«Профилактика суицидального поведения среди подростков».
проект (9 класс) на тему

Юлия Медведева

Развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме, коммуникативных навыков;развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и  отстаивания собственного мнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_god.docx25.58 КБ
Файл suitsid.pptx330.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Жизнь даётся один раз».

Актуальность проекта:

Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах МЗ РФ, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не только беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.

Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым.

  Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями.  Многие дети уверены: смерть имеет начало и конец. В их представлении смерть можно сравнить с длительным отсутствием или, например, болезнью. Дети убеждены, что совершив суицидальную попытку, они умрут «не до конца». Они не ощущают безвозвратности смерти. Трудности в отношениях с родителями – не единственный фактор, который может довести ребенка до самоубийства. Эксперты поясняют: в подростковом возрасте ребенок воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь пойдет на перезагрузку, и все проблемы решатся сами собой. Суицид ребенка – это поступок человека, отчаявшегося быть услышанным, принятым и понятым. Это крик детской души, который вовремя не был услышан окружающими: друзьями, учителями, родителями... 

Выделяют 3 типа суицида: демонстративный, аффективный, истинный.

Демонстративный. Демонстративное суицидальное поведение – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес: дома – родным, в компании сверстников – кому-то из них, в общественном месте.

Аффективный. Аффективное суицидальное поведение – тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.

Истинный. Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.

По наблюдениям психологов можно выделить несколько основных причин суицида:

1. Неблагополучные семьи.

Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего.

2. Школьные проблемы

Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально – психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суициду.

3. Стресс

Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.

4. Сайты глобальной сети Интернет.

Проблемы, вытекающие из сложившейся ситуации:

  • ухудшение социального положения семей в микрорайоне;
  • высокий уровень безработицы;
  • достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей.

Цель: раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков.

Задачи:

1.Обучающие:

 - закрепление и расширение лексических навыков, навыков выражения своего мнения по теме;

- выявление и систематизация знаний по теме “Жизнь даётся один раз ”.

2.Развивающие:

 - развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме;

- развитие коммуникативных навыков;

- развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и       отстаивания собственного мнения.

- развитие мышления, памяти, внимания.

3.Воспитательные:

- формирование стойкого убеждения в личной ответственности за своё здоровье, поступки;

- научить ценить жизнь в любых её проявлениях;

- проведение мероприятий направленных на пропаганду и формирование  

  элементарных навыков о суициде.

Проект формирования ценности  психологического здоровья сформирован с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья  детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях;
  • активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью и жизни.

Реализация проекта направлена на:

  •  изучение состояния психологического здоровья учащихся;
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • воспитание культуры общения;
  •  формирование нравственных и волевых качеств;
  •  расширение кругозора;
  •  консультации для родителей и педагогов по вопросам физического и психологического здоровья;
  •  организация мероприятий по теме проекта.

Этапы работы над проектом:

  1. Мотивационный этап:

Создание положительного мотивационного настроя.

Погружение в проект и выдвижение гипотез.    (апрель)                                  

  1. Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, разработка программы действий на апрель 2017 года.  Распределение поручений между творческими группами, выбор руководителей проекта. Обсуждение коллективного поручения в группе.   Поиск и   обработка собранной информации.  Подготовка защиты проекта. (27-29 май).

Презентация проекта (показ).

  1. Рефлексивно-оценочный:

Оценка и анализ работы в группе, самооценка, отдельно каждого ученика, коллектива в целом. Обсуждение положительных и отрицательных сторон в работе. Коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов и процесса работы.  

Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению самоубийств:

• информационно-обучающие: распространение знаний (в частности, в школе среди педагогов, родителей и учеников, в СМИ) об особенностях суицидального поведения, способах «самопомощи» при возникновении саморазрушающих мыслей, о работе «телефонов доверия» и иных служб;

• психологические: коррекционные действия при изменении личностных установок в отношении суицида, повышению уровня психологической защищенности, формированию «антисуицидального» барьера;

• медицинские: лечение психических расстройств, приведших к самоубийству или аутоагрессии, устранение физических осложнений как результата суицидальной попытки;

• социальные: изменение социального статуса и условий жизни потенциальных самоубийц для предотвращения формирования суицидальной активности.

Большую роль в профилактике суицидального поведения играет социально-психологическая служба школы, одним из направлений деятельности которой должно стать выявление факторов риска суицидального поведения подростков посредством психологической диагностики (диагностическое интервью с семейным анамнезом, Тест Личко “ПДО”, тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тест «определение направленности личности Басса», тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен).

План мероприятий «Жизнь даётся один раз».

Работа с учащимися.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

«Учимся понимать переживания родных и близких нам людей»-беседа.

сентябрь

2.

«Наши чувства и действия»-беседа.

ноябрь

3.

«Почему трудно признавать свою вину»-кл., час.

декабрь

4.

«Обидчивость, несдержанность, раздражительность…»кл., час

январь

5.

«Дружба – главное чудо»

февраль

6.

 «Наша дружная семья» - беседа.

март

7.

«Дети и родители. Давайте понимать друг друга» кл.. час

апрель

8.

 «Поговорим еще раз о любви» - беседа.

апрель

9.

«Совершенно секретно»

 ( кл. часы только для девочек).

май

План мероприятий «Жизнь даётся один раз».

Работа с родителями.(в перспективе)

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Психологическое консультирование родителей.(беседа-тренинг психолога).

сентябрь

2.

«Дети-родители» кл., час.

ноябрь

3.

«Доброта- залог здоровья» кл., час.

декабрь

4.

«Семья превыше всего!»- кл.. час.

январь

5.

