практикум по планированию профессиональной карьеры
тест по психологии

Практические задания по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_planirovaniyu_professionalnoy_karery.docx104.36 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по планированию профессиональной карьеры

  1. Прочитайте статью.

Карьера

В своей жизни человек принимаем ряд важных, подчас судьбоносных решений. Выбор  профессионального пути  – одно из них.  От того, какой профессии человек посвятит свою жизнь,  в какой организации, должности, окружении будет работать, зависит его социальный статус, материальное благополучие, самочувствие и самоощущение.

Карьера (от фр. сariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области деятельности. Карьеру делят на объективную (совокупность должностей, которые человек занимал; его должностной рост) и субъективную (изменение мотивов человека; его представления о своем будущем, о продвижении по служебной лестнице в целях получения большего материального вознаграждения, власти, престижа, признания).          

Выделяют следующие виды карьеры: внутриорганизационная – работник проходит все должности последовательно в одной организации; межорганизационная – работник проходит все должности последовательно, работая в разных организациях; специализированная – сотрудник проходит различные стадии карьеры последовательно в одной или в разных организациях, но в рамках одной профессии (области деятельности); неспециализированная – базируется на предположении, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, т.е. выполнять функции любого из своих подчиненных. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях. По направлениям движения работника в структуре организации можно разграничить вертикальную карьеру (подъем на более высокую ступень структурной иерархии – повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда) и горизонтальную карьеру. В последнем случае предполагается либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя отдельного проекта). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

Карьера ступенчатая – совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста и горизонтального. Такой вид карьеры встречается достаточно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Центростремительная (скрытая) карьера, как правило, является наименее очевидной для окружающих. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. К признакам центростремительной карьеры относятся: приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение им доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства и т.д. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации, однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Выделяются следующие модели карьеры:

«Трамплин» – широко распространена среди руководителей и специалистов, жизненный путь которых состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом их потенциала, знаний, опыта и квалификации. Соответственно меняются занимаемые должности на более сложные и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник  занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени. За этим следует "прыжок с трамплина" ввиду ухода на пенсию.

«Лестница» – каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных ситуациях руководства большим коллективом.

«Змея» – предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время. Это дает возможность линейному руководителю более глубоко изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей должности.

«Перепутье» – предполагает по истечении определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности. По своей философии это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека.

Планирование карьеры - процесс постановки целей служебного и профессионального развития и определение средств и методов их достижения. Т.Тарасовой разработана методика планирования профессиональной карьеры, которая представляет собой 5-ти шаговый алгоритм действий. 

Шаг 1. Самооценка. Отправной точкой планирования карьеры является анализ собственных возможностей, умений, навыков, профессиональной квалификации. При этом необходимо ответить на главный вопрос - «Кто я?» 

Шаг 2. Определение параметров и мотивация развития карьеры. В узком смысле слова, планирование карьеры - это всего лишь определение того вида деятельности, которым вы желаете заниматься.

Шаг 3.Определение целей служебного развития. При определении целей служебного развития необходимо разделить цели на краткосрочные (ближайшие месяцы, годы) и долгосрочные (20-40 лет).

Для того, чтобы поставленные Вами цели отвечали бы вашим действительным намерениям и желаниям необходимо, чтобы они были адекватны определенным критериям постановки целей при планировании карьеры:

1.Трудные, но достижимые.

2. Ясными.

3. Непротиворечивыми. 

3. Должна существовать тесная связь между целями и датами их достижения.

Шаг 4. Развитие плана карьерного роста. Необходимо определить, какие профессиональные характеристики необходимо иметь, чтобы претендовать на получение желаемой работы, должности и какими из них Вы обладаете в полной мере, а какие надо приобрести или развить.

Шаг 5. Контроль. Предполагает пересмотр поставленных  Вами целей и анализ достигнутых результатов для более эффективного планирования.

Таким  образом, карьера – закономерный результат успешной профессиональной деятельности, направленной на максимальную реализацию делового и личностного потенциала человека и связанной с системой его жизненных ценностей. Выбор  того или иного типа карьерного продвижения зависит от интересов, профессиональных установок и мотивов будущей  профессиональной деятельности.  (http://abc.vvsu.ru/Books/up_tehnol_karjery/page0027.asp R, http://aspu.futuretoday.ru/institutes/aspu/blogs/21926)

Вопросы и задания:

1. Что такое карьера?

