«Сказкотерапия, как эффективное средство развития эмпатии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
методическая разработка

Влазнева Наталья Алексеевна

Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx172.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Белоомутская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»

Доклад

на школьном методическом объединении воспитателей.

Тема: «Сказкотерапия, как эффективное средство развития эмпатии у обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)»

C:\Users\kiuytrd\Desktop\доклад шмо март2021\6ltraFAMPjg.jpg

Подготовила педагог – психолог Влазнева Н.А.

Март, 2021 г.

                Одна из задач развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в современном обществе – научить видеть и чувствовать другого человека.

                Способность сопереживать другим людям в психологии обозначается термином «эмпатия». Эмпатия это ведущая социальная эмоция, которая определяется, как умение человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Эмпатия предполагает проникновение во внутренний мир другого человека, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

                Основными критериями сформированности эмпатии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) следует считать: интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоционально-социальную направленность поведения.

                Развитие эмпатии у обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – неотъемлемая часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных взаимоотношений.

                Сказкотерапия – наиболее эффективное средство, развивающее эмпатию у обучающихся с умственной отсталостью, так как способствует развитию у них умения чувствовать настроение других людей, побуждает мысленно вставать на место другого и включать этого другого в свой внутренний мир, а также дает обучающимся возможность почувствовать некоторые эмоционально – значимые ситуации и проиграть эмоции, чувства.
                Сказка – это наиболее действенный инструмент развития. Переживания и конфликты обыгрываются с помощью персонажей – заместителей, а также через построение сюжета, благодаря этому достигается психотерапевтический эффект.
                Специфика наших обучающихся заключается в том, что они не способны глубоко сопереживать, но сказка «заставляет» их это делать, а так, же откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций.

                При использовании сказкотерапии, у обучающихся развивается творческое воображение, что у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) практически не наблюдается.

                Наши ученики не всегда могут контролировать свои поступки, желания, чувства, а сказкотерапия позволяет смягчить поведенческий негативизм, неуравновешенность детей.

                Сказка снимает эмоциональное и телесное напряжение, формируются способности регуляции процессов возбуждения и торможения, расширяют представления об эмоциях и связанных с ними физических состояний.

                Можно выделить следующие способы развития эмпатии с помощью сказкотерапии:
1) сказки - как притчи;

2) сказки - как метафоры;

3) рисование героев сказки, сюжет;

4) сюжетно – ролевые игры по мотивам сказок.

                Применение сказкотерапии на своих корекционно – развивающих занятиях  помогает развитию эмпатии у обучающихся школы – интерната. В момент знакомства со сказкой происходит сопереживание героям сказки, сострадание их сложностям, осуждение плохого, конструктивная злость, радостное удивление.

                Мы обсуждаем героев сказок и их сюжет, чтобы упорядочить их собственные сложные чувства, а также разграничить понятия добра и зла. Обучающиеся сравнивая себя с героями сказок, приписывают себе положительные или отрицательные качества.

                Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что обучающиеся, бессознательно начинают «отражать» на своем лице те чувства, которые они испытывают при прослушивании сказки. Поэтому при чтении сказки, обучающиеся должны видеть лицо психолога, наблюдать за его мимикой, выражением глаз, жестами – все это усиливает впечатления от прочтения.

                Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную и познавательную сферу обучающихся школы - интерната. Она не только учит их переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает к речевому контакту. Её значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке их к жизни и труду.

                Сказка является эффективным психокоррекционным и развивающим средством в работе с нашими обучающимися. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает им окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок сказочного героя. Эта уникальная возможность пережить, «пропустить через себя» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами коррекционной работы.

                Подводя итог, я хочу сказать, что использование сказкотерапии в коррекционно – развивающей работе с обучающимися школы – интерната способствует не только развитию связной речи, активизации и обогащению словарного запаса, накоплению социального опыта, формированию целенаправленной деятельности, но и активному развитию эмоциональной отзывчивости. Сказка имеет психологическое влияние и, размышляя вместе с обучающимися над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на развитие у них эмоциональных состояний (сопереживания, сочувствия).

                Таким образом, сказкотерапия это эффективное средство развития эмпатии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через применение нетрадиционных художественных техник рисования.

+Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства создает условия для творческого самовыражения ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления...

Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

Рабочая программа Для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития). Математические представления 5 класс.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья на тему "Развитие творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально - трудового обучения"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...