Технологическая карта занятия "Учись властвовать собой"
методическая разработка по психологии

Цель занятия: познакомить детей с понятием "настроение", с некоторыми способами улучшения своего настроения; развивать внимание, мышление, коммуникативные способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия, реализующего ФГОС

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема занятия: «Учитесь властвовать собой»

Цель занятия: Познакомить детей с понятием «настроение», с некоторыми способами улучшения своего настроения; развивать внимание, мышление, коммуникативные способности

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

1.отличать положительные и отрицательные эмоции;

2.применять некоторые способы улучшения настроения;

3.анализировать жизненные ситуации и соответствующие им эмоции;

4.уметь выделять причины, влияющие на настроение.

Личностные

1.проявлять интерес к предмету;

2.проявлять настойчивость в достижении цели;

3.умение доказывать своё мнение.

Ресурсы занятия: 1.Презентация.

 2.Раздаточный материал к заданиям

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этап занятия (+время)

Деятельность педагога-психолога

Деятельность обучающихся

1 этап. Организационный момент

(5 минут)

Создание положительного настроя на работу.

Приветствие детей.

Задание на развитие межполушарных связей: «фонарики зажглись», «право – лево», «кулак, ребро, ладонь».

Выполнение инструкции психолога

2 этап.

Мотивация

(5 минут)

Загадка:

Идут круглые сутки,

не стоят ни минутки,

а всё на одном месте.  (Часы)

Задание  «Говорящие часы».

Задает вопрос: что такое «говорящие часы»? (Настоящие часы с изображение цифр, а говорящие с буквами).

«Говорящие часы» подскажут, какие буквы прячутся за каждым числом в шифровке.

Перед вами часы, на которых вместо цифр помещены буквы. Если вы сориентируетесь, за какой буквой какое число прячется, то сможете прочесть ключевое слово занятия.

Помощь детям в расшифровке слова.

При расшифровке получается слово – настроение.

Задает вопрос: что такое настроение?

Предположения ребенка.

Дети рассматривают «говорящие часы».

Предположение детей.

Выполнение задание при помощи психолога.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование обучающимися предполагаемой темы занятий.

3 этап. Актуализация знаний

(3 минуты)

Задает вопрос: что такое настроение?

Задает вопрос: от чего зависит наше настроение?

Тема занятия: «Учитесь властвовать собой»

Задает вопрос: что значит властвовать собой?

Задает вопрос: что будем делать на занятии?

Предположение детей

4 этап.

Целеполагание

и планирование

(2 минуты)

Цели занятия:

1.Что такое настроение?

2.В чём оно выражается?

3.Что влияет на настроение?

4.Как управлять своим настроением?

План

1.Знаю и умею.

2.Узнаю и научусь.

3.Применяю.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

(15 минут)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию педагогом-психологом самостоятельной работы обучающихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

1.Задание «исключение лишнего»

Найди «лишнее», на твой взгляд, понятие.

    Посылка от бабушки, комплимент, анекдот, весёлая песенка, подарок, солнечная погода, начало каникул, новая игрушка, хорошая отметка, награждение грамотой, предстоящая операция, победа в конкурсе, объявление о предстоящем походе в цирк. (Предстоящая операция. Оно не поднимает настроения, в отличие от других)

2.Задание «добрые чувства»

Подчеркните чувства, которые вызывают положительные эмоции, а значит, поднимают настроение.

Страх, обида, восторг, восхищение, тревога, огорчение, досада, ужас, радость, ликование, злость, ненависть, отчаяние, гордость, боль, горе, жалость, зависть, месть, уверенность.

Правильный ответ нужно записать.

3.Задание «соединялки»

Соедините стрелками ситуацию и чувства, которые обычно испытывает при этом человек.

4.Задание на развитие межполушарных связей: «колечко», «ухо – нос», «восьмерка», «назови пальцы».

Выполняют задание, записывают правильный ответ в тетрадь, делают вывод

Самостоятельно читают инструкцию, выполняет задания при помощи психолога, записывают в тетрадь,  делают вывод.

Выполняют задание самостоятельно, если не можгут, то при помощи психолога, делают выводы.

Выполняют инструкции психолога.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

(10 минут)

Рассуждение: каким бы ни было настроение, очень важно научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, контролировать своё поведение, стараться избегать ссор.

