Презентация "Жизнестойкость" к тренингу для подростков
методическая разработка по психологии (6, 7, 8 класс)

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость. В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у обучающихся жизнестойкости является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации. Цель тренинга - формирование и развитие навыков жизнестойкости детей. Содержание занятия включает: психотехнические игры и упражнения, групповую дискуссию, элементы психомышечной тренировки, релаксационные упражнения, задания с использованием элементов арт-терапии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trening_dlya_podrostkov_zhiznestoykost.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог- психолог Иванова С.В. 2022 г.

Слайд 2

Жизнестойкость – это понятие, которое объединяет два известных всем слова – «жизнь» и «стойкость». И оно имеет прямое отношение к каждому из нас!

Слайд 3

Общение по принципу «здесь и сейчас». Соблюдаем конфиденциальность всего происходящего. Говорим только от своего имени и только лично кому-то. Говорим только то, что думаем и чувствуем, т.е. искренность и такт в общении. Говорим не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

Слайд 4

Упражнение «Атомы-Молекулы» Упражнение: «Три слова о себе» Презентация «Жизнестойкость» Упражнение: «Карта сказочной страны» Упражнение: «Притча о жизни – разноцветная реальность» Упражнения, способствующие улучшению эмоционального состояния Мозговой штурм.

Слайд 5

Закройте глаза и представьте, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. «Сейчас вы начнете беспорядочное движение в пространстве. Я скажу: «Молекулы - 2», вы объединитесь в молекулы по два человека-атома. Затем по моему сигналу «Атомы» молекулы вновь распадаются на отдельные атомы и свободно двигаются. Затем я снова дам сигнал, будьте внимательны к числам! Молекула – 5!

Слайд 6

Опишите себя несколькими словами. Имя за слово не считается

Слайд 7

Жизнестойкость - это характеристика личности, которая является ключом к стрессоустойчивости. Жизненная стойкость не может быть приобретена какой-то односторонней деятельностью, например, только развитием силы. Так, слон в тысячи раз сильнее черепахи, но она является более жизнестойкой, может жить как на суше, так и в воде.

Слайд 8

Жизнестойкость также не может быть освоена благодаря лишь чтению умных книжек, как некая красивая теория. Она накапливается постепенными и комплексными усилиями, как приобретается спортивный навык или профессиональное мастерство. Нередко люди приобретают жизненную стойкость после долгих и порой мучительных испытаний. Им приходится справляться с какими-либо суровыми вызовами судьбы, приходится подтверждать свой выбор, свою силу духа снова и снова.

Слайд 9

В интеллектуальном плане жизнестойкость проявляется как твердые убеждения человека, которые позволяют ему оставаться целостным, собранным и активным при любом развитии событий. В эмоциональном плане жизнестойкость характеризуется способностью человека контролировать свои эмоции: поддерживать позитивный, оптимистический настрой, прогонять уныние, сдерживать вспышки гнева и ярости, преодолевать свои сомнения или страхи.

Слайд 10

В интеллектуальном плане жизнестойкость проявляется как твердые убеждения человека, которые позволяют ему оставаться целостным, собранным и активным при любом развитии событий. В эмоциональном плане жизнестойкость характеризуется способностью человека контролировать свои эмоции: поддерживать позитивный, оптимистический настрой, прогонять уныние, сдерживать вспышки гнева и ярости, преодолевать свои сомнения или страхи.

Слайд 11

В повседневном поведении человека жизнестойкость проявляется как способность терпеливо достигать поставленных целей . При этом, сталкиваясь с препятствиями, человек проявляет смекалку, творческий подход к делу, берет на себя личную ответственность, а при необходимости проявляет мужество. Он постоянно развивает умение действовать решительно, выверенно и результативно, сохранять внутреннее достоинство и верность своим принципам во всех сложных ситуациях.

Слайд 12

Если вы однажды решите перейти к освоению жизнестойкости на практике , то ваши повседневные усилия должны включать три основных направления: – общефизическая (спортивная) подготовка; – совершенствование эмоциональной и волевой саморегуляции; – развитие интеллектуальной и духовной составляющих личности.

