Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе
статья по психологии

Дойникова Ирина Анатольевна

Агрессивное поведение представляет собой не только проблему личности, но и социальную проблему. В последние десятилетия проблема подростковой агрессии приобрела высокую социальную значимость и научную актуальность. Процессы индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту различных отклонений в поведении подростков.

В настоящее время проблема агрессивности в поведении подростков особенно актуальна. Этот факт подтверждается многочисленностью исследований, посвященных изучению агрессивности.

С точки зрения современных исследователей, агрессивность рассматривается как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.11.docx18.17 КБ
Файл statya_2.11.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе

Агрессивное поведение представляет собой не только проблему личности, но и социальную проблему. В последние десятилетия проблема подростковой агрессии приобрела высокую социальную значимость и научную актуальность. Процессы индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту различных отклонений в поведении подростков.

В настоящее время проблема агрессивности в поведении подростков особенно актуальна. Этот факт подтверждается многочисленностью исследований, посвященных изучению агрессивности.

С точки зрения современных исследователей, агрессивность рассматривается как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное [7].

Агрессивность является предметом исследования ученых: Р. Бэрона, К. Бютнера, А. Бандура, Дж. Долларда, К. Лоренца, Ю.Б. Можгинского, А. Налчаджяна, А.А. Реана, Т.Г. Румянцевой, Д. Ричардсона, Ф.С. Сафуанова, Л.М. Семенюк, З.Фрейда, Э. Фромма, И.А. Фурманова, Х. Хекхаузена, К. Хорни и др.

Повышенный интерес к проблеме проявления агрессивности  отчасти вызван возрастанием общего числа агрессивных проявлений среди несовершеннолетних, как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Агрессивное поведение наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте, так как данный возрастной период является сенситивным возрастом для проявления агрессивности. Этот факт находит подтверждение в эмпирических данных, которые отражают наличие наибольшей степени выраженности показателей враждебности и агрессивности, склонности к высокой интенсивности проявления вербальных и физических форм агрессии, которые при комплексном рассмотрении обнаруживают особенности агрессивности у подростков [8].

Анализ, проведенный, М.Л. подтверждает тот факт, что проявления агрессивного поведения наиболее ярко выражены в подростковом возрасте. Отчасти это объясняется наличием ряда причин: в подростковом возрасте уже сформированы основные свойства личности, которые к этому времени отличаются  достаточной степенью устойчивости, в число данных свойств входит и   оказывающая  влияние на соответствующих форм у подростка; во-вторых, эмоциональная чувствительность и психо-эмоциональная неуравновешенность, подростковому возрасту, определяет характер импульсивных в состав входят и  агрессивные; в-третьих, именно в этом проявление агрессии в вербальной и физической форме считается наиболее успешной формой разрешения конфликтов, которое признается в среде сверстников и приобретает для подростка высокую значимость. В эти факторы максимальное влияние  на   и поддержание агрессивности подростков [5].

В подростковом ребёнок в силу характерных особенностей психического развития и социальных условий проявляет которая по выраженности превышает, по мнению С.Н.  агрессвность взрослых [3].

Основными причинами возникновения и проявления агрессивности ученые считают следующие:

- изменения прежних взглядов на окружающий мир и отношения к самому себе, которые могут приобретать форму психологического кризиса (Д.И. Фельдштейн);

- потребность в самоутверждении (Н.Г. Самсонова);

- принятие агрессии в подростковых сообществах, в которых особое внимание уделяется демонстрации агрессивных форм поведения (Е.В. Первышева);

- защита себя и других (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг);

- конфликты между уровнем притязаний и реальным положением подростка в обществе (А.А. Реан, С.Н. Ениколопов).

