ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 классов
проект по психологии (9 класс)

Баранова Любовь Владимировна

Аннотация к проекту

«Профилактика и коррекция девиантного поведения»

         Проблема поведения обучающихся всегда волновала учителей и родителей. Современные дети стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. 

Методологической основой проекта выступило положение об организации и проведении конкурса лучших практик «Профилактика девиантного поведения обучающихся» в условиях образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, в соответствии с планом Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 14.11.2016 №9110-08/25 «Реализации дополнительных мер в области психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних и развития системы профилактики ассоциальных явлений в системе образования Новосибирской области на 2016-2020г.г.»

       Предполагаемая профилактическая работа с детьми, законными представителями и педагогами, представленная в проекте, позволит не только улучшить взаимодействие между участниками образовательного процесса, но и выступить фактором формирования безопасного образовательного пространства школы.     

В работе представлен анализ текущего положения дел в МКОУ-ООШ №161 в сфере психологической и социальной поддержки. Определены необходимые изменения в работе специалистов, ее направлениях деятельности (с учетом обозначенных задач проекта).

Основной раздел проекта – определяется профилактическими и коррекционными занятиями, деятельностью сказкотерапии, волонтерскими акциями, беседами.  Каждое направление деятельности представлено с точки зрения его воздействия на профилактику и коррекцию девиантного поведения детей.

Проект предполагает работу со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, педагогами, родителями. Отличительными чертами проекта являются применение сказкотерапии, профилактических и коррекционных занятий, а так же непосредственное участие в проведение волонтерских акций, вебинаров. Методы отслеживания эффективности четко структурированы в соответствии с задачами проекта. Апробация проекта запланирована на 2020 год.

Проект может быть реализован в других учреждениях, где  руководитель заинтересован в достижении результатов в направлении профилактики отклоняющегося поведения среди детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области

основная общеобразовательная школа №161 ст. Издревая

Проект профилактики и коррекции девиантного поведения обучающихся

5-9 классов

Проект подготовили: педагог-психолог Баранова Л.В.

социальный педагог: Матяш О.В.

2020 год

Оглавление

  1. Актуальность
  2. Цели, задачи и ожидаемые результаты проекта
  3. Методы, отслеживающие эффективность проекта
  4. Содержание
  5. Перспективы развития
  6. Список литературы
  7. Перспективы развития

1.     Актуальность

    Воспитание подрастающего поколения определяется изменениями, происходящими в мире, конкретном обществе с ребенком.

    Проблема поведения обучающихся всегда волновала учителей и родителей. Современные дети стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьного поведения, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

    К сожалению, перемены, происходящие в нашем обществе сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенных  мер профилактики и коррекции данной группы детей.

       Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. 

         Поэтому тема профилактики девиантного поведения чрезвычайно актуальна. И в нашем образовательном учреждении мы столкнулись с ребятами, склонными к такому поведению. А именно уклонение от учёбы, хулиганство, кражи, склонность к суицидальным рискам, употребление алкогольных напитков, драки. Кроме того увеличилось и количество обращений со стороны родителей по поводу социальных отклонений своих детей. Всё это влечёт к серьезным нарушениям личности,  истощению организма, страданиям и переживаниям близких людей, а также к криминализации.

      Проведенная диагностика,  наблюдения, обращения со стороны родителей показали, какое количество обучающихся склонны к рискам.

Сводная аналитическая таблица выявленных результатов рисков обучающихся  в МКОУ-ООШ №161

Риски

Количество обучающихся

Суицидальное поведение

2

Наркотизация

2

Уклонение от учебной деятельности

13

Агрессивное поведение

3

Противоправное поведение (кражи)

2

Нарушение дисциплины

15

Дети «группы риска»

12

       

        Исходя из вышеперечисленных показателей, мы пришли к выводу о необходимости разработать систему профилактических и коррекционных мер девиантного поведения обучающихся.

       О заинтересованности родителей в вопросах социальных отклонений свидетельствуют их неоднократные запросы  о необходимости повысить школьную мотивацию, помочь определиться с жизненными позициями детей, помочь в определении будущей профессии.

 В связи с этим возникла необходимость создания проекта, направленного на коррекцию и профилактику девиантного поведения.  

 Методологическая основа исследования девиантного поведения определяется:

а) трудами, отражающими методологию и методику научных исследований (И.В. Блауберг, В.И. Загвязинский, Т.А. Ильина, В.В. Краевский и др.); социально-педагогические, аксиологические, культурологичесие аспекты организации педагогического процесса (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Бочарова,  A.Г. Леонтьев, А.В. Мудрик, М.В. Шакурова, И.С. Якиманская и др.);

б) совокупностью методологических подходов: системно-интеракционистического (И.В. Блауберг, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Б.С. Гершунский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Д.В. Шамсутдинова, Г.И. Щукина, Э.Г. Юдин и др.); социально-педагогического (В.Г.Бочарова, М.А. Галагузова, О.А. Дорожкина, В.И. Загвязинский, Р.А. Литвак, И.А. Липский,Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, С.В. Сальцева и др.); социокультурного(А.С. Ахиезер, Л.Г. Костюченко, Н.И. Лапин, Ю.М. Резник, П.А.Сорокин;

в) ценностно-правового (Е.В. Бондаревская, И.С. Ломакина, В.А. Сластенин и др.);субъектно-деятельностного (К.А. Абульхановой-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и др.).

Цель проекта: профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков.

Задачи проекта:  

  1. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2.  Способствовать формированию у детей «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
  4. Привлекать в воспитательный процесс школы представителей общественности;

Проект (программа) направлен на реализацию профилактики социально-психологической образовательной области. Реализация проходит в форме этических бесед, тематических профилактических занятий, акций,  волонтёрства,  тренингов, сказкотерапии, арт-терапии, сюжетно-ролевых игр.

Методы отслеживания эффективности реализации программы:

опросники, используемые как в начале работы по проекту, так и по её окончанию:

1.Методика А.А. Кучер и В.П. Костюкевич «Выявление суицидальных рисков у детей»

 2.Шкала социально-психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймон вадаптации Т.В. Снегирёвой)

3.Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»

4.Методика Г.Айзенка «Вербальная самооценка личности».

