Тренинг "Эмоциональное выгорание - время ресурса"
план-конспект урока по психологии

Мозгот Юлия Юрьевна

Что такое "эмоциональное выгорание?" Как справляться? Техники и способы эмоциональной саморегуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _trening_no1.docx125.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг №1

«Профилактика эмоционального

выгорания»

Цели:

  1. Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования);
  2. Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома;
  3. Дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции.

"Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

  • Эмоциональную истощенность.
  • Деперсонализацию (цинизм).
  • Редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо.

Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Три стадии синдрома

Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.

Первая стадия

Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом". В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.

На второй стадии

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, клиентов), "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет.

Третья стадия

Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы. Стадия может формироваться 10-20 лет. 

Вступительное слово:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! МЫ все здесь, значит мы принимаем ситуацию и условия работы, которые нам предложены!!! (уход от роли жертвы)

Кто, как не мы с Вами, знаем, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Она требует от нас огромных интеллектуальных, эмоциональных и психических затрат.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: требования к личности педагога и его роли в образовательном процессе растут. Сегодня приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, ультрасовременные педагогические технологии. Но увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются нашими многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такое положение достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «Синдром эмоционального выгорания».

Материалы: ватман , цветные карандаши, бумага формата А4,старые  газеты, мячи, игрушка солнышко или другая мягкая, магнитофон, записи звуков природы ( горы).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. «Правила» (10 мин.):

- ведущий читает правила по одному, объясняет, комментирует, вешает соответствующий лист на магнитную доску (правила висят до конца тренинга),

- на листе, где зафиксированы все правила, педагоги ставят свои подписи: «Мы все голосуем за эти правила, значит мы все их соблюдаем» (в любой момент тренинга к этим подписям можно вернуться, чтобы корректировать поведение ).

2.Знакомство  (10 мин.):

Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя.

Материала: игрушка солнышко

- начиная с ведущего, каждый называет свое имя + прилагательное на первую букву имени (Маша – мирная, Ваня – веселый, и т.д.),

- при этом можно передавать игрушку из рук в руки,

- второй круг: тот, у кого в руках игрушка (передается от игрока соседу справа), называет имена + прилагательные 3 предыдущих игроков,

- остальные могут помогать, подсказывать.

3. Знакомство с картами МАК (упражнения-ледоколы в тренингах)

Каждый вытягивает карту и говорит о своем настроении через карту - в чем настроение похоже на то, что изображено на карте, в чем нет.

3.1 Правила и ресурсы – на большом листе вместе составляем список откуда , где и какие ресурсы помогают вам восстановится, зарядиться и тд.

По времени и количеству человек решаем – гусеница или мы с тобой……

    Разминочный

4.    МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

Дыхательное упражнение

ПРИЁМНИК

Чем ниже рука, тем выше звук, чем выше – тем тише звук.

5.   ГУСЕНИЦА

Цель: игра учит доверию.

  • Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

  • Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

- Сплочённость – это:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.
  • 6. «Ладошка» (30 мин.):
  • - на листе А4 обвести свою ладонь, подписать имя на ладони, а на каждом пальце написать свои хорошие качества,
  • - сесть в круг, по хлопку ведущего все одновременно передают свой лист соседу справа,
  • - на полученном листе каждый пишет пожелание хозяину этого листа или увиденное в нем хорошее качество,
  • - ладошки передаются по кругу, пока не вернутся к хозяевам.
  • Рефлексия (5 мин.):
  • - Что для вас было труднее – написать про себя или про новых знакомых?
  • - Нравится ли вам, как дополнили ладошку другие игроки?
  • - С чем из полученного вы согласны?
  • - Что стало для вас приятным открытием?
  • - Свои ладошки с пожеланиями вы оставляете себе – это подарок каждому из нас от группы.

7.Рефлексия «Мне сегодня...»

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания?

Подведение итогов занятия

Все получают памятку, анкету и тест опросник – заполнить и отдать во вторник…. Также подарок в виде карты МАК на которой послание, подсказка, ресурс – посмотрели и сфотографировали для себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет- ресурсы использованные в работе "Профилактика профессионального выгорания", тест, буклет.

Интернет-ресурсы использованные в работе помогут в подготовке к занятию, пройти тесты он-лайн..Буклет оформлен с краткими рекомендациями по профилактике профессионального выгорания...

Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

Семинар «Время восполнения ресурсов»

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов....

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧИТЕЛЕЙ, АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ, ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

Цели и задачи тренинга.Сплочение коллектива.Поиск личных ресурсов.Постановка профессиональных и личных целей на будущий год.Установка на качественный отдых и снятие вины за него....

Семинар-тренинг «Эмоциональное выгорание – поиск ресурсов».

Методическая разработка семинара-тренинга «Эмоциональное выгорание – поиск ресурсов».Цели семинара-тренинга: поиск ресурсных состояний и выработка навыка эмоциональной саморазгр...

«Симптомы эмоционального выгорания и уровни ресурсов педагога-психолога»

Понятие эмоционального выгорания было сформулировано в противовес явлению «профессионального горения», так характерного для начинающих специалистов в области  помогающих  професс...