Тренингового занятия по теме: «Поиск решения в конфликтной ситуации»
учебно-методический материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Пирогова Ольга Дмитриевна

Несмотря на то, что разработано множество программ по профилактике конфликтного поведения эта тема остается актуальной до сих пор. Поэтому необходимо проводить тренинговые занятия для подростков не просто с целью профилактики, а с целью формирования навыков решения конфликтных ситуаций и способов поведения в эмоциональных конфликтов, для сохранения эмоционального равновесия и психологического благополучия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №513 Невского района Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА

Тренингового занятия по теме:

«Поиск решения в конфликтной ситуации»

Для обучающихся 5-9 классов

Педагог-психолог: Пирогова О.Д.

Санкт-Петербург 2022 г.

Пояснительная записка

Конфликт — это вид отношений — межличностных, личности и группы, межгрупповых — в основе которых лежит объективное несовпадение или даже противоречие целей, интересов и мнений участников [1]. Если рассматривать психологическую сущность конфликта, то его можно отнести к одному из типов сложных ситуаций.

В подростковой среде межличностные конфликты случаются часто, что в некоторой степени объясняется особенностями развития личностных качеств в этот период. Так как подростковый период характеризуется глобальными изменениями в развитии ребенка: анатомо-физиологические изменения (12-16 лет), начало полового созревания, формируется самосознание – убеждения, взгляды на мир, суждение о людях, самоутверждение. Но в силу неустойчивости психики, влияния различных факторов внешней среды, отсутствия жизненного опыта и логики, в этот период у подростка имеет место эмоциональная неустойчивость, перепады настроения, неудовлетворенность собой и окружением, завышенные требования к взрослым и сверстникам. Вместе с этим в подростковом возрасте развиваются и другие черты характера, например, упорство в достижении цели, стремление к преодолению препятствий, настойчивость. Подросток становится способен не к отдельным волевым действиям, а к волевой деятельности. Проистекает импульсивность, так характерная для данного возраста, ведь проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не показать ее в другом. Этому периоду присущ повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств.

В ходе общения с окружающими людьми, больше со сверстниками, формируется самооценка подростка. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятыми признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом. В этих условиях неизбежно возникают разного рода конфликты, как межличностные, так и внутриличностные.

Возникновение конфликтов, безусловно, связано с повышенным уровнем агрессивности и враждебности конфликтующих сторон. Наряду с этим не все конфликты приводят к деструктивным последствиям. Многие конфликты способствуют выходу из сложных ситуаций, развитию взаимоотношений и решению определенных проблем. Однако, несмотря на свою направленность (конструктивную или деструктивную), любой конфликт требует своевременного разрешения.

Несмотря на то, что разработано множество программ по профилактике конфликтного поведения эта тема остается актуальной до сих пор. Поэтому необходимо проводить тренинговые занятия для подростков не просто с целью профилактики, а с целью формирования навыков решения конфликтных ситуаций и способов поведения в эмоциональных конфликтов, для сохранения эмоционального равновесия и психологического благополучия.

Цель тренингового занятия заключатся в способствовании формирования навыков конструктивного решения конфликтов с сохранением эмоционального равновесия и устойчивости.

Задачи:

  1. Ознакомить с видами конфликтов и стратегий поведения в конфликте
  2. Определить стратегии поведения в конфликте у обучающихся;
  3. Выработать неагрессивные методов поведения для решения индивидуальных проблем;
  4. Обучить способам самоконтроля эмоциональных состояний и способам поведения в эмоциональном конфликте;
  5. Проанализировать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.

Формат проведения тренингового занятия: очно

Целевая аудитория: обучающиеся 5 – 9-х классов среднего общеобразовательного учреждения.

Время: 95 минут

Методы и формы работы: имитационные игры, групповая дискуссия, мозговой штурм, практические упражнения, работа в парах и мини-группах.

Ожидаемые эффекты от участия в тренинге: 

- Понимание того, что может послужить причиной конфликта;

- Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;

- Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;

- Освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.

