Работа психологической службы в условиях формирования функциональной грамотности (в условиях деятельности малокомплектной школы)
методическая разработка по психологии

Павленко Юлия Юрьевна

Материал отражает опыт работы педагога-психолога в малокомплектной школе в условиях формирования функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Основная   общеобразовательная школа п.Советский»

Искитимского района

«Работа психологической службы в условиях формирования функциональной грамотности (в условиях деятельности малокомплектной школы)»

Обмен опытом

                                                  

                             Подготовил:

Юлия Юрьевна Павленко

Педагог-психолог

                                                                         

2022 год

Оглавление:

  1. Роль функциональной грамотности в современном образовании ………………………… 3
  2. Формирование социальных и коммуникативных компетенций …………………………… 4
  3. Социально-психологический тренинг "Я и МЫ" …………………………………………… 5
  4. Эффективность социально-психологических тренингов для достижения положительной динамики в формировании функциональной грамотности ……………………………….. 10
  5. Заключение …………………………………………………………………………………… 12
  6. Источники информации ……………………………………………………………………… 13

1.        Роль функциональной грамотности в современном образовании

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова говорила функциональной грамотности так:

 «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: 

1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. 

3.Способностью строить социальные отношения. 

4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».[1]

Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Требования к освоению элементов предметного содержания попрежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня делается акцент на умения применять эти знания.

Несомненно, педагоги изменили свой подход к подаче знаний от привычного формата к разнообразным формам, когда ученики должны научиться решать комплексные задачи, критически думать, творчески мыслить, уметь работать в команде, управлять людьми, распознавания их эмоции и возможности, формировать задачи и находить решения вконкретных  жизненных ситуациях. Все мы знаем, что успешность любой деятельности определяется степенью личной заинтересованности ученика в процессе выполнения заданий и получении результата.

Реализация функциональной грамотности нового поколения делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога – это необходимый элемент системы управления образовательным процессом школы.

2.        Формирование социальных и коммуникативных компетенций.

Формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся – актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения школьников, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Практика показывает, что в сплоченном коллективе мотивация учащихся более высокая, активно формируются речевые навыки, уровень агрессивности ниже, а результат несомненно выше. Коллективное дело сплачивает, снижает уровень агрессивности, повышает уровень толерантности и ведет к конструктивному решению любых проблем.

Психологическая служба МКОУ «ООШ п.Советский»активно взаимодействует с педагогами и учениками, используя методики для формирования коммуникативных компетенций, что позволяет научить ребят руководить и работать в команде на любом уроке, формируя тем самым все виды функциональной грамотности,то есть напрямую влиять на успешность процесса обучения.

Возникает вопрос: как возможно научить ребят работать в команде в малокомплектных классах, где четыре, три, а порой и один ученик? Ведь научиться работать в команде можно только работая в команде.

Психологической службой МКОУ «ООШ п.Советский» проводятся социально-психологические тренинги, которые входят в число методов активного обучения и психологического воздействия и реализуется в процессе интенсивного группового взаимодействия детей младшего и среднего звена. Проводятся тренинги отдельно в младшем звене, отдельно в среднем звене и комплексные тренинги с обучающимися всей школы от 1 до 9 класса. Трениговые упражнения позволяют сократить психологическую дистанцию между участниками группы несмотря на разный возрасто и уровень знаний, а также способствуют созданию доверительной атмосферы в школе, улучшению межличностного взаимодействия детей из разных классов, повышению мотивации к обучению, снятию тревожности..

В качестве примера проводимых тренинговых занятий в МКОУ «ООШ п.Советский» я бы хотела рассказать о тренинге «Я и Мы». Тренинг представляет собой цикл из 3-х занятий для групп из 12 и 13 человек (соответственно начальное и среднее звено нашей школы). Проводится ежегодно и показывает себя очень эффективным как один из тренингов, формирующий коммуникативную компетенцию, что напрямую отражается на положительной динамике в учебном процессе, повышении мотивации обучающихся, снижении тревожности, что влияет на формирование всех видов функциональной грамотности.

3. Социально-психологический тренинг: "Я и МЫ"

Цель: преодоление психологических барьеров, вызванных недостатком социального опыта, овладение своим эмоциональным состоянием, а также формирование функциональной грамотности путем овладение навыками эффективного социального взаимодействия.

Каждое из занятий тренинга имеет следующую структуру:
1. Игры и упражнения на сплочение группы:

2. Упражнения, направленные на расширение социального опыта.
3. Рефлексия своего состояния и приобретенного опыта.
4. Упражнения, направленные на расширение представлений о себе

Первое занятие.