В работе с детьми будут использоваться: беседы, упражнения, тренинги, направленные на формирование личностных особенностей ребят, сказкотерапия, помогающая осознать нормы поведения в различных ситуациях; элементы арт-терапии.

В работе с педагогами будут использоваться: циклы семинаров, тренинги, мастер-классы, консультации.

В работе с родителями: цикл встреч в рамках родительских собраний (темы встреч определены по запросам  родителей в результате анкетирования); индивидуальные и подгрупповые консультации, мастер-классы, тренинги.

           Участники проекта: учащиеся 5-9 классов, законные представители обучающихся, педагогический коллектив, административный состав.

Срок реализации проекта: 2020-2025г.г.

Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика изменений личностных особенностей  участников проекта;
  •  повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
  • сформированность у детей «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  • участие в общественных мероприятиях.

        Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.

       Профилактика будет проводиться дифференцированно в отношении детей, подростков и взрослых, обучающихся и родителей.

    Формы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения:

     - индивидуальные и групповые беседы.

     - групповые мероприятия, акции, вебинары.

     - волонтерские акции.

     - совет профилактики.

     - посещение семей.

     - профилактические занятия.

     Формы работы педагога-психолога по профилактике девиантного поведения:

      Индивидуальные и групповые формы:

  1. выявление причин отклонений в поведении (диагностика);
  2. беседы педагога-психолога
  3. приглашение на  совет по профилактики правонарушений
  4. вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  5. проведение тренинговых занятий с данной категорией обучающихся.

      На первом этапе индивидуальной работы с этими подростками психологическая диагностика помогает выяснить причины неконтролируемого поведения, образовательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и уникальное в духовном мире

подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, которые должны быть использованы в перевоспитании.

      Второй этап - связан с процессом коррекции, который предполагает использование методов и приёмов профилактики и коррекции.

      Третий этап работы основывается на воспитании обучающегося и прогнозирует развитие ценностной ориентации, личностных черт и качеств подростка.        

       Последний этап работы с подростками предполагает корректирование.

 

       Коррекция девиантного поведения - это способ педагогического воздействия на личность подростка, который способствует исправлению (коррекции) ее развития, закреплению положительных и преодолению отрицательных качеств. Корректирование позволяет обновлять или пересматривать индивидуальные и групповые подходы, характеристики школьников, а также используется в выборе методов и форм деятельности.            

      Наиболее эффективные методы и приёмы коррекции девиантного поведения детей и подростков в работе педагога-психолога и социального педагога:

       - наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль;

       -  словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);

       - методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивирования и приобщения к действию, положительный пример, метод содействия и сотворчества и др.);

      - технологии работы: сказкотерапия, ролевые игры, тренинги, арт-терапия.

       

       В нашей практике эффективными методами работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков не только выступают тематические уроки, совет профилактики, вовлечение во внеурочную деятельность, волонтёрские акции, например такие как, «Чистый лес», «Чистый берег»,  «Помощь одиноким пожилым людям».

    А  также  цикл проведения профилактических занятий по В. Г. Касаткиной и В.Н. Касаткина:

       РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

1. "Страна X" (коллективный рисунок)

Цель: Развитие навыков участия в совместной деятельности.

Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, восковые пастели и т.п.

Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в коллективном рисовании.

2.  "Поводырь"

Цель: Развитие чувства ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.

Упражнение выполняется в парах. Один — «слепой» (у него могут быть завязаны глаза), другой — поводырь. Задача поводыря — несколько минут поводить по комнате «слепого», уберегая его от острых углов, встречающихся людей, таким образом, чтобы ему было комфортно. Поводырь должен помнить, что "слепой" в это время полностью зависит от него, и почувствовать ответственность за этого человека. Затем дети меняются ролями.

       ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ ЦЕЛИ

1. "Волшебная подушка"

Цель: Развивать у детей способность мечтать. Способность мечтать, выражать свои желания является предпосылкой к умению осознавать и ставить цели, а впоследствии и достигать их. Дать детям почувствовать, что другие члены группы внимательно эти желания выслушивают и принимают всерьез.

Материалы: небольшая подушка, на которой может поместиться один ребенок. Инструкция:

Сядьте, образуя круг. У меня есть волшебная подушка. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании, может быть, самом важном. Возможно, оно будет связано с кем-то из ребят в классе, или со мной, или со школой в целом. Но это может быть и совсем другое желание, например, чтобы у родителей было больше времени для вас, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас появилась своя комната и т.д. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: "Я хочу..." Все остальные будут внимательно его слушать. Рассказчик сам решает, кому он передаст подушку дальше. После того как выслушаем желания всех ребят, мы поделимся впечатлениями.

Проследите, пожалуйста, чтобы очередь дошла до каждого ребенка. Если возможно, сыграйте в два круга. Анализ упражнения:

• Слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь?

• Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?

• Когда ты набрался, наконец, смелости, чтобы рассказать о своем желании или надежде?

• Есть ли у тебя желания, которые может выполнить учитель или ребята из твоего класса?

2. "Взгляд в будущее"

Цель: "Построение" будущего через планирование и фантазирование, объединение его с настоящим.

Материалы: бумага и карандаш — каждому ребенку.

Инструкция:

Вы когда-нибудь задумываетесь о том, что будете делать в этом году..., через пять лет..., через десять лет? С кем вы говорите о том, чего бы вы хотели достичь и что пережить в своей жизни?

Мне хотелось бы, чтобы вы сейчас задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет ваша жизнь.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха.

Представь себе, что ты ночью лежишь в своей постели и видишь прекрасный сон. Ты видишь самого себя через пять лет... (15 сек.)

Обрати внимание, как ты выглядишь через пять лет... где ты живешь... что ты делаешь... (15 сек.)

Представь себе, что ты очень доволен своей жизнью. Ты еще продолжаешь ходить в школу, или ты уже работаешь? За что именно ты отвечаешь? Что ты умеешь делать из того, чего не умеешь еще сейчас, когда ты еще ребенок и ходишь в школу? (30 сек.)

В течение некоторого времени подумай и постарайся понять, что тебе потребовалось сделать, чтобы достичь такого результата. Какие шаги ты для этого предпринял? (1 мин.)