Таким образом, причины проявления агрессивности могут быть разными, так же как и её роль в поведении подростка, однако многие исследователи (Л.М. Семенюк, А.А. Реан, И.А. Фурманов) обращают внимание на тот факт, что к четырнадцатилетнему возрасту степень интенсивности агрессивных действий и частота их проявлений должна снижаться. На смену агрессивным способам разрешения конфликтов должны все чаще применяться неагрессивные способы разрешения конфликтных ситуаций, таким образом,  постепенно должен происходить переход к более социализированным формам проявления агрессивности: от физической формы к вербальной, косвенной и к негативизму [6].

На протяжении последнего десятилетия при проведении научных исследований было зафиксировано наличие данной тенденции. Наряду с тем, что в настоящее время ученые подчеркивают не только постепенное снижение уровня агрессивности при переходе от подросткового к старшему подростковому возрасту, отмечается также тот факт, что во внешнем проявлении агрессивности возникают качественные изменения в сторону вербальных форм проявления агрессии.

Так, например, в работе Н.А. Саблиной говорится о том, что у среднестатистического подростка отмечается высокая вероятность проявления вербальной агрессии при наличии высоких значений показателя чувства вины.

М.Л. Мельниковой было показано, что для подростков с просоциальными формами поведения свойственно проявление агрессии в латентной (скрытной, косвенной) форме и через негативизм.

Д.И. Пономарёва, в ходе тщательного изучения выраженности различных форм агрессии в поведении подростков, выделила вербальную, физическую агрессию, негативизм и чувство вины, которые принимали у испытуемых высокие значения по уровням средний и выше среднего.

Т.В. Бурминской было показано, что к четырнадцатилетнему возрасту в поведении подростка начинает преобладать вербальная форма агрессии и негативизм, а выраженность физической агрессии постепенно снижается.

Если для поведения подростка характерна высокая интенсивность агрессивных проявлений, отмечается преобладание в поведении физических форм агрессии, то можно говорить о социальной дезадаптации личности, нарушении процесса социализации в целом [4].

При этом высокая интенсивность агрессивных проявлений может быть обусловлена рядом факторов. Согласно исследованиям Rae – Grant, Thomas и др., факторы можно разбить на три категории: личностные факторы (темперамент, конституционные и характерологические свойства личности), семейные факторы (недостаток, либо неэффективность родительского воспитания, чрезмерный контроль со стороны родителей, конфликтные взаимоотношения родителей, применении в отношении детей жестоких форм воспитания, невыполнение родительских обязанностей), факторы социального окружения вне семьи (социальное отвержение, присоединение к отрицательной группе  сверстников, социальная депривация, иллюстрация насилия в средствах массовой информации).

По мнению И.Б. Бойко, большее влияние на увеличение интенсивности агрессивных проявлений оказывают следующие факторы: социальное неблагополучие, включающее в себя плохие внутрисемейные взаимоотношения; отсутствие одного или двух родителей; алкоголизм и конфликтность в семье; применение авторитарных методов воспитания с элементами насилия; негативное влияние на подростка девиантных групп [2].

Следует отметить, что данные факторы редко встречаются по отдельности, чаще всего повышенная агрессивность подростка обусловлена многими факторами, которые тесно взаимосвязаны между собой, определяя тем самым индивидуальные черты в характере проявления агрессии со стороны подростка.

Таким образом, агрессивность подростков – это, с одной стороны, поведение личности, с другой стороны – социальная проблема. Анализ причин, лежащих в основе разнообразных форм агрессивного поведения подростков необходим для  разработки мер по их профилактике.


Библиографический список

  1. Болдырева Т.А. Деформации личности: попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2 (163).
  2. Бойко И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола. // Вопросы психологии. 1993. №4.
  3. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-72.
  4. Зубова Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиции интегративного подхода  / Зубова Л. В., Харькова А. А. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2. С. 96-100.
  5. Мельникова М.Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков: детерминанты и условия коррекции: автореф. дис. … канд. психол. наук.- Екатеринбург, 2007.
  6. Реан А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А.А. Реан, Н.Б. Трофимов // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. 1999.  № 3.
  7. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. М.: Академия, 1996.
  8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.