Учебно-тематический план

Название

Цели

Методы

Время

Организационная часть

-Знакомство участников и ведущих

-Установление комфортного климата для работы в группе

- согласование правил работы

Беседа. Знакомство с темой тренинга

5 мин

Обсуждение правил группы в формате «Мозгового штурма»

5 мин

Упражнение на знакомство: «поменяйтесь местами те, кто…»

5 мин

Основная часть

-Знакомство в видами конфликтов

- Знакомство со стратегиями поведений в конфликте и определение стратегии поведения у обучающихся

- Выработка неагрессивных методов поведения для решения конфликта

- Обучение способам самоконтроля эмоциональных состояний

- Обучение способам поведения в эмоциональном конфликте

Мини-лекция в интерактивном формате на тему: «Что такое конфликт»

10 мин

Упражнение-игра: «Праздничный пирог» (с обсуждением форм поведения в конфликте)

15 мин

Упражнение-игра: «Конфликтные ситуации»

10 мин

Притча с обсуждением

5-7 мин

Упражнение: хорошо-плохо

10 мин

Знакомство с упражнениями защиты в эмоциональном конфликте и тренировка данных способов

10 мин

Завершающая часть

- анализ значимости эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта

- Завершение занятия

- Рефлексия по итогам занятия

Завершающее упражнение: «словарь хороших качеств»

5-7мин

Вопросы ученикам для анализа

10мин

Рефлексия

5 мин

Содержание.

  1. Беседа. Знакомство с темой. Здравствуйте ребята. Наш сегодняшний тренинг будет посвящен теме конфликтов. Сегодня мы с вами рассмотрим понятие «конфликт», изучим тактики поведения в различных конфликтных ситуациях, будем учиться конструктивно преодолевать конфликты. Но для начала давайте определим правила группы, которые мы будем соблюдать в течение нашего тренинга.
  2. Обсуждение правил группы. Выписать правила на доску или на ватман.
  3. Упражнение на знакомство «Поменяйтесь местами те, кто». Все участники садятся в круг, ведущий встает в центр круга и начинает фразу со слов: «Поменяйтесь местами те, кто….любит шоколадное мороженное». Все остальные, меняются местами, если утверждение совпадает с желанием учеников. Тот, кто не успел сесть на стул – становится ведущим.
  4. Мини-лекция на тему: Что такое конфликт.

Давайте подумаем, что такое конфликт и попробуем дать определение конфликту. Конфликт - это нарушение процесса общения, возникающее как следствие противоположных интересов, взглядов, мнений и вызывающее серьезное разногласие.

Психолог. Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку? (Высказывания детей.)

Конфликты - это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт - это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения. Важно понимать, что конфликты могут быть: Ложными (не существует реально, но воспринимается как реальный); истинный (реально существующий), смещенный (конфликт возникает, когда за реальным предметом конфликта скрывается ложный мотив конфликта). С точки зрения осознанности рассматривают: - прямой конфликт (человек в конфликте действует для достижения своей истинной цели); конфликт марионеток (есть какая-то третья сторона, которая манипулирует кем-то для разжигания конфликта). Важно понять, что скрывается за конфликтом. Уметь видеть его причины, и понимать кому это может быть выгодно. Существуют конфликты решить которые невозможно. Примером такого конфликта может быть эмоциональный конфликт. Это своего рода деструктивный способ коммуникации. Представляет собой выброс эмоций, а также является одной из форм насилия. За этими эмоциями может скрываться другой (истинный) предмет. Необходимо его определить. Если предмет конфликта отсутствует лучше выйти из конфликта (если возможно) или использовать личную эмоциональную защиту.

Учеными психологами были выделены основные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Существуют пять основных стилей поведения при конфликте:

  1. приспособление;
  2. компромисс;
  3. сотрудничество;
  4. избегание;
  5. конкуренция.

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает. Выходов из этой и других ситуаций может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте. Давайте с вами определим Вашу ведущую стратегию поведения в конфликтной ситуации. Для этого проведем несложную диагностическую методику «Праздничный пирог»

5.Упражнение-игра: «праздничный пирог». Упражнение «Праздничный пирог»

Данное упражнение позволит, определить вашу стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Педагог-психолог. Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Вы именинник и как поэтому себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

  1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)
  2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)
  3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)
  4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)
  5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)

Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию.

