Анализ результатов психологического обследования.
статья по психологии
Анализ результатов психологического обследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_rezultatov_psihologicheskogo_obsledovaniya.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ результатов психологического обследования.
Анализируя результаты обследований, в первую очередь, психолог должен разграничить норму и патологию (под патологией понимаются интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, другие виды психических отклонений), имея в виду, что дифференциальная диагностика различных форм патологии не входит в задачу детского психолога.
Основная цель обследования - создать психологический портрет нормально развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.
Анализ познавательного развития ребенка подразумевает выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, речи и воображения. Следует определить равномерно или неравномерно друг относительно друга развиты перечисленные процессы. Случаи равномерного развития являются достаточно простыми, трудности при анализе представляют варианты неравномерного познавательного развития. Последнее выражается не только в различиях уровней восприятия, мышления, воображения и т.п., но и в симптоматических различиях внутри каждого отдельного познавательного процесса.
Анализ результатов необходимо проводить комплексно, интерпретировать отдельные проявления следует только в связи с другими: сам по себе отдельный симптом всегда неоднозначен, его истинное значение вытекает из сопоставления с другими симптомами.
В еще большей степени комплексный анализ важен для понимания личности ребенка, проявляющейся в особенностях поведения, выполнения проективных, познавательных и так называемых ”личностных” заданий.
Специальное значение при анализе результатов обследования приобретает правильное понимание особенностей взаимодействия ребенка с другими людьми. Значительную роль здесь играет характер воспитания в семье, уровень требований, предъявляемых к ребенку, степень конфликтности семьи и т.п. Не менее важны и качества самого ребенка, определяющие его поведение за пределами семьи (с детьми, воспитателями, другими взрослыми), в частности, инициативность, конфликтность, организованность ребенка.
Анализируя данные обследования, психолог должен стремиться не к оценке количественного уровня развития той или иной функции, а к созданию целостного психологического портрета ребенка, выявлению общего типа поведения ребенка. В таком случае оказывается возможным выработать конкретные рекомендации для родителей и воспитателей.
Рекомендации составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей его эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.
Особой проблемой является принятие этих рекомендаций родителями (воспитателями) - только в этом случае они становятся действенными. Чем более связаны советы психолога с проблемами, сформулированными в запросе, чем большее участие в их разработке принимает тот, кто обратился к психологу за консультацией, тем продуктивнее окажутся рекомендации.
Этика психолога в работе с родителями и воспитателями предполагает неразглашение полученных сведений, заключения и рекомендации, даваемые родителям или конкретному воспитателю по их запросу никому больше не передаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании. представлена в виде таблицы. удобно и просто....
Программа психологического обследования школьника с ОВЗ
Никакая самая лучшая психологическая методика не имеет самостоятельного диагностического значения, и попытка решения любой диагностической задачи предполагает построение программы соответствующего пси...
Презентация "Концепция психологического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ЦПМПК"
В презентации представлены цель психологического обследования детей с ОВЗ, диагностические задачи психолога, методы психологического обследования; дан ответ на вопрос, что анализируется при исследован...
Справки по психологическому обследованию учащихся 5б класса
Справки по психологическому обследованию учащихся 5б класса...
Карта первичного психологического обследования ребенка
Экспресс-диагностика, карта обследования и стимульный материал...
Аналитическая справка педагога-психолога о проведении психологического обследования детей при поступлении в школу и переходе из начальной школы в неполную среднюю.
Результаты работы педагога-психолога с учащимися в общеобразовательной школе....
Особенности работы педагога-психолога по анализу результатов и организации работы после социально-психологического тестирования
Работа психолога по социально-психологическому тестированию. Представление проделанной работы, анализ полученных результатов и необходимые документы....