Профилактическое занятие с элементами тренинга "Подросток и СТРЕСС"
план-конспект занятия по психологии (7 класс)

Данное профилактическое занятие может использоваться в рамках профилактики стрессовых ситуаций в подростковой среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный социопсихологический центр»,

Государственное бюджетное учреждение – центр психолого- педагогической , медицинской и социальной помощи м.р. Пестравский Самарской области

               

РАЗРАБОТКА

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

«Подросток и СТРЕСС»

                                               

                   Составители:

Денисова И. А., социальный педагог ГБУ ЦППМСП м.р. Пестравский Самарской области;

Савина Н.Н., педагог- психолог ГБУ ДПО РСПЦ,

ГБУ ЦППМСП м.р. Пестравский Самарской области

                                                        

                                                 

2022г.

В Самарской области на основании распоряжения Министерства образования и науки Самарской области от 29.01.2019 года №48-р «О проведении мониторинга социальной дезадаптации обучающихся» проводится ежегодный мониторинг с целью профилактики ассоциального поведения обучающихся в образовательных организациях Самарской области.

На основании проведенного мониторинга выделяется «группа риска» подростков с   низкими адаптационными способностями в стрессовых ситуациях. Перед психологами и социальными педагогами была поставлена задача оказать  социально-психологическое сопровождение обучающихся попавших в «группы риска».

Актуальность выбранной темы обусловлена  важными преобразованиями в современной школе и запросом государства и общества на здоровое подрастающее поколение.

Для решения поставленной задачи социальным педагогом, педагогом- психологом разработан цикл групповых и индивидуальных занятий «Профилактика стрессовых ситуаций в подростковой среде».

Профилактическое занятие с использованием  здоровьесберегающей  программы «Волна», обучающей диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции на основе технологии функционального биоуправления,. помогает выработать навыки уверенного поведения подростков в стрессовых ситуациях, снизить уровень стресса, создать условия для личностного роста.

Профилактическое занятие с элементами тренинга

«Подросток и СТРЕСС»

Цель:  создание условий для отработки навыков уверенного поведения  в стрессовых ситуациях.

Задачи.

1. Сформировать  навыки уверенного поведения в стрессовых ситуациях.

2. Сформировать личную ответственность за свое поведение в стрессовых ситуациях. 

3. Научить приемам диафрагмально - релаксационного дыхания и работе на биотренажере.

Методы, технологии используемые на занятии: мини- лекция, метод мозгового штурма, метод обсуждения в группах, метод функционального биоуправления.

Материалы: бумага, фломастеры.

Оборудование: доска, маркер, компьютеры, проектор, компьютерная приставка «Волна – 03».

Место проведения: компьютерный класс.

Адресат: обучающиеся (13-16 лет).

Группа: 6-12 человек.

Длительность: 50 мин.

Этапы занятия:

I. Вводный этап: (4 мин.)

  1. Приветствие. (1 мин.)
  2. Упражнение «Мое настроение сегодня» (3 мин.)

II. Основной этап: (41 мин.)

  1. Мини- лекция «Понятие стресса» (7 мин.)
  2. Упражнение «Минутка» (2 мин.)
  3. Упражнение «Разреши ситуацию» (20 мин.).
  4. Работа с биотренажером (12 мин.)

III. Заключительный этап: (5 мин.)

  1. Рефлексия (4 мин.).
  2. Прощание (1 мин).

Ход занятия.

  1. Вводная часть

Приветствие.

Упражнение «Мое настроение сегодня». Каждый участник, по очереди, должен называть свое имя и одним словом охарактеризовать свое настроение (веселый, грустный, злой и т.д.)

  1. Основная часть.

Мини-лекция «Понятие стресса» с элементами дискуссии.

Ведущий: сегодня я хочу поговорить с вами о стрессе. Что вы знаете о стрессе? С какими стрессовыми ситуациями вы сталкивались (ответы обучающихся).

Стресс -   ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособления к изменениям среды.

Стрессовыми реакциями может оказаться и сильная радость, и волнение и сильное огорчение. Они становятся стрессовыми из-за своей силы воздействия на организм и психику человека. Для сохранения здоровья при воздействии стресса организму будет необходима дополнительная энергия.

Все мы реагируем на стрессы по – разному: кто-то справляется с ними легко, а кому- то это сложно.

Не всегда стрессы оказывают только отрицательное воздействие на организм. Если организм в состоянии справиться со стрессом, то это позволит найти новые способы реагирования на сложные ситуации, обучиться новому, активного развиваться.

Упражнение «Минутка».

Цель: определение адаптивных способностей обучающихся.

Необходимо закрыть глаза и после команды ведущего «Старт» уловить тот момент, когда пройдет минута. Про себя считать не нужно. Поднимите руку, откройте глаза тогда, когда закончится ваша воображаемая 1 минута. Ведущий строго отслеживает время каждого.

Высокие адаптационные возможности – 80-85 секунд (вместо 60 секунд).

Низкие адаптационные возможности – 37-57 секунд (вместо 60 секунд).

Депрессивные, тревожные, суициденты – 22-27 секунд (вместо 60 секунд).  

Мозговой штурм «Разреши ситуацию».

Группа делится на несколько подгрупп (2 – 3 человека).