Теперь возьми лист бумаги и опиши, что ты будешь делать через пять лет. Запиши, где ты будешь жить и где работать, во что будешь играть. Напиши, кто будет важен для тебя в твоей жизни. Опиши, как ты достиг всего этого. (15 мин.)

Анализ упражнения:

• Доволен ли ты увиденным образом своего будущего?

• Что тебе там понравилось больше всего?

• Есть ли там что-то, что тебе не понравилось?

• Если ты не совсем доволен, то что бы ты хотел изменить в своем образе будущего? Какие шаги тебе нужно для этого предпринять?

            РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Цикл бесед "Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т.п.)"

Цель: Умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества.

A) Доброта. Правила доброты:

— помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

— прощать ошибки других;

— не жадничать;

— не завидовать;

— жалеть других.

Б) Честность.

С детьми обсуждаются такие темы, как: "Трудно ли быть честным?", "Как сдержать свое слово" и т.п. Правила честности:

— сказал — сделай;

— не уверен — не обещай;

— ошибся — признайся;

— забыл — попроси прощения;

— говори то, что думаешь;

— не можешь сказать правду — объясни почему;

— не выдавай чужую тайну.

B) Вежливость. Правила вежливости:

— вежливость — умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;

— будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя, попрощайся;

— не заставляй о себе волноваться, уходишь — скажи, куда идешь и когда вернешься;

— не капризничай, не ворчи, твой каприз может испортить настроение другим.

2.  "Спор не ссора"

Цель: Умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Материалы: бумага, карандаши, ручки.

Задание: Вы наверняка не раз оказывались в ситуациях спора. И знаете, что он чаще всего происходит на повышенных тонах. И чем выше тон, тем больше спор напоминает ссору и тем сложнее найти выход из этой ситуации. В подобную ситуацию попадают ребята, герои рассказа В. Драгунского "Удивительный день". Помните, они решают построить площадку для космического корабля, но в самый разгар интересной и дружной работы начинают вдруг спор о том, кто будет в их игре космонавтом. Всем, конечно, хочется занять это почетное место, и ребята пытаются каждый защитить свое право. Давайте вспомним, как происходило дело у героев В. Драгунского:

«...И мы приналегли, и очень скоро площадка была совершенно готова. Мишка ее осмотрел, засмеялся от удовольствия и говорит:

— Теперь главное дело надо решить: кто будет космонавтом.

Андрюшка сейчас же откликнулся:

— Я буду космонавтом, потому что я самый маленький, меньше всех вешу!

А Костик:

— Это еще неизвестно, я болел, я знаешь, как похудел? На три кило! Я — космонавт.

Мы с Мишкой только переглянулись: они уже решили, что будут космонавтами, а про нас как будто и забыли!

А ведь это я всю игру придумал. И ясное дело, я и буду космонавтом!

И только я успел так подумать, как Мишка вдруг заявляет:

— А кто всей работой тут сейчас командовал? А? Я командовал! Значит, я буду космонавтом!

Он отошел, но тут вмешался Костик:

— Теперь осмотри меня! Я хочу быть космонавтом!

— Вот такое несчастье получается: все хотят! Прямо отбою от них нет, всякая мелюзга, а туда же!

Я сказал Костику:

— Во-первых, ты после кори, и тебе никакая мама не разрешит быть космонавтом, а, во-вторых, покажи язык!

Он моментально высунул кончик языка. Язык был розовый и мокрый, но его было мало видно. Я сказал:

— Что ты мне какой-то кончик показываешь! Давай весь! Он сейчас же высунул свой язык.

А я ему сказал:

— Все, все, хватит! Довольно! Можешь убирать свой язык. Чересчур он у тебя длинный, вот что. Просто ужасно длиннющий. Я даже удивлюсь, как он у тебя во рту укладывается.

Костик совершенно растерялся, но потом все-таки опомнился, захлопал глазами и говорит с угрозой:

— Ты не трещи! Ты прямо скажи: гожусь я в космонавты?

Тогда я сказал:

—С таким-то языком? Конечно, нет! Ты что, не понимаешь, что если у космонавта длинный язык, он может разболтать все секреты. Нет, ты, Костик, лучше успокойся! С твоим язычищем лучше на земле сидеть. Тут Костик ни с того ни с сего покраснел, как помидор. Он отступил от меня на шаг, сжал кулаки, и я понял, что сейчас у нас с ним начнется самая настоящая драка. Поэтому я тоже быстро поплевал в кулаки и выставил ногу вперед, чтобы была настоящая боксерская поза, как на фотографии, у чемпиона...

Костик сказал:

— Сейчас дам плюху!

А я сказал:

— Сам схватишь две!

Он сказал:

— Будешь валяться на земле!

А я ему:

— Считай, что ты уже умер!

Тогда он подумал и сказал:

— Неохота что-то связываться...

 А я:

— Ну и замолкни!»

                                                                                                                                                                                                            Вопросы для обсуждения:

• Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло?

• Давайте обсудим вместе:

Они обижают друг друга, скажете вы. Правильно, обидные высказывания в спорной беседе, конечно, недопустимы. Они не слушают друг друга и "горячатся", как часто говорят о тех, кто спорит.

• Какая самая главная причина неудачи ребят?

• Каким должен быть космонавт, какими качествами он должен обладать?

• О чем спорили друзья?

• Как можно было бы избежать ссоры?

ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ В 5-7 КЛАССАХ

СОЗДАНИЕ ЧУВСТВА БЕЗОПАСНОСТИ

(физического, психологического, эмоционального)

Упражнения:

1. "Школьные правила",

2. "Классный декрет",

3. "Каким я хочу видеть свой класс",

4. "Случаи из нашей жизни..."

5. "Король школы"

Цель: Выяснить отношение учащихся к школьным правилам.

Эта игра позволяет детям занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут придумать новые правила, по которым хотели бы жить в школе. Вполне вероятно, что эта игра сможет дать импульс к созданию каких-либо новых правил в классе.

Материалы: большие листы бумаги и фломастеры или карандаши — каждому ребенку.