Предварительный просмотр:

Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе

Агрессивное поведение представляет собой не только проблему личности, но и социальную проблему. В последние десятилетия проблема подростковой агрессии приобрела высокую социальную значимость и научную актуальность. Процессы индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту различных отклонений в поведении подростков.

В настоящее время проблема агрессивности в поведении подростков особенно актуальна. Этот факт подтверждается многочисленностью исследований, посвященных изучению агрессивности.

С точки зрения современных исследователей, агрессивность рассматривается как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное [7].

Агрессивность является предметом исследования ученых: Р. Бэрона, К. Бютнера, А. Бандура, Дж. Долларда, К. Лоренца, Ю.Б. Можгинского, А. Налчаджяна, А.А. Реана, Т.Г. Румянцевой, Д. Ричардсона, Ф.С. Сафуанова, Л.М. Семенюк, З.Фрейда, Э. Фромма, И.А. Фурманова, Х. Хекхаузена, К. Хорни и др.

Повышенный интерес к проблеме проявления агрессивности  отчасти вызван возрастанием общего числа агрессивных проявлений среди несовершеннолетних, как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Агрессивное поведение наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте, так как данный возрастной период является сенситивным возрастом для проявления агрессивности. Этот факт находит подтверждение в эмпирических данных, которые отражают наличие наибольшей степени выраженности показателей враждебности и агрессивности, склонности к высокой интенсивности проявления вербальных и физических форм агрессии, которые при комплексном рассмотрении обнаруживают особенности агрессивности у подростков [8].

Анализ, проведенный, М.Л. подтверждает тот факт, что проявления агрессивного поведения наиболее ярко выражены в подростковом возрасте. Отчасти это объясняется наличием ряда причин: в подростковом возрасте уже сформированы основные свойства личности, которые к этому времени отличаются  достаточной степенью устойчивости, в число данных свойств входит и   оказывающая  влияние на соответствующих форм у подростка; во-вторых, эмоциональная чувствительность и психо-эмоциональная неуравновешенность, подростковому возрасту, определяет характер импульсивных в состав входят и  агрессивные; в-третьих, именно в этом проявление агрессии в вербальной и физической форме считается наиболее успешной формой разрешения конфликтов, которое признается в среде сверстников и приобретает для подростка высокую значимость. В эти факторы максимальное влияние  на   и поддержание агрессивности подростков [5].

В подростковом ребёнок в силу характерных особенностей психического развития и социальных условий проявляет которая по выраженности превышает, по мнению С.Н.  агрессвность взрослых [3].

Основными причинами возникновения и проявления агрессивности ученые считают следующие:

- изменения прежних взглядов на окружающий мир и отношения к самому себе, которые могут приобретать форму психологического кризиса (Д.И. Фельдштейн);

- потребность в самоутверждении (Н.Г. Самсонова);

- принятие агрессии в подростковых сообществах, в которых особое внимание уделяется демонстрации агрессивных форм поведения (Е.В. Первышева);

- защита себя и других (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг);

- конфликты между уровнем притязаний и реальным положением подростка в обществе (А.А. Реан, С.Н. Ениколопов).

Таким образом, причины проявления агрессивности могут быть разными, так же как и её роль в поведении подростка, однако многие исследователи (Л.М. Семенюк, А.А. Реан, И.А. Фурманов) обращают внимание на тот факт, что к четырнадцатилетнему возрасту степень интенсивности агрессивных действий и частота их проявлений должна снижаться. На смену агрессивным способам разрешения конфликтов должны все чаще применяться неагрессивные способы разрешения конфликтных ситуаций, таким образом,  постепенно должен происходить переход к более социализированным формам проявления агрессивности: от физической формы к вербальной, косвенной и к негативизму [6].

На протяжении последнего десятилетия при проведении научных исследований было зафиксировано наличие данной тенденции. Наряду с тем, что в настоящее время ученые подчеркивают не только постепенное снижение уровня агрессивности при переходе от подросткового к старшему подростковому возрасту, отмечается также тот факт, что во внешнем проявлении агрессивности возникают качественные изменения в сторону вербальных форм проявления агрессии.

