Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".
методическая разработка по технологии

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_rzvitie_samostoyatelnosti.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Специальная (коррекционная) школа» №9

Доклад на МО

   

Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

на уроках профессинально-трудового обучения

Автор-составитель: Коваленко М.Ф.,

учитель трудового обучения

Мысковский городской округ, 2019 г.

Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка обучающихся с умственной отсталостью в развитии  к трудовой деятельности.  Предприятия,  на которые направляются окончившие школу дети, предъявляют к последним серьёзные претензии, подчёркивая, что воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.  Выяснение причин слабой подготовки обучающихся коррекционной школы к практической деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников этих школ умения работать самостоятельно является  одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое  и практическое значение.

 Отличия трудовой подготовки детей с умственной отсталостью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны  необходимостью её усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки обучающихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация   средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве).  Организация самостоятельной работы, руководства ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности                                                                                                                                необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся.  Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.  

     Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи.  Первая из них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность  в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать  своё мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической  деятельности.  

Самостоятельная работа не самоцель.  Она является средством борьбы за знания обучающихся, средством формирования у них активности и                                                                                                                            самостоятельности как черт личности, развития их умственных  способностей.  Ребёнок,  в первый раз  преступающий  порог школы, не может ещё самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах ещё планировать свои действия корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

   В процессе обучения он должен достичь определённого достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

   Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся  достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.  Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

   На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ обучающиеся могут приобретать знания, умения и навыки.  Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определённым образом организованы, т.е. представляют систему.

   Под системой самостоятельных работ мы понимаем, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих  друг друга, логически  вытекающих один из другого и подчинённых общим задачам видов работ.

   Всякая система должна удовлетворять определённые требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.

   При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

1.Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний, развитию у них  познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

2.Система  должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего     принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.                                                                                                                              

3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели  и содержанию, чтобы обеспечить формирование  у  обучающихся разнообразных умений и навыков.

4. Последовательность  выполнения  домашних и классных самостоятельных работ логически  вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения

последующих.  В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.  Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение  и место каждой отдельной работы  в системе работ, в развитии познавательных способностей обучающихся, их мышления и других качеств.

   Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у обучающихся знаний, умений и навыков.  Для этого нужно ещё знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.

    Эффективность работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для неё предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно  и систематически, а не случайно и эпизодически.

    Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в её выполнении.

   При отборе видов самостоятельной работы, при  определении её объёма и содержания следует руководствоваться, как и во всём процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к обучающимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.  Это достигается чёткой формулировкой  цели работы.  Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить её как можно лучше.  Обучающиеся  должны ясно представлять, в чём заключается  задача и каким образом будет  проверяться её выполнение.  Это придаёт работе обучающихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует  более успешному её выполнении                                                                                                                          

    Недооценка указанного требования приводит к тому, что обучающеся, не поняв цели работы, делают не то,  что нужно, или вынуждены в процессе её выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю.  Всё это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности обучающихся в работе.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать обучающегося при её выполнении работать напряжённо.  Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объём самостоятельной работы,  предлагаемой на каждом этапе обучения,  должны быть посильными для обучающихся, а сами обучающиеся – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых порах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.).  В этом случае самостоятельной работе обучающиеся должен предшествовать наглядный показ приёмов работы с учителем, сопровождаемый чёткими объяснениями, записями на доске.

   Самостоятельная работа, выполненная обучающимися после показа приёмов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более  высокой формы

самостоятельности, при которой  обучающиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

4. Для самостоятельной работы  нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.  Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей  обучающихся.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями  и навыками различными  обучающимися требуется разное время.  Осуществлять  это можно путём дифференцированного подхода к обучающимся.

    Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных обучающихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями  на выполнение более сложных. Некоторым обучающимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума.  Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях,  чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач.  Перевод такой группы обучающихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным.  Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание   на месте», не продвигающее учащихся вперёд в познании нового, в овладении умениями и навыками.

6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес у обучающихся.  Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычайностью их содержания, раскрытием пред обучающимися  

практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладевать.

Обучающиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они  исследуют предметы и явления.

7. Самостоятельные работы обучающихся необходимо планомерно и систематически  включать в учебный процесс.  Только при этом условии у них будут вырабатываться твёрдые умения и навыки.

     Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у обучающихся занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.

8. При организации самостоятельной работы  необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее  увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения обучающихся вперёд в познании нового.

9. При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида  руководящая роль должна принадлежать учителю.  Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс.  Он определяет  цель, содержание и объём каждой самостоятельной работы, её место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

 Он обучает обучающихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные  особенности обучающихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

                                                                                                                             

                     Классификация видов  самостоятельной работы

    Под самостоятельной работой обучающихся мы понимаем такую работу, которая выполняется обучающиеся по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время.  При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчёты и т.д.) результат   умственных и физических  действий.

    Самостоятельная работа предполагает  активные умственные действия обучающихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

     В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы обучающихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.  Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

    Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

  1. приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  2. закрепление и уточнение знаний;
  3. выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  4. формирование умений и навыков практического характера;
  5. формирование творческого характера, умения применять знания в усложнённой ситуации.

    Каждая  из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами.  Указанные группы тесно связаны между  собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью практических работ достигается не только приобретение умений  и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.    

Заключение

Таким образом, в процессе формирования у  обучающихся с умственной отсталостью,  умений самостоятельной работы можно выделить три этапа:

  • отработка приемов выполнения отдельных трудовых операций и усвоение элементов графической грамоты;
  • формирование общего подхода к выполнению любого задания и усвоение алгоритма действий (системы обязательных операций, расположенных в соответствующей последовательности) на основе анализа и самоконтроля;
  • формирование умения переносить знания в новую ситуацию с опорой на анализ, самоконтроль и планирование.

Самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других учеников, способностью высказывать свою точку зрения, независимую от других.

      Главная задача учителя состоит в том, чтобы в процессе трудового обучения постепенно формировать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике.

Список литературы.

  1. Обучение детей с отклонениями в развитии (текст).

Отв. ред. Т.А.Власова – м.: Просвещение, 1981. – 117с.

  1. Психология памяти (текст). Отв. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер

           – м.: Черо, 2000 – 816с.

  1. Учить самостоятельности: кн. для учителя. П.В.Жарова

      – м.: Просвещение, 1993- 205с.

4. Школа и производство научно-методический журнал, 2007, №2,7    

    (И.В.Зотова, Н.В.Усова).

5. Психология эмоций, чувств, воли. В.В.Дружинин, М. Владос 2003-185.

6. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных)

    образовательных учреждениях VIII вида, В.Г. Патракеев, М. Владос,

     2003-191.            

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматрив...

Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучаю...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья на тему "Развитие творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально - трудового обучения"...

Внеурочное мероприятие по предмету "Профессионально-трудовое обучение (профиль "Слесарное дело")" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Внеурочное мероприятие по предмету "Профессионально-трудовое обучение (профиль "Слесарное дело")" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАСТЕР НА...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – лёгкая умственная от

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умств...