Инструкция:

Представь себе, что ты — король или королева, а школа — твое королевство. Ты можешь устанавливать здесь любые законы, которые кажутся тебе разумными. Какие правила ты введешь в своем королевстве? Придумай и запиши список своих правил. Затем возьми большой лист бумаги и перепиши на него эти правила крупными буквами, как будто ты объявляешь их всему королевству. Если хочешь, можешь этот лист как-нибудь украсить. (20 мин.)

Теперь вы все можете встать и походить по комнате. Пусть каждый покажет свою работу остальным. Поинтересуйтесь, нравятся ли ребятам твои правила и выберут ли они тебя королем (или королевой) школы — навсегда или хотя бы на две недели. (10 мин.)

Анализ упражнения:

• Какое из твоих собственных правил кажется тебе особенно важным?

• Понравилось ли тебе чье-то другое правило?

• Как были созданы нынешние школьные правила?

• С каким из школьных правил ты не согласен?

• Кого ты хотел бы видеть королем (королевой) школы или королем (королевой) класса?

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ

1. «Дневник моих достижений» (см. описание задания в разделе "Формирование позитивного самоотношения", 1—4кл.)

2. "Волшебный базар"

Цель: Проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение принятию своих негативных качеств.

Состоит из двух частей:

1. Разогревающее упражнение.

Процедура: Назовите ваши положительные и отрицательные качества. Большой групповой круг. Каждый называет одно качество и передает ход другому по кругу.

Необходимое время: 10—15 минут. После окончания упражнения обсуждение:

• Легко или трудно было подобрать качества?

• Какие положительные или отрицательные качества быстрее приходили на ум?

2. Основное упражнение.

Материалы: большие стандартные листы бумаги и маленькие, размером с визитку (из расчета 10 на каждого члена группы), фломастеры и булавки.

Процедура: Ваши учителя и родители жалуются на то, что вы себя плохо ведете, что у вас масса плохих качеств, которые им очень не нравятся. Но мне кажется: каждый человек вправе сам решать и давать оценку своим качествам. Согласны? Но как бы там ни было, у нас у всех, вероятно, есть такие качества, которые нам помогают или, наоборот, мешают жить. Поэтому сейчас предлагаю сыграть в игру: "Волшебный базар". Особенность этого базара состоит в том, что на нем торгуются и обмениваются человеческими качествами.

Возьмите по листу бумаги и фломастеру и вверху листа большими буквами напишите "КУПЛЮ", ниже разборчиво, чтобы могли прочитать торговцы, крупными буквами напишите качества, которые вы хотели бы приобрести. Приколите этот листок булавкой на грудь.

Теперь возьмите маленькие листочки и на каждом напишите по одному качеству, которое вы хотели бы продать или обменять на базаре.

Итак, вы на "Волшебном базаре". Походите по рынку, присмотритесь к товару, познакомьтесь, кому какие качества нужны, кто, чем торгует. Ведите себя свободно, торгуйтесь.

Здесь нет никаких ограничений. Вы можете обменять свой товар на одно, два, три качества, делать двойной или тройной обмен, просто отдавать качества, ничего не ими обменяться. Если вас что-то не устраивает, ищите подходящие варианты.

Ведущий в процессе игры постоянно стимулирует активность на рынке. Игра прекращается либо тогда, когда рынок самостоятельно "расходится", либо на усмотрение руководителя, который берет на себя роль директора и со словами: "6 часов! Рынок закрывается!" — заканчивает торги.  После окончания упражнения группа делится впечатлениями от игры:

• Легко или трудно было найти качества, которые хотелось бы приобрести или от которых хотелось бы избавиться?                                                                                                                                                                                                                  

• Что удалось, а что не удалось реализовать на рынке и почему?

•  Какая роль больше понравилась: покупателя или продавца?

• Что чувствовали, о чем думали, когда играли ту или иную роль?

• Что понравилось, что не понравилось в упражнении?

• Что легко было делать, что трудно?

3. "Различные способы приготовления пиццы"

Цель: Заострить внимание на позитивных качествах детей. В этом упражнении мы будем использовать несколько различных позитивных качеств в виде начинки для пиццы, для того чтобы ученики могли определить свои собственные главные достоинства.

Материалы: ножницы и клей; золотой или светло-коричневый картон или куски какого-нибудь более плотного материала; цветная бумага: красная, зеленая, белая или коричневая; цветные карандаши или маркеры.

Указания:

— Напишите на доске каждое из человеческих качеств, показанных в виде начинки для пиццы: сообразительный, радостный, сильный, остроумный, артистичный, трудолюбивый, добрый. Попросите учеников дать синонимы для каждого из этих слов, чтобы всем было понятно их значение. Спросите их, какие положительные качества мы еще упомянули, и добавьте их в список. — Попросите учеников подумать, какая "начинка" больше всего подходит для каждого из них.

— Объясните, что при выборе начинки они не должны избирать только те качества, которые им присущи постоянно. Например, никто не может быть всегда в одном настроении, скажем, всегда радостным.

— Попросите учеников сделать 5 или 6 начинок, которые лучше всего описывают их индивидуальность. Поощряйте использование "других" начинок, с другими тинными качествами, которые лучше всего подходят конкретно к ним, Обратите внимание на тех учеников, которые затрудняются подобрать для себя начинку. Помогите каждому из них, скажите им, какие качества видите в них вы. Наклейте начинку на пиццу. Ученики могут сохранить свои пиццы (могут повесить на стены возле своих парт), чтобы не забывать о том, что их делает особенными.

Совместная деятельность:

Сделайте одну большую пиццу из светло-коричневого или золотого картона. Каждый ученик может поместить туда начинку со своим самым лучшим качеством и написать свое имя красивыми буквами. Заголовок может быть следующим: «Различные способы приготовления пиццы», «Наш класс шикарный!», «Наш класс великолепный!» или «Попробуй догнать наш класс!».

Вместо индивидуальной работы можно разбить класс на группы из 5 человек. "Пиццы" можно расчертить на 5 кусочков. (Сделайте макеты гриба, перца, лука или сосисок из цветного картона.) Каждый ученик выбирает сам свое лучшее качество для начинки со своим именем. Все получившиеся пиццы можно развесить на стенах класса. Внимание: вместо пиццы вы можете делать мороженое, торты или гамбургеры с различными начинками.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

1. "Испорченный телефон"

Цель: Заострить внимание на восприятии собеседника, совместно сформулировать правила "хорошего слушания". Несколько человек выходят из комнаты. Ведущий показывает "зрителям" какую-либо картинку. Затем приглашается первый участник, ему показывается картинка, которую он словесно описывает. Картинка убирается. Входит второй играющий, и первый рассказывает ему то, что увидел. Затем второй рассказывает услышанное третьему и т.д. Далее зрители и слушатели могут поменяться ролями.