Упражнение1. «Назови свое имя +визитка»
Цель: знакомство участников тренинга с положительными качествами друг друга.
Каждый из детей оформляет свою визитку, в ней он называет свое имя и положительное качество (то, что сам в себе ценит) на первую букву имени, по кругу.
Упражнение2. «Огонек» (с комплиментами)
Цель: расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности
Материал: коробка спичек
Группа, включая тренера, усаживается в тесный круг. Тренер зажигает спичку и передает ее по кругу. Тот, у кого в руках спичка погаснет, делает себе комплимент. Далее зажигает спичку и передает следующим участникам. Затем задача усложняется: у кого погаснет спичка – тому участники тренинга говорят три комплимента.
Упражнение3. «Никто не знает»
Цель: формирование навыка самопрезентации.
Ведущий: «Сейчас мы будем по очереди завершать фразу: «Все знают что я…»
Второй круг: «Никто из вас не знает что я…» (что у меня…)
Третий круг: «На самом деле я…»
Упражнение4. «Подарок»
Цель: сплочение группы.
Ведущий: « Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его соседу справа.
Упражнение5 «Сказка на новый лад»
Цель: развитие умения отслеживать и поддерживать логическую нить при общении.
Ведущий: "Сейчас нам нужно придумать продолжение какой-либо из известных сказок, или сочинить новую сказку. Делать мы это будем следующим образом: я говорю первое предложение, и каждый дополняет по предложению так, чтобы получился законченный рассказ".

Упражнение 6. «Какой Я?»
Цель: оценить взгляд на себя со стороны
I.Заполняется анкета:
Я хочу быть________________ (3-5 черт характера)
Основная черта характера, которой я горжусь, - это….». (для позитивного отношения к своим чертам характера).

Я не хочу быть_____________

Читаются анкеты в кругу (15 минут). Затем участники по желанию объединяются в пары. Работа в парах.
А. Используя анкету, поставить около черт характера баллы от 1 до 10 – сколько по вашему мнению, в вас уже есть этой черты.
Б. Поменяться анкетами и поставить партнеру, сколько, по вашему мнению в нем есть тех черт, которые он поставил в своей анкете.
Упражнение7. «Доверительное падение»
Цель: снятие механизмов психологической защиты, формирование доверия к группе.
Ведущий: «Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный, так как дети, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил ощущения настоящей поддержки. Кто из вас хотел бы первым встать посередине? Все остальные поднимите руки на уровне груди. Когда ….. падает в вашу сторону, вы должны его  осторожно вернуть в исходное положение.
Упражнение8. «Прощание»
Цель: поддержание групповой традиции.
Ведущий: «Сейчас у вас есть время попрощаться. Подойдите друг к другу и пожелайте что-нибудь приятное, подержитесь за руки, посмотрите в глаза».

Второе занятие.

Упражнение1. «Снежный ком»
Цель: Знакомство
Первый участник называет свое имя и увлечение, следующий повторяет все, что сказал первый и добавляет свое имя и увлечение, третий повторяет все, что было до него сказано и добавляет свое и так до тех пор пока все участники не назовут свои имена и увлечения.

Упражнение2. «Пожелание»
Цель: Выявить настрой участников на занятие; разогрев группы.
Материал: мяч
Ведущий: «Давайте начнем нашу работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодняшний день».
Упражнение3. «Рефлексия»
Цель: возможность поставить себя на место другого
Ведущий: «Разбейтесь на пары. По моему сигналу начинайте по слогам произносить какое-либо слово. Например, СА-МО… третьим слогом может быть –КАТ-, -ЛЕТ-. Задача одного из участников – подстраиваться под партнера, т.е. добиваться совпадения своего третьего слога с его третьим слогом. Задача другого участника – уходить от подстройки, добиваться несовпадения. Произносить третий слог вы должны одновременно».
Упражнение4. «Зеркало»
Цель: развитие психологического контакта
Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого – в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением».
Упражнение5. «Узкий мост»
Цель: отработка взаимодействий в группе
Ведущий чертит линию. Это мост. Выбираются два участника, которые идут с разных сторон моста. На середине они встречаются. Задачей каждого является дойти до конца моста.
Обращается внимание на то, как они пройдут мост. Сумеют ли вежливо разойтись или один столкнет другого.
Упражнение6. «Разведчик»
Цель: развитие социальной перцепции
Ведущий: «Чтобы понять другого человека и предугадать его замысел, нужно уметь наблюдать. Ведь человек говорит не только языком – глазами, лицом, всем телом. Необходимо научиться читать эти проявления».
Выбирается один участник – разведчик. Ведущий произносит команду «замерли» и вся группа неподвижно застывает. Разведчик старается запомнить позы всех участников. Затем он выходит из комнаты. В это время участники делают несколько изменений в позе. Задача разведчика – обнаружить все перемены.
Упражнение7. «Контакт» 
Цель: отработка навыка кинестетического воздействия 
Участники распределяются на пары: один ведущий - другой ведомый. Ведомый закрывает глаза, а ведущий ведет его. Контакт между ними поддерживается через ручку, которая свободно упирается в открытые ладони игроков. Через минуту они меняются ролями.
Упражнение 8. «Анабиоз»
Цель: научиться распознавать и удовлетворять скрытые потребности собеседника
Ведущий: наверное, каждому знакомо чувство отчуждения встающее между двумя людьми: партнеры перестают чувствовать и понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противоположное ощущение: между людьми возникает абсолютное взаимопонимание. Прелагаемое упражнение позволяет решить задачу перехода от отчуждения к контакту.
Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности – с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута, - вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права не прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с каким-либо словами. Все чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы можно считать смех, улыбку и др.