2. Опишите карьерные стратегии, с помощью которых можно характеризовать карьерные устремления человека?

3.   Какие факторы влияют на профессиональную и должностную карьеру?

4. Подготовьте самопрезентацию:  представьте себя, опишите свой характер, свои сильные и слабые стороны. Как Вы видите развитие этих черт в будущем? Представьте свой профессиональный образ, долгосрочные цели профессиональной деятельности. Опишите Ваши интересы в сфере педагогики и психологии. Ваши увлечения, хобби.

5. Составьте портфолио карьерного продвижения, представляющего собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все Ваши  достижения (как академические - учебные, так и личные

2. Выполните упражнения.

Упражнение 1. (по В.А. Полякову)

Обратитесь к людям, которые хорошо Вас знают (друзья, одноклассники, родные) и попросите их ответить на следующие вопросы:

- Что вы считаете моими сильными качествами?

- На какие из моих личных качеств наибольший спрос на рынке труда?

- Какие условия работы, по вашему мнению,  наиболее подходят мне?

- А что, по вашему мнению, наиболее важно для меня в работе?

- Какие качества, которые вы во мне находите, я сам не замечаю?

- Что вы считаете моими недостатками?

- Можете ли вы рекомендовать профессию, подходящую мне в наибольшей степени?

- Согласны ли вы с точкой зрения  других людей о вас?

- Исследуйте уровень вашей самооценки с помощью теста Н.Власовой.

Тест «Каким ты кажешься окружающим и какой ты есть на самом деле»

Ответьте, пожалуйста, на каждый вопрос: “да” или “нет”. Не следует долго думать, пишите то, что первым приходит в голову.

А1. Есть ли у Вас чувство юмора?

А2. Доверчивы и откровенны ли Вы с друзьями?

А3. Легко ли Вам просидеть больше часа, не разговаривая?

А4. Охотно ли Вы одалживаете свои вещи?

А5. Много ли у Вас друзей?

Б1. Умеете ли Вы занять гостей?

Б2. Точность, пунктуальность Вам свойственны?

Б3. Делаете ли Вы денежные сбережения?

Б4. Любите ли Вы строгий стиль в одежде?

Б5. Считаете ли Вы, что правила внутреннего распорядка дня необходимы?

В1. Проявляете ли Вы публично свою антипатию к кому-либо?

В2. Заносчивы ли Вы?

В3. Силен ли в Вас дух противоречия?

В4. Стараетесь ли Вы стать центром внимания в компании?

В5. Подражают ли Вам?

Г1. Употребляете ли Вы грубые слова, разговаривая с людьми, которых это шокирует?

Г2. Любите ли Вы похвастать накануне экзамена, что отлично все знаете?

Г3. Имеете ли Вы обыкновение делать замечания, читать нотации и т. п.?

Г4. Бывает ли желание во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью?

Г5. Доставляет ли удовольствие высмеивать мнение других?

Д1. Предпочитаете ли Вы профессии жокея, актера, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?

Д2. Чувствуете ли себя в обществе малознакомых людей непринужденно?

Д3. Предпочитаете ли вечером заняться спортом вместо того, чтобы посидеть спокойно дома и почитать книгу?

Д4. Способны ли Вы хранить секреты?

Д5. Любите ли праздничную атмосферу?

Е1. Строго ли соблюдаете в письмах правила пунктуации?

Е2. Готовитесь ли заранее к воскресным развлечениям?

Е3. Можете ли точно отчитаться в своих покупках и расходах?

Е4. Любите ли наводить порядок?

Е5. Свойственна ли Вам мнительность?

В тех частях теста, где большинство ответов “да” поставьте, пожалуйста, их индекс: А, Б, В, Г, Д, Е. Там, где большинство ответов отрицательны, ставьте ноль (0).

Ответы “Каким ты кажешься окружающим?”