Затем проводится обсуждение: почему искажен смысл, как это происходило?

Группа с помощью взрослого может сделать выводы: слушать и слышать — не совсем одно и то же. Слушание и понимание похожи.

После окончания обсуждения проводится упражнение на умение слушать.

1. Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как маленький ребенок; третьему — как робот; четвертому - как пулеметная очередь и т.д.

Обсудить:

• Какой темп разговора в общении является самым выгодным?

• Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

2. Произнести свое имя с разными интонациями, посмотреть, как интонация влияет на восприятие.

3. Произнести фразу: "Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим" с разными интонациями: назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости.

2. "Анабиоз"

Цель: Совершенствование навыков эмоционального контакта.

Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли "замороженного" и "реаниматора". По сигналу "замороженный" застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо: * с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача "реаниматора", на которую отводится одна минута, — вызволить партнера из этого состояния, оживить его. "Реаниматор" не имеет права ни прикасаться к "замороженному", ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, - это взгляд, мимика, жест и пантомима.

Модификации упражнения. В группе выбирается «водящий» — "замороженный", остальные медленно ходят вокруг водящего. Тот, кто оказывается напротив, пытается "разморозить" его.

Признаками успешной работы "реаниматоров" можно считать непроизвольные реплики "замороженного", его смех, улыбку и другие проявления эмоциональной жизни. Критерии выхода из анабиоза, которые могут варьировать от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица, устанавливаются самими участниками.

В предложенном упражнении в миниатюре решается задача перехода от отчуждения к контакту. Работая в роли "реаниматоров", участники осваивают различные способы разрушения взаимной изоляции.

2. "Объявление"

Цель: Сформулировать и проговорить вслух цели, которые дети уже осознали. Помочь утвердиться в этих целях и принять их как само собой разумеющееся.

Инструкция: У каждого из нас есть цели. Некоторые из них мы не хотим осуществлять, другие, наоборот, очень хотели бы осуществить.

К чему вы стремитесь? Сейчас можно набросать объявления о целях, которые для вас очень важны. Это могут быть самые разнообразные объявления: покупка какой-нибудь нужной вещи, приобретение животных, поиск друзей, - все, что угодно. Это может быть объявление в разделе «Разное», или же вы можете изобрести абсолютно новую разновидность объявлений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Указывайте каждый раз, что именно вы ищете, каковы ваши конкретные пожелания и что вы готовы предложить взамен. Снабдите тексты объявлений своими координатами (имя, адрес, телефон), как положено в таких случаях.

Где бы вы хотели опубликовать свои объявления?

• "Из рук в руки".                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

• "Приглашаем на работу".

• "Cool".

• "Мурзилка".

Если вам не удается подобрать подходящую газету или журнал, придумайте свое собственное название.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

1. "Что такое конфликт?"

Цель: Дать определение конфликта. Проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе.

Процедура: Запишите посередине доски слова "Конфликт — это...". Затем спросите группу: "Что такое, по-вашему, конфликт? Давайте запишем вокруг этого незаконченного предложения все, что приходит в голову по поводу конфликта..." Ответы учащихся записываются на доске.

В ходе работы полезно ориентировать на отражение положительного воздействия конфликта. Например: "Конфликт — это возможность проверить человеческие взаимоотношения", "Это способ защиты собственного достоинства" и т. д. Определения лучше выделять на доске, записывая положительные формулировки по одну сторону, а отрицательные — по другую.

После этого обратите внимание учеников на бытовое определение конфликта: "Конфликт — это ссора...", заострите внимание детей на разнообразии признаков, по которым мы судим о наличии конфликта. Приведите такой пример: "Вы идете по коридору школы, видите двух ваших знакомых, которые разговаривают между собой. При вашем приближении они замолкают, обмениваются многозначительными взглядами и понимающе улыбаются друг другу. Пройдя мимо, вы невольно оборачиваетесь и видите, что они смотрят вам вслед. Неожиданно встретив ваш взгляд, они отводят глаза, и что-то начинают говорить друг другу... Между вами не произнесено ни единого слова, но вы уверены, что это — конфликт". Здесь может быть уместен риторический вопрос: "Есть в этой ситуации то, что характеризует ссору, — громкие крики, взаимные оскорбления?"

Вывод, который должен быть сделан — конфликт — это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, но это лишь не самый лучший способ выражения накопившихся эмоций.

Предложите учащимся разделиться на группы по трое. Каждая группа должна подготовить сценку на 3-5 минут. Тема может быть любой, главное, чтобы было видно, что это конфликт.

После предъявления сценок обсудите увиденное:

•  Что общего было во всех сценках?

•  Что вы чувствовали во время выполнения упражнений?

•  Понравилось ли вам быть в роли конфликтующих?

•  Какими могут быть последствия этих конфликтов?

•  Каким может быть положительное воздействие конфликтов на их участников?

2. "Точки зрения».

Цель: Стимуляция изучения самого себя, способствование поведенческим изменениям, формирование способности отстаивать собственную точку зрения через выражение протеста и возражения собеседнику.

Процедура: Члены группы стоят. Стулья расставляются вдоль противоположных стен. Ведущий зачитывает инструкцию:

Сейчас вам будут зачитаны мнения людей по поводу различных жизненных проблем. Те, кто согласен с этим мнением, сядьте на стулья у правой стены, те, кто не согласен, — у левой стены. В центре не должно остаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: "согласен — не согласен". Далее зачитывается одно из нижеследующих мнений:

•  все плохие поступки не остаются безнаказанными;

•  людям, которые лгут, трудно смотреть в глаза других;

• любого преступника можно освободить благодаря ловкой защите адвоката;

• каждый человек должен следовать чувству долга и ответственности;

• соблюдение законов является обязательным для всех;

• если установленное правило не нравится, то его можно нарушить;

• родителям можно простить все;

• люди должны уважать права друг друга;

• человека, который обманул, обязательно будет мучить совесть.