Часть третья

Упражнение1. «Корреспондент»
Цель: знакомство и сплочение группы
Игра проводится в два этапа: на первом этапе ("интервью") участники делятся на пары и в течение трех минут беседуют на тему "мои интересы и увлечения". После того, как время первого этапа истечет, начинается второй этап ("заметка"). Один из участника пары должен как можно лучше и интереснее представить второго игрока группе.
Упражнение 2. «Подари мне цветок»
Цель: повышение интереса к возможностям разговора
Участники рассаживаются в общем кругу. Желающий берет цветок, все по очереди просят подарить этот цветок именно ему. Цветок дариться тому, чья просьба больше понравилась. Причем человек объясняет почему он предпочел именно эту просьбу (10минут).
Упражнение3. «Импульс»
Цель: сплочение и разогрев группы.
Участники садятся в круг. Правую руку ладонью вверх кладут на левое колено участнику справа, а свою левую руку ладонью вниз кладут на ладонь соседа. Необходимо хлопнуть по ладони соседа, как только почувствуешь хлопок по своей ладони.
Упражнение4. «Я очень хороший, мы очень хорошие»
Цель: формирование уверенности в себе, сплочение группы
Один из участников (а затем все остальные) выходит в центр круга и произносит по очереди слова: «я» «очень» «хороший» сначала шепотом, потом громко, затем очень громко. Участники расширяют круг и, держась за вытянутые руки, повторяют то же самое только вместе говоря вместо "я" "мы" «очень» «хорошие». 

Упражнение 5. «Активное слушание»
Цель: Овладеть навыками активного слушания
I. Участники сидят парами. Один человек рассказывает что-нибудь (2минуты), другой слушает его очень внимательно (1мин), а затем по знаку ведущего не слушает его. Партнеры меняются ролями затем обсуждают это упражнение.
II. В общем кругу участники показывают плохое и хорошие слушание. Общее обсуждение увиденного и своего опыта в парах. Обратить внимание участников тренинга, что режим активного слушания имеет следующие признаки: к вам подходит человек, он взволнован, у него что-то случилось он хочет рассказать вам, а вы хотите его выслушать.
Упражнение 6. «Ролевая карусель»
Цель: навыки начинать, поддерживать и завершать разговор.
Участники сидят, образуя два круга, лицом друг к другу. Ведущий читает ситуацию и задание: начать разговор и вести его в течении 1 минуты. Прослушав ситуацию, внешний круг начинает разговор, а внутренний поддерживает его. Затем внешний круг перемещается на одно место вправо. Ситуация та же, но теперь разговор начинает внутренний круг, а внешний его поддерживает. Внутренний круг перемещается на одно место влево. Ведущий читает вторую ситуацию и т.д. (20 мин).
Ситуации:
1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но очень долго не видели, вы рады этой встречи.
2. Перед вами не знакомый человек, познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учиться и т.д.
3. Перед вами маленький ребенок, он испугался чего-то, и вот-вот расплачется, успокойте его.
4. Вас сильно толкнули в автобусе, вы оглянулись и увидели пожилого человека.
5. перед вами неприятный человек, но вы в гостях у вашего общего друга, и в разговоре вам надо сохранить приличие.
Упражнение 7. "Титаник"
Цель: завершение занятий в группе
Группа делиться на две подгруппы: одна –отъезжающие, другая – провожающие. Участников просят представить что они находятся в порту и через пару минут они поднимутся на борт корабля и они отправятся в путешествие. У них есть время попрощаться, а на борту написано "ТИТАНИК"

4. Эффективность социально-психологических тренингов для достижения положительной динамики в формировании функциональной грамотности.

Эффективность сложившихся в практике форм работы подтверждается итогами комплексного мониторинга. Приведу результаты за два последних года.

