Тренинговое занятие по формированию психологической устойчивости у детей с ОВЗ (конспект)
план-конспект по психологии

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тренинг для учеников с ОВЗ по регуляции психоэмоционального состояния

Карловская Наталья Павловна,

педагог-психолог, МБОУ СШ № 9

Участники: учащиеся 7-9-х классов, относящиеся к категории детей с ОВЗ (ЗПР)

Численность участников: до 12 человек

Цель: формирование навыков саморегуляции эмоционального состояния.

Оборудование: карточки с названиями эмоций и чувств, 2 баночки, бланк «Мой цветок счастья», цветные карандаши.

Расположение участников: круг

Время проведения: 1 час 10 мин

План-конспект тренинга

Вводная часть.

Ведущий: Добрый день, ребята! Мы начинаем наше занятие. Для этого каждый по очереди поприветствует всех и скажет, какое у него сейчас настроение.

Учащиеся приветствуют друг друга (6 мин).

Ведущий: Эмоции не знают языка,

По ним определяют настроенье —

Они как дуновенье ветерка:

В них и печаль, и радость, и смятенье (Б. Цветков)

Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено эмоциям. Эмоции являются важной частью жизни человека. Есть эмоции, которые вдохновляют и поддерживают. Некоторые из эмоций могут вызывать неприятные чувства, мешать человеку. Перед вами в коробочке лежат карточки с названиями эмоций и чувств. Ваша задача: всем вместе, посоветовавшись, распределить карточки в две баночки: зеленая баночка – положительные чувства и эмоции; синяя – негативные.

Учащиеся раскладывают карточки (5 мин).

Ведущий: расскажите, как вы разделили карточки и почему?

Учащиеся отвечают. Ведущий обобщает ответы учащихся, при необходимости дает дополнительные пояснения (5 мин)

Ведущий: Положительные чувства и эмоции мы собрали в одну баночку, и я пока ее уберу. А вот что же нам делать с негативными чувствами и эмоциями? Давайте попробуем их обезвредить!

Основная часть.

Упражнение «Похвали себя» - 5 мин.

Учащиеся делятся на пары и каждый в течение 2 минут рассказывает собеседнику о своих достоинствах, о том, что он умеет делать лучше всего, за что его можно похвалить.

Упражнение «Комплимент другому» - 6 мин.

Учащиеся встают в два круга  - внутренний и внешний – лицом друг к другу. По сигналу ведущего стоящие в паре участники говорят друг другу комплимент, потом внешний круг по часовой стрелке сдвигается к следующему участнику, обмен комплиментами продолжается до тех пор, пока круг не вернется на место.

Упражнение «Мой цветок счастья» (автор: А.Паламарчук) – 20 мин.

Учащимся дается бланк с изображением цветка и задание:

1. Представь, что этот цветок, это ты. Посмотри на лепестки и запиши на них, положительные утверждения, которые ты мог / могла бы сказать о себе, например, я красивый / красивая, я хороший друг / подруга и так далее;

2. Ты прекрасно знаешь, что дождь помогает цветам расти. Напиши на каплях дождя, вещи, которые помогают тебе чувствовать себя лучше, например, чтение, рисование, музыка и так далее;

3. Корни, делают цветок сильным, нам же придают силы близкие люди. Напиши, кто тебя поддерживает в трудную минуту и к кому, ты можешь обратиться за помощью.

При выполнении упражнения ведущий оказывает помощь учащимся в формулировании мыслей, выборе вариантов ответов, расширяет представления детей о самовосприятии, способах самопомощи, о возможностях получения помощи от других людей.

Ведущий:

Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,

Когда они в душах кипят и зреют?

Не знаю, смешно это или нет,

Но часто мне кажется, что имеют.

Назвать даже попросту не берусь

Все их — от радости до горьких встрясок.

Наверное, сколько на свете чувств,

Столько цветов на земле и красок. (Э. Асадов)

Раскрасьте ваш цветок самыми красивыми цветами. Учащиеся выполняют задание (10 мин)

Завершающая часть

Ведущий: Вы не забыли про баночку с положительными эмоциями и чувствами? Вот она! Подумайте, что бы вы хотели взять из этой баночки?…. А теперь я передам ее по кругу, и каждый скажет «Я беру из баночки с чувствами и эмоциями - ….. (например, радость). И она всегда будет со мной». Учащиеся выполняют задание (7 мин).

Наше занятие подошло к завершению. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали, чему научились? (учащиеся отвечают, педагог-психолог обобщает ответы – 6 мин.)

Благодарю вас за работу! До новых встреч!

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по обеспечению психологической устойчивости детей.

В статье отражаются периоды развития психики, основные условия психологической устойчивости детей, зависимость детских нервных и психических нарушений от социальных условий развития, а также от уровня...

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

Об опыте работы по развитию временной перспективы и мировоззренческой активности старшеклассников на примере курса "Этика и этикет семейной жизни"...

Формирование механизмов эмоционально - устойчивого поведения детей среднего возраста

Цель: Повышение эффективности коррекционно – воспитательного процесса.   Повышение уровня эмоциональной устойчивости учащихся.    Подготовка учащихся к жизни в обществе....

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Многие тренеры считают, что главное в подготовке молодого спортсмена техника,  тактика и физическая подготовка, а психологическая готовность к соревнованиям придет сама собой по мере роста опыта ...

БАСКЕТБОЛ КАК ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ.

БАСКЕТБОЛ КАК ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ. ВВЕДЕНИЕНельзя отрицать социализирующее влияние спорта...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Формирование психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии"

Представленная разработка семинара-практикума содержит полную информацию о проблеме психологического здоровья детей, представленную в когнитивном блоке, а также обобщенную модель его формирования чере...

Морально-психологическая устойчивость учителя

Актуальностью темы является то, что профессия учителя требует много усилия, терпения и энергии т.к. высока морально-психологическая ответственность перед обществом. Профессионально-эмоциональное...