После того как участники разделились на группы, начинается обсуждение. Ведущий обращается к одной группе и просит каждого из ее членов обосновать свой выбор: «Объясните, пожалуйста, почему вы согласились именно с этой точкой зрения?» Во время высказываний членов одной микрогруппы ведущий должен находиться в нейтральной позиции, т.е. занять место с краю между группами и следить за тем, чтобы участники, имеющие противоположные мнения, не мешали говорить выступающему. Затем предоставляется слово членам второй микрогруппы, потом снова первой: "Что вы можете возразить на аргументы своих оппонентов?" И так продолжается до тех пор, пока четко не прояснится позиция членов обеих групп.

В процессе обсуждения возможно изменение мнения кого-то из участников. Поэтому в конце обсуждения необходимо предоставить возможность тем, кто желает, перейти в противоположную группу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

В случае если вся группа заняла одну позицию, все равно нужно попросить каждого из участников обосновать свое решение. И лишь затем переходить к оглашению следующего суждения из списка.

Следует отметить, что на одном занятии можно использовать не весь список, а лишь 3—4 суждения.

После выполнения упражнения проводится общее обсуждение:

•  Что не понравилось, что понравилось в этом упражнении?

•  Что трудно было сделать, что легко?

•  Что чувствовали, о чем думали во время выполнения упражнения?

 Особого внимания требует коррекция девиантного поведения. Здесь мы применили метод сказкотерапии. 

       Сказкотерапия – это направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание. Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе со школьниками, имеющими склонность к девиантному поведению. Метафора, лежащая в основе сказки, выступает не только «волшебным зеркалом» реального мира, но и скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К.Г. Юнг и его последователи.

      И что важно, сказка позволяет косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны.

   Девиантное поведение подростка – это сигнал о помощи, вызов, сообщающий о том, что  у школьника возникли трудности с преодолением сложных жизненных обстоятельств. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляют подростка, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось лишь незначительное внимание. И здесь на помощь школьнику приходит психотерапевтическая сказка. Она несет в себе живое человеческое УЧАСТИЕ и МУДРОСТЬ. И это то, в чем на самом деле больше всего нуждается подросток,  проявляющий склонность к девиантному поведению.

     Как строится процесс сказкотерапии в случае с таким подростком? Слушая сказку, размышляя о ней, школьник, пока на бессознательно-символическом уровне, «запускает» собственные созидательные процессы. Пройдет некоторое время (у каждого в свой срок), и начнет положительно меняться состояние, отношение к себе и окружающему миру; актуализируются творческие возможности и силы, конструктивно изменяющие жизнь.

Склонность к девиантному поведению подросток часто начинает демонстрировать именно в критические периоды жизни. Психотерапевтическая сказка поможет в период жизненного кризиса  и станет мощным психопрофилактическим и развивающим средством.

        Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия людей, одержимых иллюзией собственной безнаказанности, отрицающих «сказочные» законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с подростками, склонными к девиантному поведению, сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.

        Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с обучающимися на ценностном уровне. Психологические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

        Для подростков эмоциональный аспект сказкотерапии («вспоминание» сказочного мироощущения) является дверью к их личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, подростки могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. И, открыв в себе ресурс, подросток переключается на события своей жизни, немного иначе осмысляет их и приступает к конструктивному преобразованию своего поведения.

авторскими психотерапевтическими

Практическое занятие.

    Для начала педагог-психолог приветствует ребят и начинает вводную беседу: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами немного поразмышляем. А поможет нам в этом небольшая сказочная история. Как вы относитесь к сказкам? Какие сказки у вас самые любимые? Как вы думаете, какие функции выполняют сказки? Важно ли всем читать их?» Ребята по желанию высказывают свое мнение, рассуждают.

    Педагог-психолог: «Сказка – это бережное прикосновение к нашей душе, сказка добрая и волшебная, светлая и грустная может помочь нам  понять и принять тайные уголки души и сердца, поддержать, разделить боль и подарить радость. Сказка несет в себе живое человеческое УЧАСТИЕ и МУДРОСТЬ – то, что нам порой очень бывает нужно».

    Педагог-психолог предлагает ребятам выполнить задание: записать те ассоциации, которые возникли у них в связи со словом «сказка». Это могут быть определения этого понятия, названия конкретных сказок – в общем, все, что приходит в голову.

    Каждый из участников зачитывает свои записи. Обычно определения сказки встречаются нечасто, но зато бывают яркими и неожиданными. Чаще предъявляется ассоциативный ряд примерно такого плана: «детство», «теплота», «бабушка», «радость», «вымысел», «страшно». Во время обсуждения педагог-психолог может задать вопрос о том, кому чьи ассоциации показались более интересными и (или) близкими к собственным.

     Затем педагог-психолог предлагает выяснить, как же трактуется сказка в науке. Он зачитывает ребятам несколько определений сказки, взятых из разных источников:

  1. «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» (В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т. 4. С. 170).
  2. Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986. С. 625).
  3. «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил» (Словарь русского языка. М., 1988. Т. IV. С. 102.).
  4. «Краткая поучительная, чаще оптимистичная история, включающая правду и вымысел» (С.К. Нартова-Бочавер. 1996).

      Итак, ребята, мы с вами многое обсудили, я думаю, что нам пора наконец-то послушать одну сказочную историю. Пожалуйста, слушайте внимательно и соблюдайте тишину. Если у вас возникнут какие-нибудь вопросы или мысли по поводу услышанного, можете их записать, а после озвучить их в общей беседе. Ведущий начинает читать (см. Приложение).

   Педагог психолог после прочтения: «Понравилась ли вам сказка? О чем она, на ваш взгляд? О чем вам хотелось бы поразмышлять после этой сказки?» Ребята отвечают по желанию.

  Далее следует более детальный анализ сказки. Он проходит в форме вопрос-размышление-ответ. Ребята могут разделиться на подгруппы, а могут высказываться и лично от себя. Если во время обсуждения ребята испытывают трудности, педагог-психолог может помогать им (в скобках приведены примерные ответы). Важно, чтобы максимальное количество обучающихся было включено в обсуждение,  и у каждого из желающих была возможность высказать свою точку зрения.  

