РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
статья на тему

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Белевитина Е.П.

В младшем дошкольном возрасте нарушение поведения у умственно отсталых детей обнаруживается лишь в минимальных случаях. При этом преобладают импульсивные проявления и повышенная аффективная возбудимость. В старшем дошкольном возрасте число таких детей увеличивается. Возрастает число детей с повышенной аффективной возбудимостью. При этом наряду с импульсивными проявлениями, возникают психическая неустойчивость, агрессивное поведение. Как в младшем школьном возрасте, так и у младших подростков нарушения поведения встречаются в 15% случаях. Они становятся разнообразнее. Преобладающее нарушение – аффективная возбудимость, на втором месте уходы и бродяжничество, на третьем – агрессивно-садистические расстройства. Сочетание нескольких вариантов поведенческих нарушений обычно встречается у детей и подростков с более выраженными степенями недоразвития. Чаще всего нарушения в поведении наблюдаются у легко умственно отсталых детей и подростков. Расстройства поведения у данной категории детей и подростков отражают не столько характер нарушения, сколько особенности отрицательных микросоциальных воздействий.

Часто нарушение поведение – реакции детей и подростков на трудные обстоятельства в жизни. Значительная часть отклонений в поведении легко умственно отсталых детей социально-психологического генеза. Агрессия в таких случаях может быть отражением пренебрежительного, отвергающего поведения окружающих, родителей.

Агрессия к родителям, воспитателям, сверстникам умственно отсталых детей, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией нередко отмечается и вербальная агрессия. Невозможность, нежелание или неумение родителей адекватно взаимодействовать со своими детьми, возможно, и является главным фактором, способствующим росту нарушений в эмоционально-личностной сфере, социальной дезадаптации и отклоняющимся формам поведения, вплоть до девиантного и делинквентного.

Агрессия как форма семейной деструкции является одной из причин десоциализирующего влияния семьи на развитие личности ребенка и имеет серьезные психосоциальные последствия. У ребенка, подвергающегося агрессии, появляются ответные агрессивные установки в поведении, которые со временем трансформируются в устойчивое качество личности – агрессивность.

В тоже время, из-за недоразвития познавательной, эмоционально-волевой сфер, недоразвитие механизмов контроля своего поведения и сдерживания импульсивных проявлений эмоций – являются теми причинами, почему умственно отсталые дети и подростки чаще других подвергаются насилию и сами производят агрессивные действия.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношении человека к миру и людям, процессе и результатах его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Проявление эмоций у ребенка с нарушением интеллекта зависит от его возраста, от глубины и качественного своеобразия структуры дефекта (принадлежности к определенному клиническому варианту олигофрении) и, конечно, от социальной среды, в которой он находится.

Дети младшего дошкольного возраста отзывчивы на похвалу, одобрение, порицание. Различают ласковую и недовольную интонации. Они не могут выражать свои эмоции вербально. Свое отношение к человеку они выявляют прикосновением к нему, улыбкой, заглядыванием в лицо. Некоторые дети при этом произносят отдельные звукосочетания или простые, не всегда правильно звучащие слова типа «мама», «любу».

Старшие дошкольники более адекватно понимают окружающую их обстановку. Они лучше, чем дети младшего дошкольного возраста, владеют речью и могут не только выразить свои эмоции криком или поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, пользуясь словом, объяснить, что они хотят получить ту или иную привлекательную для них игрушку. Эти дети с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие добрым героями отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для них ситуации дошкольники способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на обстоятельства, в которых оказался другой человек. Как правило, дети проявляют отчетливо выраженное положительное отношение к своим родным и близким.

В зависимости от варианта дефекта дошкольники ведут себя по-разному, проявляя свои эмоции. Возбудимые дети берут игрушку и тут же ее бросают. Движения у них быстрые, речевое сопровождение громкое, эмоциональные реакции неустойчивы и поверхностны. Проявления гнева, обиды, радости выражаются бурно, импульсивно и не контролируются детьми. Заторможенные умственно отсталые дошкольники действуют вяло, нерешительно. Они кажутся мало эмоциональными, хотя их переживания нередко бывают устойчивыми и достаточно глубокими.

В школьном возрасте эмоциональная сфера умственно отсталых детей, особенно в младших классах, характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям. У некоторых умственно отсталых школьников наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Учащиеся с нарушением интеллекта весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать.

Между тем необходимо отметить, что учащиеся даже младших классов не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально-окрашенные компоненты, а в своих пересказах не пропускают их, акцентируют на них внимание, воспроизводят с большей выразительностью и правильностью, чем другие части воспринятого.

Умственно отсталый ребенок, а тем более подросток, оказавшись в доступной его пониманию ситуации, способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека и стремится оказать ему ту или иную помощь.

Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых школьников в большой мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей. Присущие этим ученикам импульсивные проявления обиды, злости, радости и т. п. постепенно сглаживаются под воздействием обучения и воспитания. У детей появляется осмысливание своих действий и поступков, формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, необходимые для их успешной социальной адаптации.

Литература:

  1. Д.Н.Исаев Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство для врачей. СПб.; Речь, 2003.
  2. В.М.Сорокин Специальная психология. СПБ., Речь, 2003.
  3. Петрова В.Г., Белякова И.В.Психология умственно отсталых школьников. М.; ACADEMIA, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.

В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...

Социализация детей и подростков с нарушением интеллекта через систему занятий по СБО. 5-9 классы

Решая задачи социализации детей с нарушением интеллекта, предмет социально – бытовой ориентировки, занимает одно из ведущих  мест в общей системе  учебно-воспитательной работы в школе  ...

«Осложнённое» поведение детей и подростков как психолого-педагогическая проблема»

Методический материал в своей работе могут использовать классные руководители, педагоги-психологи и социальные педагоги. Текст носит информационный и обучающий характер....

Тема выступления "Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессивного поведения у подростков».

обобщение психологических знаний природы подростковой агрессивности, ее причины и профилактики;обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования нав...

Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе

Агрессивное поведение представляет собой не только проблему личности, но и социальную проблему. В последние десятилетия проблема подростковой агрессии приобрела высокую социальную значимость и научную...