Таблица 1

2020-2021 уч.год (28 учеников)

2021-2022 уч.год (25 учеников)

октябрь

декабрь

октябрь

декабрь

Уровень учебной мотивации

Высокий -7%,  средний - 50%, привлечение внеурочной деятельностью -27%.

низкий - 16%

Высокий- 18%,  средний - 64%, привлечение внеурочной деятельностью 18%.

Низкий - нет

Высокий -12%,  средний - 40%, привлечение внеурочной деятельностью-28%.

низкий - 20%

Высокий-20%,  средний -60%, привлечение внеурочной деятельностью 20%.

Низкий - нет

Уровень тревожности

нормальный - 36%,несколько повышенная тревожность- 46%

явно повышенная тревожность-18%.

нормальный - 50%,несколько повышенная тревожность- 46%

явно повышенная тревожность-4%.

нормальный - 20%,несколько повышенная тревожность- 68%

явно повышенная тревожность-12%.

нормальный - 48%,несколько повышенная тревожность- 44%

явно повышенная тревожность-8%.

Уровень агрессии

Высокий – 18% средний -  18%,

низкий - 64%

Высокий - нет  средний -  21%,

низкий - 79%

Высокий - 8%,  средний -  20%,

низкий - 72%

Высокий - нет  средний -  12%,

низкий - 88%

Микроклимат в школе между детьми младшего и среднего звена

благоприятный климат -64%

трудности к пребыванию в школьном коллективе- 36% эмоционально не благополучную позицию испытывают- нет

благоприятный климат -79%

трудности к пребыванию в школьном коллективе- 24% эмоционально не благополучную позицию испытывают- нет

благоприятный климат -64%

трудности к пребыванию в школьном коллективе- 24% эмоционально не благополучную позициюиспытывают- 12%

благоприятный климат -88%трудности к пребыванию в классном коллективе- 12% эмоционально не благополучную позицию испытывают- нет

Данная работа более эффективна, когда после прохождения тренинговых занятий учителя проводят групповые занятия в классах (или попарные). Совместно с классными руководителями анализируются  отрицательные и положительные моменты групповых занятий детей с психологом, принимаются определённые решения и корректируются формы работы на уроке и внеурочных занятиях для достижению наибольшего результата по развитию функциональной грамотности у детей.

Улучшение микроклимата в школе, межличностных взаимодействий, т.е коммуникативной компетенции среди детей среднего и младшего звена влечет за собой улучшение качества знаний.

Заключение

Для повышения функциональной грамотности школьников психолого-педагогическая служба МКОУ «ООШ п.Советский» активно использует групповые формы работы, а именно социально-психологические тренинги в группе детей, состоящей из обучающихся начального звена, среднего звена или всех обучающихся школы, что позволяет формировать у школьников главные функциональные качества личности: инициативность, коммуникативность, толерантность. Помимо умения формулировать свои мысли, коммуникативные компетенции направлены на планирование учебного сотрудничества в паре, группе, коллективе, на альтернативные способы разрешения конфликта, на принятие решения и его реализации, на управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера), на умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Овладение обучающимися системой ключевых компетенций функциональной грамотности позволяет эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.

Таким образом, использование таких форм работы с учащимися позволяет нам развивать функциональную грамотность, а в результате формировать компетентностно-ориентированную, коммуникативную и социально-адаптированную личность.

Источники информации:

1. Цитаты известных личностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.citaty.net/tsitaty/625710-bakhtiiar-melik-ogly-mamedov-zhivi-tak-chtoby-liudi-stolknuvshis-s-toboi-ulybn/

2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задания: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2013. –     85 с.

3. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева.  Москва, 2013.  186 с.

4. https://рци18.рф/upload/medialibrary/193/2020.09.24_FG_Oryel.pdf

5. https://mel.fm/ucheba/shkola/4832175-functional_literacy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала(из опыта работы)

В данной статье раскрывается опыт работы по формированию патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала...

Применение ТРИЗ для формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности по математике.

cent;Регулярная тренировка творческого мышления на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности  и  формирует функциональную грамотность , вырабатывает способность ...

Методическая работа«Внеурочная деятельность по истории как ресурс формирования функциональной грамотности у обучающихся»

Методическая работа определяет место внеурочной деятельности в современном образовательном процессе, а также в работе содержится методическая разработка проекта организации внеурочной деяте...

Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности и на занятиях по дополнительному образованию

Презентация содержит основные понятия  по формированию функциональной грамотности....

Решение задач  по математике в 5 классе  как формирование функциональной грамотности в условиях обновленного содержания образования

Решение задач по математике в 5 классе как формирование функциональной грамотности в условиях обновленного содеожания образования...