Обсуждение сказки.

  1. Наша сказка называется «Окно». Давайте подумаем, почему сказка имеет такое название? (Окно в тюремной башне показывает Вору себя со стороны и тем самым позволяет оценить, насколько чудовищны его поступки, позволяет провести границу между добром и злом. Вор смог осознать свою ошибку и раскаяться в том, что он совершил).  Может быть, кто-нибудь хочет предложить свое название сказки? Только не забудьте обосновать свой ответ.
  2. Как вы поняли, какие основные темы прозвучали в сказке? (Тема противопоставления добра и зла в человеке: Вор жил в беззаконии и безнравственности, но волей судьбы сумел увидеть другую сторону жизни. Темы совести, самоанализа, осознания вины: Вор так остро осознал вину за то, что он творил, что попросил Судью оставить его в камере).
  3. Что можно сказать о главном герое сказки? Какими чертами он обладает? (главный герой – Вор, его ремесло – это воровство. Поначалу он жил с этим спокойно, совесть его не тревожила, ведь он цеплялся за жизнь как умел. Не считал себя неправым, находил себе много оправданий. Вор был одинок, у него не было друзей,  потому что он никому не доверял, считая всех людей лживыми и продажными. А окружающие люди презирали и опасались его).
  4. Какую роль в сказке сыграли остальные герои? (Настоящий Судья сыграл в сказке решающую роль. Он, по-видимому, олицетворяет моральный суд, суд общества. Роль настоящего Судьи в том, что он создает условия для осознания Вором вины  перед обществом, а впоследствии помогает ему измениться, преобразовать свой внутренний мир. В итоге Вор стал помогать заключенным осознать другую сторону жизни, развить в себе доброту и участие. Люди, сидящие в камерах, могли искренне раскаяться в содеянном.

     Кот – олицетворение совести Вора. Он проложил для вора путь изменения в лучшую сторону лапками в розовой краске. Кот ведет Вора в дом, где живет девочка и ее родители. Он показывает другую грань жизни, несовместимую с прежними представлениями Вора. Ему открываются доброта, забота, доверие и участие.

     Девочка – воплощение добра, жизнелюбия, благородства, любви и заботы. Она помогает маме и папе, целует своего кота, каждый раз кричит всему миру «Доброе утро!». У девочки была семья. В ней все любили друг друга. Но после нападения Вора, мама и папа умерли, а девочка пропала).

  1. Какую стратегию отношений Вор выбирает в начале? Что меняется в конце? (Сначала Вор думал лишь о себе, как прокормиться, не пропасть, не задумываясь о том, что причиняет зло другим людям.  Впоследствии он осознал, что своими действиями ломал жизни не только отдельным людям, но и семьям, приносил вред обществу в целом).
  2.  Каким волшебным средством пользовался герой в сказке? Для чего оно было ему необходимо? (Основное волшебное средство – это окно в тюремной башне, благодаря которому главный герой перестраивает свое отношение к жизни. Через окно Вор смог увидеть то, что он сотворил 10 лет назад – разрушил семью своими корыстными действиями. После увиденного в окне он стал горевать и злиться на себя, так как понял, сколько причинил зла добрым и хорошим людям).
  3. Каким образом главный герой решает бороться со злом после осознания свой вины? ( Вор, взяв в помощники кота и девочку, идет в тюрьму к заключенным для того, чтобы люди, сидящие в камерах, смогли осознать свою неправоту, раскаяться в содеянном и исправиться. В заключенных просыпалось доброе начало и человечность).

       Далее педагог-психолог предлагает ребятам сделать вывод о том, какова мораль сказки. Участники могут разделиться на подгруппы или высказывать каждый свою точку зрения.

       В конце педагог-психолог благодарит ребят за внимание, отмечает самых активных участников обсуждения. По принципу обратной связи обучающиеся высказывают свое мнение об эффективности проведения занятия, отмечают плюсы и минусы.

Приложение.

Терапевтическая сказка.

 (автор сказки А.В. Гнездилов – практикующий психолог, сказкотерапевт)

ОКНО

  Жил-был Вор. Обычный, как и многие другие. И, конечно же, он находил оправдание своему ремеслу в том, что судьба к нему несправедлива, что вокруг него только злые люди, что он борется за жизнь так, как умеет.

Раньше Вор промышлял вместе с шайками таких же отщепенцев, но вскоре понял, что они не столько помогают, сколько обременяют его. Тем более что держатся они на извращенном понятии дружбы: на самом деле каждый готов продать другого, если ему это выгодно.

Время благородных бандитов в действительности не прошло, а его попросту и не было.

Зло, как болото, втягивает в свою трясину всего человека, стоит к нему прикоснуться лишь пальчиком. И тем не менее, отделившись от других и не имея на своей совести загубленных душ, Вор почитал себя едва ли не аристократом в своей среде, и совесть его не тревожила.

И как же обидно и непонятно было для него, когда, входя в какую-либо компанию, он видел, что люди смотрят на него с подозрением и придерживают карманы. Неужели профессия так откладывается на лице? Тогда почему же, когда он сам смотрит на себя в зеркало, то ничего особенного не видит? И ведь и совесть его не мучит, и уж добрую половину своих подвигов, он забыл а то, что забыто, можно считать, и не существовало.

Но вот однажды Вор встретил настоящего Судью. И тот без долгих слов посадил Вора в тюрьму.

— За что? — кричал оскорбленный Вор. — Я ничего не украл.

— Спроси у своего лица, а еще лучше — у совести, — отвечал Судья. — И даже если ты ничего не украл сейчас, то уж в прошлом или в будущем обязательно что-то совершишь! На тебе просто написано, что ты не понимаешь, что такое добро, а что — зло.

И вот Вора заключили в башню, где он должен был находиться неведомо сколько, так как, по мнению Судьи, он был опасен для общества.

Вначале Вору было скучно, потом страшно скучно, потом плохо, очень плохо, так, что он даже стал думать о смерти. И вот как-то, когда он стал отказываться от еды, его перевели в новую камеру. Она была в башне, на самом высоком этаже. Убежать отсюда немыслимо, но зато можно было видеть домишки, примыкавшие к территории тюрьмы.