Так, например, в работе Н.А. Саблиной говорится о том, что у среднестатистического подростка отмечается высокая вероятность проявления вербальной агрессии при наличии высоких значений показателя чувства вины.

М.Л. Мельниковой было показано, что для подростков с просоциальными формами поведения свойственно проявление агрессии в латентной (скрытной, косвенной) форме и через негативизм.

Д.И. Пономарёва, в ходе тщательного изучения выраженности различных форм агрессии в поведении подростков, выделила вербальную, физическую агрессию, негативизм и чувство вины, которые принимали у испытуемых высокие значения по уровням средний и выше среднего.

Т.В. Бурминской было показано, что к четырнадцатилетнему возрасту в поведении подростка начинает преобладать вербальная форма агрессии и негативизм, а выраженность физической агрессии постепенно снижается.

Если для поведения подростка характерна высокая интенсивность агрессивных проявлений, отмечается преобладание в поведении физических форм агрессии, то можно говорить о социальной дезадаптации личности, нарушении процесса социализации в целом [4].

При этом высокая интенсивность агрессивных проявлений может быть обусловлена рядом факторов. Согласно исследованиям Rae – Grant, Thomas и др., факторы можно разбить на три категории: личностные факторы (темперамент, конституционные и характерологические свойства личности), семейные факторы (недостаток, либо неэффективность родительского воспитания, чрезмерный контроль со стороны родителей, конфликтные взаимоотношения родителей, применении в отношении детей жестоких форм воспитания, невыполнение родительских обязанностей), факторы социального окружения вне семьи (социальное отвержение, присоединение к отрицательной группе  сверстников, социальная депривация, иллюстрация насилия в средствах массовой информации).

По мнению И.Б. Бойко, большее влияние на увеличение интенсивности агрессивных проявлений оказывают следующие факторы: социальное неблагополучие, включающее в себя плохие внутрисемейные взаимоотношения; отсутствие одного или двух родителей; алкоголизм и конфликтность в семье; применение авторитарных методов воспитания с элементами насилия; негативное влияние на подростка девиантных групп [2].

Следует отметить, что данные факторы редко встречаются по отдельности, чаще всего повышенная агрессивность подростка обусловлена многими факторами, которые тесно взаимосвязаны между собой, определяя тем самым индивидуальные черты в характере проявления агрессии со стороны подростка.

Таким образом, агрессивность подростков – это, с одной стороны, поведение личности, с другой стороны – социальная проблема. Анализ причин, лежащих в основе разнообразных форм агрессивного поведения подростков необходим для  разработки мер по их профилактике.


Библиографический список

  1. Болдырева Т.А. Деформации личности: попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2 (163).
  2. Бойко И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола. // Вопросы психологии. 1993. №4.
  3. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-72.
  4. Зубова Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиции интегративного подхода  / Зубова Л. В., Харькова А. А. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2. С. 96-100.
  5. Мельникова М.Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков: детерминанты и условия коррекции: автореф. дис. … канд. психол. наук.- Екатеринбург, 2007.
  6. Реан А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А.А. Реан, Н.Б. Трофимов // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. 1999.  № 3.
  7. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. М.: Академия, 1996.
  8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения подростков посредством педагогического взаимодействия

В последнее время проблема агрессии стала очень популярна в мировой психологии. Постоянно растущие во всём мире насилие и деструктивность привлекли внимание специалистов и широкой общественности к тео...

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ....

Агрессивное поведение подростков и его коррекция

Агрессия – это форма девиантного поведения, выражающаяся в проявлении агрессивности с определенным постоянством в различных ситуациях и деструктивными действиями, цель которых – нанесение ...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Тема выступления "Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессивного поведения у подростков».

обобщение психологических знаний природы подростковой агрессивности, ее причины и профилактики;обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования нав...