А00 Тебя часто считают надежным человеком. Ты весел и разговорчив, делаешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты легко поддаешься влиянию других. Однако, в серьезных вещах умеешь настоять на своем.

А0В Ты производишь впечатление человека, не слишком застенчивого, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, противоречишь другим, а подчас и себе, и, опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, необязательным. Но стоит захотеть - станешь проворным и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.

АБ0 Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставляешь друзей в трудную минуту. Но (к сведению окружающих) дружбу твою заслужить нелегко.

АБВ Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая свое мнение, не думаешь о том, как отзовутся на людях твои слова. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты обидешь их.

000 Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. Понять тебя трудно.

00В Не исключено, что о тебе говорят: “Какой несносный характер?” Ты раздражаешь собеседников, не даешь им возможности высказаться, навязываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок. Похоже? Не совсем? Тогда хорошо.

0Б0 Такие люди, как ты, в школьные годы бывают примерными учениками, вежливыми, аккуратными, дисциплинированными, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают их и доверяют им. Что же касается друзей, то одни считают их “задаваками”, другие предпочитают дружить.

0БВ Возможно, кто-то считает тебя человеком, которому постоянно кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем, ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека.

Ответы “Каков ты на самом деле?”

000 Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, однообразие тебе в тягость. Но мало кто подлинно знает твой характер. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями.

00Е Скорее всего, ты застенчивый человек. Это видно, когда приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой ты бываешь только в кругу семьи или ближайших друзей. Ты добросовестен, трудолюбив, у тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.

0Д0 Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, собирать их вокруг себя. Как только ты остаешься один, все пропало! Тебе трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.

0ДЕ Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общите-лен, вежлив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких усилий с твоей стороны. Без общества друзей тебе не по себе. Для тебя принято делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности к витанию в облаках.

Г00 Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма порадоксальные мнения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда понимают. Но тебя это, к сожалению, мало волнует.

Г0Е Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный. Крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставляешь других поступать на свой лад, а если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.

ГД0 Ты - большой оригинал и любишь удивлять людей. Если кто-нибудь даст совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а друзей раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так самоуверен, как кажешься.

ГДЕ Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой. Общителен. Но похоже, что любишь общество друзей только при условии, что играешь в нем главную роль. Любишь быть атрибутом в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях есть большая доля здравого смысла. Но тем не менее твое стремление вечно получать - утомляет окружающих.

     Упражнение 2. (по Е.Д.Малинину)

Возьмите лист бумаги, сосредоточьтесь и постарайтесь ответить в письменном виде на следующие вопросы:

  1. Чего я хочу именно сейчас?
  2. Чего я хочу достичь через 3 месяца?
  3. Через 6 месяцев?
  4. Через 1 год?
  5. Через 5 лет?
  6. Что из намеченного наиболее важно для меня? Почему?
  7. Какие возникают в этой связи вопросы?
  8. Составьте программу личностного роста на ближайшие 5 лет.

 Упражнение 3.

Проанализируйте высказывания выдающихся людей.

- «Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу»  (Козьма Прутков).

- «Наиболее несчастен тот человек, который жаждет стать кем-то и чем-то другим, чем та личность, которой он является по своему физическому складу.» (Анжело Патри)

- « Если мы небрежно относимся к весне нашей жизни, то наше лето будет бесплодно, нашей жатвой будет сорная трава, а зима нашей жизни будет неуважаема и одинока.» (В.Скотт)

- « Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни».  (М.Аврелий)

Упражнение 4. (по В.А.Полякову)

Составьте резюме из следующих основных разделов:

  1. Личные данные (фамилия, имя, отчество, возраст, адрес, телефон).
  2. Цель представления: краткое описание того, на получение какой работы и почему претендует автор резюме (не более 5 строк, а лучше 2-3 строки).
  3. Образование (возможно сообщение о наградах или  указание тех  изученных дисциплин, которые соответствуют желаемой работе, а также участие в исследовательской работе, в олимпиадах и конкурсах).
  4. Дополнительные сведения: владение иностранными языками и компьютером, хобби (если оно тесно связано с желаемой работой).