Задает вопрос: Как управлять своими эмоциями, то есть властвовать собой?

Задает вопрос: Почему один ребёнок обижает другого? (Потому что он ещё не научился чувствовать чужую боль, переживания другого.)

Обсуждение ситуации.  Для того чтобы обидные слова не причиняли боли, нужно «не принимать их близко к сердцу». Надо научиться прощать. Прочитай текст:

«Меня высмеял один из одноклассников. Я долго не мог успокоиться, меня распирало чувство обиды и унижения. Тогда я представил, что прошло 10 лет, и я пришёл на встречу с одноклассниками. Мы все выросли. Возмужали, рады были видеть друг друга, и поэтому прошлые, даже самые ужасные ссоры вспоминались со смехом и казались забавными. Я увидел, что хорошо выгляжу, учительница смотрит на меня с восхищением и даже просит дать совет, а я рад оказать помощь.

        Эти представления, конечно же, исчезли, но вместе с ними уходит и прежняя горечь. Я свободно вздыхаю.»

Задает вопрос: Какие чувства испытывал мальчик после того, как его высмеяли? (обиду и унижение)

Задает вопрос: Какой способ избавления от обиды применил автор? (Представил встречу через 10 лет)

Задает вопрос: А будете ли вы помнить все свои обиды через несколько лет? (Нет, они забудутся. А те, которые останутся в памяти, ты, скорее всего, будешь вспоминать с юмором).

Задает вопрос: Что труднее: поднять себе настроение или выплеснуть на другого свои отрицательные эмоции? (Поднять себе настроение)

Чтение стихотворения:

День был серый,

Непогожий,

Над землёй густела тень…

-Добрый день, -

Сказал прохожий.

Я ответил:

-Добрый день!

После этого мгновенья

До конца большого дня

Почему-то настроенье

Было добрым у меня.

Задает вопрос: Что же помогло поднять настроение? (Доброе слово, порой достаточно сказать доброе слово или улыбнуться другому человеку просто так, без причины).

Задает вопрос: Какие способы тебе помогают улучшить настроение?

Сравнение способов, которые назвал ребенок и способов на доске

Как поднять настроение?

-постараться простить;

-почитать весёлую книгу;

-посмотреть любимый мультфильм;

-послушать энергичную музыку;

-спеть под караоке;

-пообщаться с друзьями;

-заняться любимым делом.

7 этап. Рефлексия и оценивание

(4 минут)

Основные задачи педагога-психолога:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели занятия и эмоционального отношения к своей деятельности.

Задает вопрос: какая сегодня была тема занятии?

Задает вопрос: что мы сегодня учились делать?

Задает вопрос: назови способы, с помощью, которых ты можешь поднять себе настроение? (помогает ребенку, при затруднении).

Задание: подумай, какое настроение вы испытывали во время работы на занятии. Раскрасьте ту маску, которая соответствует твоему настроению. (Маски хорошего и плохого настроения).

На следующем занятии мы продолжим разговор на эту тему.

Ответ детей.

Ответ детей.

Ответ детей.

Выполнение задание и объяснения своего выбора.

8 этап. Домашнее задание

(1 минута)

Творческое: раскрасить маску хорошего настроения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час- презентация "О том, как властвовать собой"

 Материал даёт понятие о стрессе, помогает научить школьников владеть собой в стрессовых ситуациях и стать толерантными по отношению к другим.  ...

"Умейте властвовать собой" Подготовка к сочинению - рассуждению о самоуправлении личности.

Класс – 10-ый (общеобразовательный). Тип урока – сообщение новых сведений. Тема по развитию речи – подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую  тему о себе. Тема коммуникативная – к...

Учитесь властвовать собой. Презентация для классного часа.

Материал представляет презентацию для классного часа по теме "Сила воли"....

презентация "Учитесь властвовать собой". Обучение подростков управлению эмоциональным состоянием.

Презениация содержит определение понятия "эмоциональное напряжение", рассматривает источники напряжения у подростков, методы снятия эмоционального напряжения.Презентация  может быть использована ...

Классный час «Учись властвовать собой».

Сценарий классного часа по первичной профилактике суицидального поведения учащихся....

Технологическая карта занятия "Учись властвовать собой"Цель занятия:

Цель занятия: познакомить детей с понятием "настроение", с некоторыми способами улучшения своего настроения; развивать внимание, мышление, коммуникативные способности...