Профилактика суицидального поведения среди подростков
презентация к уроку по психологии

Карпова Елена Вячеславовна

Рекомендации для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_suitsidalnogo_povedeniya.pptx877.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика суицидального поведения подростков

Слайд 2

Притча Один человек шел вдоль реки. Вдруг он увидел, как из-за поворота река выносит тонущих детей. Он бросился в реку и начал спасать их. Мимо проходил другой человек. Увидев происходящее, он тут же бросился на подмогу. Третий прохожий внимательно наблюдал какое-то время, потом быстро пошел дальше. - Куда же ты, почему не помогаешь нам? - Я вижу, что вы вдвоем справляетесь здесь. Посмотрю за поворотом реки, что происходит там, почему дети попадают в реку.

Слайд 4

Основные причины суицидального поведения: Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непо­нимания. Действительная или мнимая утрата любви родителей, не разделенное чувство, ревность. Переживания, связанные со смертью, разводом или ухо­дом родителей из семьи. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самооб­винения. Боязнь позора, насмешек или унижения. Страх наказания, нежелание извиниться. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов. Проблемы и конфликты в семье. Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду). Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду. Страх перед будущим. Потеря смысла жизни. Подражание кумирам Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Прессинг успеха. Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать ожиданий дорогих людей.

Слайд 6

Мотивы суицидального поведения:

Слайд 8

Динамика развития суицидального поведения Первая стадия - стадия мыслей, вопросов о смерти и смысле жизни. характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75 % случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте. Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях. Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов. Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом . Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид ) или месяцами (хронический пресуицид ).

Слайд 9

Направления работы: 1. Психологическое просвещение родителей , которое осуществляется в виде лекций, бесед, занятий с использованием интерактивных форм (мозговых штурмов, дискуссий, просмотров и обсуждения видеороликов) и включает три направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка (рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку и к его возможностям, особенности требований). Второе направление касается влияния на детей страхов и тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки. Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной компетентности. Основная задача такой работы – формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике их или пониженной тревожности у детей. 2. Психологическое просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. 3. Психологическая работа с детьми и подростками , ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умение вести себя в трудных ситуациях, в случаях неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка. Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей .

Слайд 10

Направления работы с обучающимися Класс Особенности учащихся На что обратить внимание Формы работы 1 – 4 Становление и развитие самооценки учащихся. В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти. Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти. - Игровые занятия, направленные на формирование адекватной самооценки, позитивное мышление, межличностное взаимодействие 5 Адаптация к среднему звену Активизация интереса к коллективной деятельности. Адаптация к среднему звену Активизация интереса к коллективной деятельности. - Выявление обучающихся «группы риска» - Игровые занятия, направленные на формирование адекватной самооценки, позитивное мышление, межличностное взаимодействие 6 Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот» - Выявление обучающихся «группы риска» - Классный час: «Индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях» - Занятия по развитию навыков общения, саморегуляции , формированию адекватной самооценки 7 Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении Развитие навыков общения, Формирование навыков саморегуляции , реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов) - Выявление обучающихся «группы риска» - Занятия по развитию навыков общения, саморегуляции , формированию адекватной самооценки

Слайд 11

Направления работы с обучающимися Класс Особенности учащихся На что обратить внимание Формы работы 8 Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; Активизация сферы профессиональных интересов Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции ; первичное исследование сферы профессиональных интересов - Выявление обучающихся «группы риска» - Классный час: «Подросток и взрослая жизнь» - Занятия по развитию навыков общения, саморегуляции , формированию адекватной самооценки 9 Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей» Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе - Выявление обучающихся «группы риска» - Занятия по развитию навыков общения, саморегуляции , формированию адекватной самооценки - Круглый-стол «Толерантное отношение к себе и другим» - Проведение ролевых игр для учащихся «Конфликт в нашей жизни», «Взросление» 10-11 Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся - Выявление обучающихся «группы риска» - Проведение ролевых игр для учащихся «Конфликт в нашей жизни», «Взросление» - Классные часы: «Человек и общество»; «Учимся строить отношения»; «Умей управлять своими эмоциями»; «Если тебе трудно».

Слайд 12

Плакаты, буклеты с информацией о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов Проведение дней здоровья и спорта, включающая конкурс рисунков плакатов Повсеместное привлечение учащихся «группы риска» в соответствии с их интересами и способностями ко всей внеклассной работе и мероприятиям лицея (кружки, секции, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, акции, конкурсы и т.п.), в том числе с использованием возможностей молодежных и спортивных учреждений городских и сельских поселений.

Слайд 13

«Ненавижу – школу!» «Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать?» «Когда я был в твоем возрасте... Да ты просто лентяй!» «Все кажется таким безнадежным. Что толку?» «Всем было бы лучше без меня…» «Вы не понимаете меня!» «Мама, я совершил скверный поступок!» «Что, если у меня не получится…» «Иногда мы чувствуем себя подавленными…Давай подумаем, какие у нас проблемы и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь». «Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?» «Скажи мне, как ты чувствуешь себя: я действительно хочу это знать!» «Давай сядем и поговорим об этом». «Тебе бы следовало подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе!» «Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом…» «Кто же может понять подростка в наши дни?» «Что посеешь, то и пожнешь!» «Если не получится, это будет из-за того, что ты недостаточно постарался!»

Слайд 14

Телефон «горячей линии» Центра экстренной психологической помощи МЧС России (бесплатно, круглосуточно ) - 8 (495) 626-37-07 Телефон психологической поддержки в Центре социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского (бесплатно, круглосуточно ) 8 (495) 637-70-70 Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером (анонимно, бесплатно, круглосуточно ) 8-800-2000-122 «Дети Онлайн» консультирование по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследование, шантаж, домогательства в Интернете (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800-250-00-15 Детское отделение областного психоневрологического диспансера г.Воронеж , детский суицидолог, тел. 8 (473) 253-14-60 Полезная информация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения среди подростков.

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо...

Профилактика суицидального поведения среди подростков

Цель: Повышение психолого-просветительского уровня родителей.Задачи:- Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. Познакомить родителей с      причинами суицида...

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков

За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств....

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Желание смерти  - это распространенная реакция подростков на стрессовые ситуации....

«Профилактика суицидального поведения среди подростков».

Развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме, коммуникативных навыков;развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и  отстаивания собственного мнения....

Методические рекомендации в рамках работы по профилактике суицидального поведения среди подростков

Окружающая среда человека играет фундаментальную роль в развитии его личности. Особое место, при этом занимают малые группы, в которых школьник взаимодействует с другими. Это школьный класс, неформаль...

Сценарий мероприятия по профилактике суицидального поведения среди подростков «Мир, в котором я живу»

Цель: профилактика суицидального поведения среди подростков.  Образовательные задачи: Формирование позитивного мышления, активной жизненной позиции, позитивного настроя и взгляда в буду...