Обратите внимание на пять основных требований к стилю написания резюме:

  1. Краткость.
  2. Конкретность.
  3. Активность (использование глаголов  «участвовал». «оказывал помощь», «принимал участие» и др.).
  4. Избирательность (отбор информации, исходя из цели резюме).
  5. Честность (ложная информация рано или поздно обнаружится со всеми вытекающими из этого последствиями).

Упражнение 5.

Бывший директор службы трудоустройства  Бостонского университета (США)  Э.Эндикот сформулировал 50 наиболее распространенных причин отказа молодым людям в работе. Ниже перечислены 10 из них. Продолжите список.

  1. Жалкий внешний вид.
  2. Манеры всезнайки.
  3. Неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, обидчивость, грамматические ошибки.
  4. Отсутствие плана карьеры: четких целей и задач.
  5. Недостаток искренности и уравновешенности.
  6. Отсутствие интереса и энтузиазма.
  7. Невозможность участия в делах организации помимо обусловленного графика.
  8. Чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересованность только в более высокой оплате.
  9. Низкая успеваемость во время учебы.
  10. Нежелание начинать снизу: ожидает слишком многого и слишком быстро.
  11.  …………….
  12.   ……………
  13.  ……………. и т.д.

Упражнение 6.

На фронтоне знаменитого Дельфийского храма у подножия горы Парнас в честь бога Аполлона выбито изречение: «Познай самого себя». Надпись была сделана несколько столетий назад до нашей эры.

- Является ли данное изречение  «Познай самого себя» актуальным в наше время?

- В чем состоит смысл данного изречения?

- Является ли познание самого себя необходимой частью планирования профессиональной карьеры?

- Какими личными качествами должен обладать человек, чтобы добиться профессионального успеха?

- Выполните следующие тестовые задания для познания ваших  личных качеств, необходимых для успешной карьеры:

Тест 1. «Узнай себя». 

Трудно найти человека, который не хотел бы узнать себя получше. Предлагаем простой и быстрый способ.

Внимательно вглядитесь в 16 символов (см. рисунок) Они собраны в четыре группы, условно названные «движение», «спокойствие», «уверенность», «неуверенность». В каждой из групп выберите по одному символу, который более всего соответствует Вашему вкусу.

 

Подсчитайте результаты по следующей шкале:

«движение»:          а — 4,    б — 8, в — 2, г— 10 баллов;

«спокойствие»:      а — 10, б — 8,  в — 2, г — 4 балла;

«уверенность»:      а— 10,  б — 8,  в — 6, г — 2 балла;

«неуверенность»:  а — 10, б — 8,  в — 2, г — 6 баллов.

 Обработка результатов:

8 — 13 баллов. Ваше поведение во многом зависит от окружающих. Вы способны быстро «разгораться», но так же быстро и терять свой пыл. Вам чрезвычайно трудно заставить себя заниматься тем, что Вам не по душе. Вы очень эмоциональны и часто не контролируете свои поступки.

14 — 20 баллов. Вы «плывете по течению», но стараетесь при этом показать свой характер. Окружающие могут повлиять на Вас только в том случае, если имеют убедительные аргументы.

21—27 баллов. Вы непогрешимы в своих глазах, но все же оглядываетесь на других. Обладаете прекрасной интуицией, и она Вас редко подводит.

28 — 34 балла. Вы очень легко отказываетесь от своих взглядов, решений, но если на Вас оказывают давление, то Ваше сопротивление пропорционально возрастает.

 35 — 40 баллов. Ничто не может остановить Ваше движение к выбранной цели. И лишь тот, кто знает Ваши слабости, может незаметно помыкать Вами. Поэтому Вам не помешает немного упрямства поменять на такое же количество сообразительности.

Тест 2. Какой у Вас характер?

Каждый из нас имеет определенные черты характера. Есть среди них хорошие и не очень. Случается и такое: то, что мы считаем естественным и само собой разумеющимся, раздражает других. Попробуйте взглянуть на себя объективно и правдиво ответить («да», «нет», «не знаю») на следующие 10 вопросов.

1. Посылая письмо кому-либо из знакомых, считаете ли Вы обязательным написать на конверте обратный адрес?

2. Употребляете ли зубную пасту или одеколон только одного определенного сорта?