Слайд 13

Итак, подведем краткий итог: развитие жизнестойкости – процесс непростой, но очень важный для каждого человека. Если мы не будем стремиться к ее развитию, то окажемся неспособными контролировать свои эмоции, действовать уверенно и разумно, когда столкнемся с какими-либо проблемными ситуациями и тяжелыми испытаниями в жизни .

Слайд 14

Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие в собственный внутренний мир – в сказочную, фантастическую страну. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны. Каков ее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром . Главное – не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту.

Слайд 15

поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания, пики достижений горы препятствий долина разочарований пустыня поиска озеро надежды вершина успеха возвышенности достижений

Слайд 16

Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте, в котором вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели». Теперь рассмотрите границы страны и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».

Слайд 17

Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути, и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь. Теперь нужно проложить маршрут до цели . Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.

Слайд 18

Путешествие всегда предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода из страны. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа», иногда – нет. Проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».

Слайд 19

Итак, у вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране. Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то, как будто бы, совершишь его . А теперь представьте себе, что вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня...» Пожалуйста, закончите фразу. А теперь взгляните на весь свой маршрут и отметьте каким- либо значком ту точку, в которой, как вам кажется, вы находитесь сейчас . Спасибо!

Слайд 20

Упражнение «Стаканчик» Обсуждение 1. Что вы почувствовали? Какое сейчас у вас состояние? 2. Когда возникают такие же чувства? 3. Кто ими управляет? 4. Куда они деваются потом? Вывод. То, что вы сейчас пережили - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми.

Слайд 21

Теперь давайте подумаем, как можно снять напряжение и беспокойство после перенесенного стресса?

Слайд 22

Узнать все, что возможно о том, что произошло. Отвлечься от происходящего (не застревать в стрессовой ситуации). Подготовить себя и к успеху, и к неудаче. Иметь запасной план – прекрасный способ уменьшить стресс. Снизить важность события. Расслабиться Мыслить позитивно (посмеяться или найти что-то полезное в случившемся) Выплеснуть накопившуюся негативную энергию наружу, например: помыть посуду, поиграть в футбол, побить «грушу» (подушку) и др.

Слайд 23

Упражнение «Крик». Упражнение «Старая газета». Упражнение «Сцепленные ладони». Упражнение «Выкинь». «Дыхательные техники»: Успокаивающее дыхание Расслабляющее дыхание Толчковое дыхание Огненное дыхание Связывающее дыхание

Слайд 24

Ж изнестойкость проявляется как способность терпеливо достигать поставленных целей. При этом, сталкиваясь с препятствиями, человек берет на себя личную ответственность, а при необходимости проявляет мужество. Он постоянно развивает умение действовать решительно, продуманно и результативно, сохранять внутреннее достоинство и верность своим принципам во всех сложных ситуациях.

Слайд 25

Нередко люди приобретают жизненную стойкость после долгих и порой мучительных испытаний. Им приходится справляться с какими-либо суровыми вызовами судьбы, приходится подтверждать свою силу духа снова и снова.

Слайд 26

Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии /СПб.: ООО Речь, - 2000. Методическое пособие/Тренинг по формированию жизнестойкости; Составитель: А.Ю. Баранова. – Иркутск: Издательство ГАУ ЦППМиСП, 2017. Мысова О.Ф. Формирование жизнестойкости у детей: некоторые методические подходы // Воспитание школьников. - 2013. – № 6. Фопель К. Как научит детей сотрудничать? В 4-х ч.: Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов/пер. с нем. – М., Генезис, 2003 г.

Слайд 27

Педагог- психолог Иванова С.В. 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для подростков-1

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков "Встречают по одежке"

Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску». Помогает установить контакт, вызвать интерес друг к другу....

Тренинг для подростков « Будь толерантным!»

Данный тренинг (система практических занятий) разработан для подростков 14-16 лет. Основная цель тренинга - обучение учащихся различным способам выхода из конфликтных ситуаций, толерантному поведению ...

Тренинг для подростков "Как избавиться от стресса?"

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентир...

Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»

В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо...

Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна

Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...