Показ презентации «Конструктивный выход из стрессовых ситуаций».

Примерные варианты ответов:

а) смени прическу,

б) пошли куда- нибудь сходим, развлечемся,

в) мне тоже очень плохо, ужасное настроение, давай погрустим вместе.

Примерные варианты ответов:

а) может она тоже хочет с тобой познакомиться,

б) выпей немного для «храбрости», чтобы почуствовать себя уверенней,

в) подари ей цветы и пригласи куда- нибудь.

Примерные варианты ответов:

а) не говори ничего родителям,

б) договорись с учителем о пересдаче,

в) пошли лучше в кино, отдохнешь, а там видно будет.

Примерные варианты ответов:

а) да бросай ты этот спорт! Сколько сил вложил и никакого толка.

б) спорт есть спорт, нужно уметь красиво проигрывать,

в) будь уверен в своих силах, все еще впереди.

Примерные варианты ответов:

а) не переживай, соберись и все будет в порядке,

б) скажи маме, что заболела и не ходи на занятия,

в) у меня есть итаблетки, их перед экзаменом принимала старшая сестра, они помогут тебе успокоиться.

Примерные варианты ответов:

а) не горюй, пошли на дискотеку и познакомимся с другими девчонками,

б) хочешь я всем расскажу, что она тупая,

в) пошли ей смс или позвони, попроси прощения.

Примерные варианты ответов:

а) сбеги из дома к бабушке,

б) дай сдачи,

в) обратись за помщью по телефону доверия, классному руководителю, психологу.

Первый этап. Банк идей. Ведущий просит каждой группе выбрать варианты выходов из стрессовой ситуации и обосновать ответ. Все выбранные варианты записываются на доске, даже самые нелепые.

Второй этап. Анализ идей.

Все вышесказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

Третий этап. Обработка результатов.

За время дискуссии у подростков появляются новые идеи, которые следует обсудить, спровоцировав интенсивную мыслительную деятельность над ситуациями.

Четвертый этап. Анализ и подведение итогов.

Ведущий рассматривает с участниками все поступившие идеи и составляет из них правильный алгоритм действия в стрессовых ситуациях.

Вывод. Люди обычно пытаются преодолеть стресс тремя способами:

  • изменение своего восприятия проблемы;
  • изменение ситуации, вызвавшей проблему;
  • пытаясь справиться со стресс - реакцией, порожденной проблемой.

Работа на биотренажере.

Цель: знакомство с методами саморегуляции, подготовка к работе с биокомпьтерными тренажерами.

Ведущий: существует много методов преодолеть стресс. Эффективным является способ диафрагмально- релаксационного дыхания для успокоения и расслабления.

Сесть поудобнее. Сделать вдох через нос без напряжения, на животе надувается шар. Выдох идет через слегка сомкнутые губы - медленно, спокойно. Брюшная стенка медленно втягивается. Вы должны ощутить, что вместе с воздухом уходит напряжение. Правую руку положить на грудь, левую - на живот. При вдохе следить, чтобы левая рука двигала, а правая оставалась на месте. Впоследствии можно руками не пользоваться.

Этапы работы

время

  1. Постановка дыхания

- работа

3 мин.

- отдых

1 мин.

  1. Обучение дыханию

- работа

3 мин.

- отдых

1 мин.

  1. Закрепление навыка игра «Бабочка»

- работа

3 мин.

- отдых

1мин.

3.Заключительная часть.

Рефлексия.

Ведущий: поднимите руку те, у кого изменилось настроение.

Прощание.

Список литературы:

  1. Зубова Н.А., Тихомиров С.М. Методическое пособие по информационно- профилактической программе «Сталкер».- СПБ., 2003.
  2. Методическое пособие «Волна» (обучение диафрагмальному дыханию)/ НПФ «Алматея»/ составители В.Ю. Ледина, Н.А. Зубова/ Санкт-Петербург, 2003 г.
  3. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. – СПб., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Выбор за тобой"

Цель занятия: ·        Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...

Конспект профилактического занятия с элементами тренинга "Наши вредные привычки"

Конспект профилактического занятия с элементами тренинга "Наши вредные привычки"...

профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Жизнь без зависимости"

Цель занятия:·         Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...

Профилактическое занятие с элементами тренинга «Наши вредные привычки»

Профилактическое занятие с элементами тренинга. Цель: профилактика курения, алкоголизма; формирования установки на здоровый образ жизни и правильное питание....

Профилактическое занятие с элементами тренинга для обучающихся 8-10 классов.

Занятие с элементами тренинга предназначено для подростков, обучающихся старших классов образовательных организаций. Может быть прведено во время коассного часа.Цель занятия: формирование навыка ...

Реабилитационно-профилактическое занятие с элементами тренинга "Арт-терапия и мы".

Данное мероприятие будет интересно не только педагогам-психологам, но и социальным педагогам, а также всем категориям специалистов, взаимодействующим с такой категорией как замещающие родители....

Профилактическое занятие с элементами тренинга "Профилактика стрессовых ситуаций в подростковой среде"

Актуальность выбранной темы обусловлена важными преобразованиями в современной школе и запросом государства и общества на здоровое подрастающее поколение.Для решения поставленной задачи социальным пе...