Заключение по результатам диагностического обследования «Выявление профессиональной направленностей и склонностей обучающихся 9-11 классов»
материал по психологии

Суворова Анастасия Александровна

Исследование проводилось по плану работы педагога-психолога года с целью определить профессиональные интересы и склонности учащихся 9-11 классов, через типологические черты личности. В исследовании были использованы методика Д. Голланда, методика «Акцент-2-90» (опросник Шмишека-Мюллера в модификации М. И. Вигдорчика).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заключение по результатам диагностического обследования «Выявление профессиональной направленностей и склонностей обучающихся 9-11 классов»

Исследование проводилось по плану работы педагога-психолога года с целью определить профессиональные интересы и склонности учащихся 9-11 классов, через типологические черты личности. В исследовании были использованы методика Д. Голланда, методика «Акцент-2-90» (опросник Шмишека-Мюллера в модификации М. И. Вигдорчика).

В исследовании приняли участие 96 учащихся 9-ых и 10-ых классов.

Результаты исследования:

Методика «Акцент-2-90» (опросник Шмишека-Мюллера в модификации М. И. Вигдорчика)

9 Классы:

Демонстративный

Застревание

Педантичность

Возбудимость

Гипертимность

Дистимность

Тревожность

Экзальтированность

Эмотивность

Циклотимность

11%

6%

0%

0%

19%

6%

8%

19%

25%

6%

4%

4%

4%

4%

29%

7%

4%

15%

18%

11%

15%

0%

4%

6%

30%

6%

4%

20%

11%

8%

Анализируя результаты исследования вышло, что в 9А классе большинство учащихся с эмотивным типом личности (25%). Такие люди предрасположены к деятельности, в которой важны теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, лояльное отношение со стороны начальства и общий эмоциональный комфорт. Для таких людей характерно постоянное стремление к самообразованию и личностному развитию. Как правило, эмотивный человек не претендует на роль лидера. Ситуации, в которых они наиболее продуктивны: общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в переживания других, отсутствие формальных ограничений в общении, деятельности, а также отсутствие внешнего контроля.

В 9Б и 9В классе большинство имеют гипертимный тип личности (9Б – 29%; 9В – 30%). Такие люди прекрасно чувствует себя в начале организации любого дела, в новой обстановке, в экстремальных ситуациях, в условиях риска. Мотивация к деятельности формируется как вызов, профессиональный рост определяется высоким уровнем притязаний – таким людям важно подтвердить свою способность справляться с трудностями на пути к достижению высокого результата. Дефицит материального вознаграждения за работу компенсируется ощущением собственной значимости, а также необходимостью постоянно проявлять изобретательность и способность к творчеству. Отрицательным проявлением гипертимной личности является склонность создавать видимость продуктивной деятельности. Она с энтузиазмом берется за любое дело, строит немыслимые планы, при этом не всегда заботится об их воплощении в жизнь, может легко отказаться от задуманного, игнорируя при этом установленные договоренности. Смена видов деятельности и мест работы не вызывает у такого человека особых затруднений, внутренних проблем, включая чувство вины перед «родным коллективом» и работодателями.

Также часто встречающийся экзальтированный тип личности в трех классах.  Экзальтированными чертами часто обладают творческие натуры, артисты, музыканты, поэты. Искренность в выражении чувств, тонкое ощущение реальности, стремление романтизировать отношения придают изысканность, особый смысл межличностному общению такого человека в любом коллективе. Однако регламентированные условия деятельности, частая и непредсказуемая смена настроения, субъективизм и безаппеляционность в суждениях этих лиц создают благоприятный фон для развития конфликтных ситуаций, провоцируют панические настроения.

11 Классы:

Демонстративный

Застревание

Педантичность

Возбудимость

Гипертимность

Дистимность

Тревожность

Экзальтированность

Эмотивность

Циклотимность

11

9%

6%

6%

9%

26%

3%

0%

20%

9%

12%

Из анализа результатов в 11-ого класса, вышло что 26% имеют гипертимный тип личности. Прекрасно чувствует себя в начале организации любого дела, в новой обстановке, в экстремальных ситуациях, в условиях риска. Мотивация к деятельности формируется как вызов, профессиональный рост определяется высоким уровнем притязаний – таким людям важно подтвердить свою способность справляться с трудностями на пути к достижению высокого результата. Ситуации, где они наиболее продуктивны, это деятельность, связанная с постоянным общением, большим количество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их глубокой проработки.

Также большинство имеют экзальтированный тип личности (20%). Им не подходит деятельность, где регламентированные условия, так как частая и непредсказуемая смена настроения, субъективизм и безаппеляционность в суждениях этих лиц создают благоприятный фон для развития конфликтных ситуаций, провоцируют панические настроения. Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности: возможность иметь «пищу для чувств» или работа на износ.

Методика профессионального самоопределения. Тест Голланда

Реалистический тип

Интеллектуальный тип

Социальный тип

Конвенциальный тип

Предприимчивый тип

Артистичный тип

31%

4%

17%

4%

9%

35%

6%

6%

35%

0%

6%

47%

29%

4%

20%

0%

9%

38%

Проанализировав результаты, полученные по данной методике можно сделать вывод, что большинство учащихся в  9-ых классах (см. таблицу) имеют артистичный тип. Такие люди отстраняются от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность. Предположительные профессии: музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.

В 9А классе 31% учащихся имеет реалистический тип. Такому типу свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. Примерные профессии: механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.

В 9Б классе 35% учащихся имеет социальный тип. Такие люди ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. Примерные профессии: врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.

Данные о результатах диагностики доведены до классных руководителей, а также предоставлены рекомендации для классных руководителей по проведению профориентационной работы:

  • ознакомить учащихся с различными профессиями, особенно с упором на профессии, востребованные в современном обществе (привлечение к этой деятельности родителей, изучение профессий родителей, профессионального пути известных в своей области людей). При знакомстве с профессией обращать внимание на её плюсы и минусы, таким образом, исключать увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
  • Познакомить учащихся с учебными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, а также ведущими научными организациями и производственными предприятиями региона (экскурсии, посещение «Дней открытых дверей»);
  • Педагогом-психологом провести тренинговое занятие по профориентации и ознакомить с результатами диагностического исследования

Педагог-психолог                                                                        Суворова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Диагностическое обследование мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах VIII вида ".

Для того, чтобы правильно построить коррекционную работу с умственно отсталым ребенком по преодолению дефектов развития, необходимо выявить эти дефекты. Диагностическое обследование всех функций мысли...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психом

Рассуждения на тему: "Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего с...

Диагностика профессиональных интересов и склонностей обучающихся с ОВЗ статья

В статье раскрыты особенности профориентационной диагностики с обучающимися с ОВЗ, используемые методики и результаты....

Профессиональная направленность обучения математике обучающихся в системе СПО

Аннотация: В статье рассматривается профессиональная направленность обучения математике, ее значение для овладения студентом будущей профессии. Рассматриваются виды профессионально-ориентационной рабо...

Справка о результатах диагностического обследования стрессоустойчивости учащихся 9 классов в рамках подготовки к ОГЭ

Результаты психологического обследования.Цель  исследования: 1.  Выявление  уровня стрессоустойчивости учащихся 9 классов в рамках подготовки к ОГЭ...