Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся в конфликтной ситуации.
статья по психологии (7 класс)

Палагина Маргарита Николаевна

Целью учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Это обстоятельство является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный социальный институт.

Наиболее глубоко конфликты изучаются двумя направлениями: социологическим и психологическим. Так, социологический подход исследует конфликт между структурами общества («группа-группа», «группа-личность»). Психологический подход акцентирует свое внимание на исследовании личности, формировании мотивов (их столкновений) и формировании личностных конфликтов. Рассматривается проблема конфликтов в направлении «личность-общество».

Анализ педагогических конфликтов показал, что проблема конфликтного взаимодействия в системе «учитель-ученик» лежит в плоскости социально-психологического подхода к нему, учитывающего особенности состояния общества, семейного воспитания, структуру учебного класса и личностные качества учащегося (прежде всего связанных с возрастом).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся

 в конфликтной ситуации.

Педагог-психолог

МБОУ СОШ №9 с УИПОО «Технология»

 Палагина Маргарита Николаевна

Целью учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Это обстоятельство является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный социальный институт.

Наиболее глубоко конфликты изучаются двумя направлениями: социологическим и психологическим. Так, социологический подход исследует конфликт между структурами общества («группа-группа», «группа-личность»). Психологический подход акцентирует свое внимание на исследовании личности, формировании мотивов (их столкновений) и формировании личностных конфликтов. Рассматривается проблема конфликтов в направлении «личность-общество».

Анализ педагогических конфликтов показал, что проблема конфликтного взаимодействия в системе «учитель-ученик» лежит в плоскости социально-психологического подхода к нему, учитывающего особенности состояния общества, семейного воспитания, структуру учебного класса и личностные качества учащегося (прежде всего связанных с возрастом).

Среди потенциально конфликтогенных ситуаций в школе, между педагогом и обучающимся, можно выделить следующие:

  • ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
  • ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;
  • ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины:

– в последние годы учащиеся сильно изменились, тогда, как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять – пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные;

– отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности;

– консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств;

– оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.

– учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.

– немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.

Основным звеном при разрешении педагогических ситуаций является проведение ее психологического анализа.

В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, то есть в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.

Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически проработана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ребенка – согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) – оправдано.

Проведение анализа уменьшит число ошибок, которые допускает учитель, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации, потому что торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», а ситуация становится конфликтной. Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» ученика и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию. Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта.

Ведь предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации – это наиболее оптимальный, «бескровный» для обеих сторон вариант выхода из ситуации.

Учитель при этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает косвенными приемами напряженность и берет ситуацию под контроль.

Касаясь  практического материала для учителя по применению позитивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, предлагаю вам брошюру «Технология примирения при конфликте». Здесь представлено несколько этапов (подготовительный, этап примирения, этап восстановления справедливости, профилактический этап). Так же в нашей школе реализуется школьная программа «Школа 9 -  школа толерантности», в рамках которой проходят мероприятия по формированию толерантного сознания и профилактике конфликтных ситуаций: участие в городских конкурсах «Все мы Вартовчане», «Я – гражданин России», школьный конкурс проектов «Будущее поколение».  Внеурочные занятия по программе «Познай себя» (Основы психологических знаний. Приобщение обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека). Внеурочные занятия по программе «Закон и Я» (направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, профилактика предупреждения правонарушений).

Рекомендации:

1.Находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.

2.При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.

3.Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.

4.Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

5.Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.

Таким образом, поведение в конфликтной ситуации является одним из критериев профессиональной компетенции учителя, а сама конфликтная ситуация конструктивной направленности выполняет положительную функцию - помогает раскрывать личностные качества как учителя, так и обучающегося, предоставляя им возможность выходить на более высокий уровень взаимоотношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся в конфликтной ситуации.

Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся в конфликтной ситуации. А так же технология примирения при конфликте....

Памятка учителю по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций

Чтобы быть успешным, здоровым, как психически, так и физически, педагогу необходимо знать как разрядить напряженную ситуацию....

Групповое занятие с элементами тренинга «Родительское собрание в «трудном классе» проблемы взаимодействия «учитель» / «родитель».

Данное занятие проводится с педагогами школы, чтобы помочь им наладить эффективное общение с родителями ....

Психолого-педагогические рекомендации родителям учащихся: преодоление конфликтных ситуаций. Конфликт «отцы и дети»? Что нужно знать.

В статье кратко раскрывается понятие конфликта: родитель-ребёнок. Для улучшения взаимопонимания и разрешения конфликтных ситуаций даются общие рекомендации. Можно использовать на родительских собрания...