3. Во время визита к знакомым обращаете ли внимание на разные мелкие недостатки либо недоделки в чужом доме (например, на криво повешенную картину или слишком тусклую лампочку в прихожей)?

4. Поддерживаете ли Вы в личной библиотеке такой идеальный порядок, что без труда можно быстро найти нужную книгу?

5. Храните ли у себя разные «реликвии» типа первой школьной тетради или театральной программы десятилетней давности?

6. Готовите ли с вечера одежду, обувь, портфель, сумку на завтрашний день?

7. Выйдя из дома, начинаете вспоминать, все ли оставлено в порядке (выключено, закрыто и т. д.)?

8. Проверяете ли пуговицы на своей одежде, прежде чем надеть ее?

9. Услышав по радио сигнал точного времени, смотрите ли на свои часы?

10. Делаете ли замечания своим друзьям и знакомым по поводу их вкусов?

 Обработка результатов:

В случае утвердительного ответа на вопрос запишите себе 2 балла, отрицательного — 0, если колеблетесь — 1 балл.

0 — 6 баллов. Вы принадлежите к людям, которым все безразлично. При какой-либо неудаче Вы рассчитываете, что всегда найдется тот, кто поможет Вам выпутаться из трудного положения. Однако чаще всего такие надежды не оправдываются. Друзьям на Вас надеяться трудно — Вы легко можете подвести. Задумайтесь над своим характером.

7 — 10 баллов. С первого взгляда кажется, что Вы сторонник порядка и гармонии. Но это, скорее всего, одна видимость. В действительности, Вы достаточно легкомысленны и часто желаемое выдаете за достигнутое. Следует пожелать Вам больше постоянства и силы воли.

11 — 16 баллов. Прямо скажем, Вы обладаете хорошим, ровным характером. Цените порядок в доме и там, куда попадаете. Любите аккуратность и стараетесь всегда держать данное Вами слово. При оценке ситуации всегда взвешиваете все «за» и «против»,

17 баллов и выше. Вы, пожалуй, чрезмерно впечатлительный человек. Любая мелочь способна вывести Вас из себя. Часто сетуете, что действительность хуже, чем Вы того желали бы. Тот или иной взгляд или мнение (будь это чистота в доме, опрятность в одежде и т. д.) Вы можете превратить в культ. С таким характером трудно уживаться с людьми. Надо хорошо отдавать себе отчет, в каких вопросах необходимо проявлять непримиримость, а в каких — мягкость и снисходительность.

Тест 3. Тип характера

Создавая психологический портрет, не надо забывать, что каждый из нас в той или иной степени отличается от стереотипа. Каждый человек — индивидуальность.

Ответ на условия тестов — «правый» или «левый» — обозначьте соответственно буквами П и Л.

Ведущая рука

Переплетите пальцы рук, и Вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если левый, — Вы человек эмоциональный, правый — аналитический склад ума.

Ведущий глаз

Попробуйте «прицелиться», выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку — карандаш или ручку. Если зажмурить ведущий глаз, Вы заметите, что мишень сместится относительно мушки. Левый ведущий глаз говорит о мягком и уступчивом характере, правый — о твердом, настойчивом, более агрессивном.

Поза Наполеона

Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, Вы склонны к кокетству, правая — к простоте и простодушию.

Аплодирование

Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой — Вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

Тест 4. Умеете ли Вы владеть собой.

Все мы разные. Одного не сломит тяжелейшее испытание, а другого положит на обе лопатки пустяк. К какому типу личности Вы себя относите? Выберите свои варианты.

1. Можете ли Вы говорить о своих трудностях откровенно?

  • а) Нет, мне это не поможет.
  • б) Конечно, если есть доброжелательный собеседник.
  • в) Не всегда, иной раз тяжело переживаю их сам.

2. В какой степени переживаете обиды и неудачи?

  • а) Собственные неудачи всегда самые тяжелые.
  • б) Это зависит от их причины.
  • в) Стараюсь отнестись к ним философски, потому что любые неприятности когда-то кончаются.

3. Как Вы поступаете, когда чувствуете, что Вас что-то глубоко обидело?