Знакомство с характеристиками различных стратегий поведения в конфликтах.

На доске во время рассказа психолога появляются слайды стратегий поведения в конфликтах, их характеристикой.

Избегание - ты делаешь вид, что никаких разногласий нет. Такая тактика требует недюжинной выдержки. Однако ею можно воспользоваться, если предмет спора не имеет для тебя особого значения. (Например, спор о каком-либо актере, которого ты не очень и любишь.) Либо ты надеешься, что через некоторое время ситуация разрешится сама. (Например, человек, который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?!) Но постоянно пользоваться ею не стоит, так как мы в этом случае неприятные эмоции (злость, гнев) загоняем внутрь, а это не лучшим образом отразится на нашем здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, она сохраняется.

Конкуренция - ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.

Приспособление - этот вариант предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. К примеру, мама не может терпеть рок-музыку. Стоит ли с ней конфликтовать, заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Уступи, включай музыку, когда ее нет дома.

Сотрудничество - ты смотришь на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с тобой, найти решение, устраивающее и тебя, и соперника. Самая верная стратегия, но не все выдерживают, так как отнимает много времени и сил.

Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. К примеру, договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером. На час позже при условии, что заранее сделал домашнее задание, прибрался в комнате и прочее.

- Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы (см. приложение 1), поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на то «кто виноват?», а на «что делать?».

Однако если конфликт произошел из-за грубости, несправедливости, обмана, эти стратегии могут оказаться бессильными.

Стратегия

Плюсы

Минусы

Избегание

– откладывание решения конфликта.

Выигрываешь время.

Проблема не решена, негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь.

Конкуренция

отстаивание своих интересов до конца, иногда в ущерб другому.

Все твои интересы соблюдены.

Репутация скандалиста и неприятного человека.

Приспособление

игнорирование своих интересов в пользу другого.

Не испорчены отношения с человеком, так как его интересы соблюдены.

Твои интересы остались без внимания.

Сотрудничество

Взаимовыгодный вариант решения конфликта. Учтены интересы обеих сторон.

Требует много сил и времени.

Компромисс

 взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все.

Часть интересов обеих сторон соблюдена.

Получил лишь часть того, на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора.

  1. Упражнение – игра: «Конфликтные ситуации». Учащиеся разбиваются на пять групп, в которых проходит проигрывание ситуаций с использованием разных стратегий поведения: конкуренция, избегание, сотрудничество, приспособление, компромисс.

Ситуации

А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.

Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.

Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

После обсуждения в группах дети рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение.

  1. Притча с обсуждением. Мудрецы и слон. Давным  -  давно  в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его». – «Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон». Итак, шесть человек пошли изучать слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье»,- воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!». Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. «Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею». «Нет на веревку!» - «Змея!» - «Стена!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!». Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Вопросы для учащихся: Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Были ли мудрецы на самом деле мудрыми? Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.

Не секрет, что конфликт всегда вызывает неприятные эмоции у конфликтующих. Как вы думаете, какие последствия могут быть у конфликта? (ответы учащихся). Вы правы у конфликта может быть множество отрицательных последствий, итог конфликтов зачастую непредсказуем.

8. Упражнение: «хорошо-плохо». Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Хорошо-плохо».  Каждый из вас будет выходить, брать листок из коробочки и называть «плюсы» и «минусы». Например: меня обижает то, что моя подруга, за спиной может рассказать то, что чем я с ней поделилась другим.

- чужие секреты выдавать- это плохо;

+ эта ситуация сделает меня сильнее, я научусь разбираться в людях.

Молодцы! Ребята, помните, даже в самой трудной ситуации можно найти положительные стороны! 

  1. Существуют несколько правил эффективного поведения в конфликтах. Давайте рассмотрим их.

Для того чтобы вести себя «правильно» в эмоциональным конфликте необходимо определить есть ли истинный предмет конфликта. Постарайтесь: 1) перестать обращать внимание на форму речи (крик, оскорбления, нецензурную лексику); 2) по возможности отложите решение конфликта до создания конструктивной обстановки; 3) принять методы противостояния «варварскому» влиянию; 4) принять меры по противостоянию манипулятивному поведению.