Это были жалкие лачуги с чахлыми садиками, и жили в них очень бедные люди. Однако их жизнь казалась Вору невероятно интересной. Особенно один дом привлекал его внимание. В нем жил дровосек с женой и маленькой дочерью. Девочка была так прелестна, что Вор мог смотреть на нее и днем и ночью, не уставая. Она вставала с солнцем, улыбалась, открывая окно, и кричала «доброе утро!» всему миру, так как не предназначала его никому в отдельности. Потом она провожала отца, помогала по хозяйству матери, играла, пела, сама себе рассказывала какие-то истории.

Самое чудесное было вечером, когда она, прежде чем затушить свечу, целовала пушистого кота. Потом она засыпала, и Вор ждал, когда лунные лучи проберутся к ее постели и осветят лицо. Сам того не замечая, он привязался к этой семье и словно стал жить в ней. Более того, ему стали сниться сказочные сны. Так однажды ему привиделся кот, который пришел в его камеру, чтобы пригласить на день рождения девочки.

— Но как я пройду сквозь стены и не заблужусь на ваших кошачьих дорогах? — удивился Вор.

— О не беспокойся, ты перейдешь в мое тело, а я в твое. Взгляни на мои лапки. Они в розовой краске. Это я сделал специально, чтобы оставить для тебя следы. По ним ты найдешь дорогу.

О, как был счастлив Вор, когда очутился в домике маленькой принцессы, как он окрестил девочку, и получил ее поцелуй.

Но однажды случилось несчастье. Вор увидел, как какой-то чужой человек влез в дом, стал искать деньги и даже вытащил нож, угрожая девочке и требуя, чтобы она открыла, где лежат их сбережения.

Она плакала, а он размахивал ножом. В это время вошла мать. Увидев эту картину, она упала бездыханной на землю. Ее сердце не выдержало этого ужаса.

Грабитель бежал, а Вор у своего окна бился о решетку, отчаянно кричал и плакал. Потом он видел, как в том же дворе похоронили мать девочки, как сама она приходила на могилу и безутешно плакала, а отец ее, не вынеся потери, запил.

Счастье и мир, в котором жила добрая семья, жизнь самого Вора были разрушены в один момент.

Страшным горем явилось для Вора это событие. Тем не менее что-то случилось с ним, и сторож доложил о нем Судье. И вот Вора вызвали снова в Суд.

— Теперь у тебя нормальное лицо! — заявил Судья. — Ты можешь быть свободен.

«Не слишком ли вы поторопились, господин Судья», — подумал Вор.

Его душа кипела ненавистью к грабителю, и он собирался найти его и отомстить. Ведь даже полученная свобода не радовала его. По сути дела в душе у Вора не было никого, кого бы он любил, кроме этой бедной уничтоженной семьи. И вот он пришел к дому, на который смотрел семь лет из окна тюремной башни. Все было знакомо ему. Только дом был абсолютно пуст, если не считать кота.

— Где девочка и ее отец, что живут здесь? — спросил Вор у соседей. Они удивились его вопросу. Тогда он стал пояснять, что в дом влез грабитель, что умерла мать девочки, что отец стал пьяницей.

— Но это произошло уже десять лет назад, хозяин умер вслед за женой, а дочь их где-то пропала. Того же грабителя поймали через три года и посадили в тюремную башню так, чтобы он видел то зло, которое совершил. В ужасе Вор схватился за голову. Внезапно он вспомнил тот обычный для него и, конечно, давно забытый день, когда забрался в дом и решил попугать какую-то девочку и ее мать. Вот что вышло из его поступка.

Но как эти события вернулись к нему через года после того, как произошли? Кому он будет теперь мстить? Вор вернулся к Судье и просил оставить его в тюрьме.

— Только разрешите мне посещать заключенных. Может, я помогу и им, и вам.

С тех пор прошло много лет. В разные камеры входил грустный старик с пушистым котом, у которого были розовые лапки. Он ничего не рассказывал о себе, но его присутствие меняло преступников. В них просыпалось доброе начало, особенно когда из-за решеток доносился тонкий девичий голосок, распевающий трогательные песни, а кот забирался им на плечи и ластился.

И, конечно, его мурлыканье было лучшим аккомпанементом и для молчания старика и для песни. И людям возвращалось человеческое.

Перспективы развития

     Об оценке эффективности проекта можно говорить очень конкретно.

Описанные практики, которые мы реализуем, в нашем учреждении говорят, только о перспективе положительных результатов.  

     - повысится качество успеваемости;

     - сократится количество пропущенных уроков;

     -установятся доверительные, уважительные отношения между участниками образовательного процесса;

     - повышение показателя сплоченности в детских коллективах.

Список литературы

  1. И. С. Кон «Психология ранней юности». Москва 1989г.
  2.  Т. А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова «Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» Москва 2006г.
  3. В. Н. Гуров «Социальная работа образовательных учреждений с семьёй». Москва 2005г.
  4. О. В. Галичкина «Система работы по профилактике наркомании». Волгоград 2016 г.
  5. С. В. Иванова «Социально-педагогическая работа школы». Москва, 2005г.
  6. В. Г. Касаткина: Методическое пособие «Возможности использования в обучении». Новосибирск 2013г.
  7. А. Н. Моховиков «Суицидология прошлое и настоящее». Москва 2013г.
  8. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги /Авт.-сост. Михайлина М.Ю., Павлова М.А..-Волгоград: Учитель, 2009г.
  9. Авторская сказкотерапия / Авт. А. В. Гнездилов
  10. Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия / М.: Эксмо-Пресс, 2001 – 304 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по профилактике девиантного поведения обучающихся средствами сказкотерапии

Практическое занятие разработано педагогом-психологом с целью организации профилактической работы с обучающимися, склонными к девиантному поведению...

Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся

Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактики девиантного поведения учащихся 1-11-х классов

Программа  способствует укреплению взаимосвязи и взаимодействия педагогов,родителей,общественности в деле воспитания...

МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10–11 КЛАССОВ ГРУППЫ РИСКА НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО САМООБОРОНЕ...

Тема семинара-практикума: «Организация и проведение мероприятий, направленные на профилактику девиантного поведения у обучающихся»

Цель семинара-практикума:выработать механизм работы социальных педагогов с обучающимися девиантного поведения....

Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...