«Вместе веселее»-кл., час.

февраль

6.

«Жизнь наших детей» -кл.,час.

март

7.

«Когда уже больше некуда идти»-кл., час.

апрель

8.

«Давайте понимать друг друга»-тренинг.

май

Прогнозируемые результаты:

  • Сформировано сознательно бережное отношение к своему здоровью, самому ценному - человеческой жизни и чувство ответственности за своё поведение;
  • Понимание детьми, что жизнь - даётся один раз.
  • Развитию адекватного отношения к собственной личности, жизни в целом.
  • Формируются умения, связанные с проектной деятельностью.

Первый и самый важный элемент работы с детьми – это услышать их. Услышать то, что они хотят сказать, услышать их боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход. Вот почему надо помочь нашим детям в приобретении ясности жизненных позиций, в становлении личности, приготовить их к возможности выбора жизненного пути сознательного самоопределения. Необходима целенаправленная действенная пропаганда через все средства массовой информации. Для продолжения рода человеческого нужны физически и нравственно здоровые люди.

Если замечена  склонность  школьников  к  самоубийству,

следующие  рекомендации   помогут  изменить ситуацию:

1) Внимательно  выслушайте  решившегося  на  самоубийство  подростка. Приложите  все  усилия, чтобы понять  проблему, скрытую за  словами.

2) Оцените  серьезность, намерений и чувств,  глубину  эмоционального  кризиса ребенка.

3) Внимательно  отнеситесь ко  всем   даже   самым   незначительным   обидам  и жалобам. Не  пренебрегайте  ничем  из  сказанного.

4) Не  бойтесь  прямо  спросить, не  думает   ли   он   или   она   о   самоубийстве. Опыт  показывает, что  такой   вопрос   редко  приносит   вред. Часто  подросток бывает  рад  возможности  открыто  высказать  свои  проблемы. Ребенок  может почувствовать  облегчение  после  разговора  о  самоубийстве, но  вскоре  опять может  вернуться  к  тем  же  мыслям. Поэтому   важно    не   оставлять   его     в одиночестве  даже  после  успешного  разговора.

5) Поддерживайте  его  и будьте  настойчивы. Человеку  в  состоянии  душевного кризиса  нужны  строгие  и  утвердительные  указания.

6) Убедите  его   в  том, что  он  сделал  верный  шаг, приняв  вашу  помощь. Осознание  вашей   компетентности,   заинтересованности   в   его  судьбе  и  готовности  помочь  дадут  ему  эмоциональную  опору.

7)Следует  принять  во  внимание  и  другие  возможные  источники 

помощи: друзей, семью, врачей, священников, к  которым  можно  обратиться. 

ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»

Проект

тема: «Профилактика суицидального поведения среди подростков».

Подготовили: воспитатели

Медведева Ю.Н.

2017 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили: Медведева Ю.Н . Тема : «Жизнь даётся один раз ».

Слайд 2

Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах МЗ РФ, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не только беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей. Актуальность проекта:

Слайд 3

Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

Слайд 4

Демонстративный; Аффективный; Истинный. Выделяют 3 типа суицида:

Слайд 5

Неблагополучные семьи. Школьные проблемы. Стресс. Сайты глобальной сети Интернет. Причины суицида :

Слайд 6

ухудшение социального положения семей в микрорайоне; высокий уровень безработицы; достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей. Проблемы вытекающие из сложившийся ситуации:

Слайд 7

Цель проекта: раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков.

Слайд 8

Обучающие: - закрепление и расширение лексических навыков, навыков выражения своего мнения по теме; - выявление и систематизация знаний по теме “Жизнь даётся один раз ”. Развивающие: - развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме; - развитие коммуникативных навыков; - развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и отстаивания собственного мнения. - развитие мышления, памяти, внимания. Воспитательные: - формирование стойкого убеждения в личной ответственности за своё здоровье, поступки; - научить ценить жизнь в любых её проявлениях; - проведение мероприятий направленных на пропаганду и формирование элементарных навыков о суициде. Задачи проекта:

Слайд 9

изучение состояния психологического здоровья учащихся; формирование установки на здоровый образ жизни; воспитание культуры общения; формирование нравственных и волевых качеств; расширение кругозора; консультации для родителей и педагогов по вопросам физического и психологического здоровья; организация мероприятий по теме проекта. Реализация проекта направлена на:

Слайд 10

Сформировано сознательно бережное отношение к своему здоровью, самому ценному - человеческой жизни и чувство ответственности за своё поведение; Понимание детьми, что жизнь - даётся один раз. Развитию адекватного отношения к собственной личности, жизни в целом. Формируются умения, связанные с проектной деятельностью. Прогнозируемые результаты проекта:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения среди подростков.

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо...

Профилактика суицидального поведения среди подростков

Цель: Повышение психолого-просветительского уровня родителей.Задачи:- Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. Познакомить родителей с      причинами суицида...

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков

За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств....

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Желание смерти  - это распространенная реакция подростков на стрессовые ситуации....

Методические рекомендации в рамках работы по профилактике суицидального поведения среди подростков

Окружающая среда человека играет фундаментальную роль в развитии его личности. Особое место, при этом занимают малые группы, в которых школьник взаимодействует с другими. Это школьный класс, неформаль...

Сценарий мероприятия по профилактике суицидального поведения среди подростков «Мир, в котором я живу»

Цель: профилактика суицидального поведения среди подростков.  Образовательные задачи: Формирование позитивного мышления, активной жизненной позиции, позитивного настроя и взгляда в буду...

Профилактика суицидального поведения среди подростков

Рекомендации для родителей и педагогов...