Перед использованием техник можно задать себе вопрос: «Можно ли немедленно выйти из конфликта?». Если ответ да – то выходите. Если ответ отрицательный – то используйте одну из следующих техник.

Важно! В конфликте желательно НЕ смотреть человеку прямо в глаза, лучше отвести взгляд на переносицу чуть ниже уровня глаз. В данном случае важно сохранить ваше эмоциональное равновесие и снять напряжение, которое растет во время ссоры. Техники можно опробовать в обычной бесконфликтной обстановке, чтобы понять, что вам ближе и проще применять. После эмоционального всплеска и выброса эмоций можно перейти к рациональному решению конфликта.

Техника 1. Враг на ладошке. Представьте своего оппонента маленького размера, настолько, чтобы он помещался у вас на ладошке, и мысленно посадите его на свою ладонь и наблюдайте за ним, за таким маленьким, машущим руками, за его поведением, эмоциями.

Техника 2. Колпак. Представьте себе большой такой колпак. Он прозрачный, из толстого стекла, просторный и в нем много воздуха и свободного места. Слова человека, который на вас кричит просто ударяются об этот колпак и отскакивают. Они не могут проникнуть внутрь и вас никак не трогают. Вы можете надеть этот колпак на себя, или же на своего оппонента. Просто займитесь этой визуализацией, она поможет снять эмоциональное напряжение. (Важно также следить за своим выражением лица. Так как если на нем будет проявляться сильная безмятежность и безразличие оппонента — это может спровоцировать на новую волну эмоций.

Техника 3. Соседское радио. Постарайтесь воспринимать слова вашего собеседника словно это радио, которое играет у ваших соседей. Вы можете услышать только «белый» шум, который доносится из открытого окна. Вас он совершенно не беспокоит и поэтому вы можете относиться к нему безэмоционально. Можно включать внутри себя «радио», когда у вас нет возможно отреагировать на конфликт спонтанно и необходимо дождаться конструктивного диалога.

Техника 4. Счет до 10. Абсолютно элементарная, но не менее действенная техника. Просто медленно, в спокойном темпе сосчитайте до 10-ти. Это поможет вам снизить внутреннее напряжение, понаблюдайте за тем, как вам становится спокойнее и желание вот-вот закричать становится меньше. Также можно прочитать про себя любое четверостишье любимого стихотворения.

  1. Завершающее упражнение: «Словарь хороших качеств». Вспомните и назовите все синонимы и оттенки качеств «хороший», «радостный», «красивый», «счастливый», «добрый». К каким жизненным явлениям приложимы данные качества? Постарайтесь найти как больше объектов для применения этих синонимов.

Рефлексия: какие чувства, ассоциации, воспоминания возникают при произнесении слов «великолепный», «очаровательный», «прелестный», «превосходный», «изумительный». Как влияет произнесение и употребление данных слов на настроение и состояние души?

Вывод: данное упражнение показало, что от употребления позитивно окрашенных слов, представление положительных ассоциаций повлияло на наше настроение.

РЕФЛЕКСИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие по теме: «Мы – пятиклассники».

Деятельность педагога-психолога в рамках приемственности обучения между уровнями начального и среднего общего образования....

Внеклассное занятие по теме «Поиск возможности использования графического метода решения уравнений III и IV степени»

Внеклассное занятие по теме «Поиск возможности использования графического метода решения уравнений III и IV степени» Цель: Развитие исследовательских способностей обучающихся, коммуни...

Конспект тренингового занятия на тему: «Снятие эмоционального напряжения».

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения.Задачи:познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;создать благоприятные условия для продуктивной работы на...

Тренинговое занятие на тему: "Профессионально-коммуникативные умения педагога".

Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков в педагогическом коллективе. занятие состоит из семи разделов: знакомства, пяти тренинговых упражнений и заключительной части, котора...

Занятие на тему: "Копинг-стратегии в кризисных ситуациях для подростка. Технологии стресс-совладающего поведения".

Занятие для педагогов. В теме дается понятие о копинг-стратегиях, как способов управления стрессирующим фактором и копинг-ресурсы, как относительно стабильные характеристики людей, способствующих разв...