
6. Применение знаний
- Итак, каждая команда выбирает нужное упражнение и озвучивает свой выбор
- Давайте проверим правильность вашего выбора.
СЕВЕР (как оказывать сочувствие и поддержку) – упр. «Предложение и запрос» (Повторяются ли предложения и запросы? Какие предложения можно принять? Какие запросы можно осуществить?);
ЮГ (как правильно вступать в контакт с другими людьми) – упр. «Пропасть»;
(Сложно было пробираться по троп? Что вам помогало?)
ЗАПАД (как оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) упр. «Золотой стул»; (Что чувствовали когда сидели на стуле? Приятнее слушать или говорить? Что нужно сделать, чтобы человек не забывал, что он хороший?)
ВОСТОК (реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника) – упр. «69». (Как доказывали свою правоту? Что нужно сделать, чтобы понять другого человека? попытаться встать на его место, на короткое время побывать в “его шкуре”)
- Поочередно проигрываем упражнения.
6. Рефлексия деятельности
Упражнение «Паутинка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха.
из опыта работы...
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка
В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и видеом...
Развитие коммуникативных навыков с использованием текста на уроках английского языка.
Тема по самообразованию: "Развитие коммуникативных навыков с использованием текста на уроках английского языка"....
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...
статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"
статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...
Статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков и умений в индивидуальной работе с детьми – инвалидами с отклонениями в развитии и множественными сопутствующими нарушениями".
Представленный доклад освещает принципы логопедической работы по развитию вербальных и невербальных способах коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью....
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии
У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...