  • а) Сделаете для себя что-то приятное, чего долго не могли себе позволить.
  • б) Пойдете на ужин к хорошим друзьям.
  • в) Будете сидеть дома и злиться.

11. В объятиях счастья Вы:

  • а) Не думаете о прежней печали.
  • б) Боитесь, что эти минуты закончатся.
  • в) Не забываете и о теневых сторонах жизни.

12. Когда близкий человек Вас обидит, Вы:

  • а) Уйдете в себя.
  • б) Потребуете объяснения.
  • в) Рассказываете об этом каждому, кто желает Вас слушать.

13. Что Вы думаете о психиатрах?

  • а) Не хотел бы попасть в их руки.
  • б) Многим людям могут помочь.
  • в) Они не всемогущи, человек должен сам себе помочь.

14. Мнение окружающих:

  • а) Вас преследует.
  • б) Несправедливо по отношению к Вам.
  • в) Вам благоприятствует.

15. О чем Вы думаете после семейной ссоры, когда прошел первый гнев?

  • а) Все-таки было много хорошего.
  • б) О тайной мести.
  • в) О том, что теперь-то ваш партнер сказал Вам все.

Обработка результатов

1

2

3

4

5

6

7

8

А

3

4

0

1

3

4

5

1

Б

1

0

2

3

0

2

2

2

В

2

2

4

5

1

3

1

3

7—15 баллов. Вы легко справляетесь со своими неудачами. Умеете дать им правильную оценку. Кроме того, Вам неизвестна злость на себя. Ваше душевное равновесие достойно уважения.

 16 — 26 баллов. Время от времени Вы осуждаете себя. Но у Вас есть завидный «клапан»: «выкричите» свои проблемы окружающим — и Вам легче. Желательно, чтобы Вы больше владели собой и не полагались только на этот способ преодоления трудностей.

 27 — 31 балл. Вы еще не научились справляться со своими трудностями, поэтому они так Вас угнетают. Замыкаетесь в себе и бессильно злитесь на себя. Непременно соберите свою волю. У Вас много хороших качеств, которые Вам помогут преодолеть и более тяжелые жизненные испытания.

Тест 5. Волевой ли Вы человек?

Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворна наша работа и учеба.

Предлагаем определить, какая у Вас воля. Постарайтесь ответить на вопросы с максимальной откровенностью. Можно использовать три варианта ответа: «да»; «иногда случается» («не - знаю», «затрудняюсь ответить»); «нет».

1. В состоянии ли Вы завершить работу, которая Вам не интересна?

2. Преодолеваете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

4. Если Вам прописана диета, можете ли Вы преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это не обязательно?

6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?

8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли Вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет Вам немало хлопот?

11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня?

13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Верно ли, что даже самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы?

15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к Вам слова?

 Обработка результатов: Ответ «да» — 2 балла; «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») — 1 балл; «нет» — 0 баллов.

0—12 баллов. С силой воли дела обстоят у Вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить Вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для Вас. Ваша позиция выражается известным выражением: «Что мне, больше всех надо?». Любую просьбу, любую обязанность Вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки. Может быть, это поможет Вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся — от этого Вы только выиграете.

 13 — 21 балл. Сила воли у Вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное Вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к Вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22 — 30 баллов. С силой воли у Вас все в порядке. На Вас можно положиться — Вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли — это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

Тест 6. Умеете ли Вы работать быстро и внимательно.

Для работы потребуются карандаш и часы с секундной стрелкой. Посмотрите на рисунок. В верхней его части изображены четыре геометрические фигуры, внутри которых проставлены определенные числа. Ниже расположены в произвольном порядке те же фигуры, но без чисел. Ваша задача — как можно быстрее вписать в эти фигуры числа так, как это сделано в образце. Вписывать числа необходимо во все фигуры подряд, а не вразбивку. Время выполнения задания фиксируйте.

Теперь подведите итоги. Если Вы справились с заданием быстрее, чем за 30 секунд, — это отличный результат, за 30 — 35 секунд, — хороший, за 36 — 40 секунд, — средний. Если навыполнение задания ушло более 40 секунд, это считается низким результатом. Возможно, Вы переутомлены или не очень серьезно отнеслись к заданию.

Для тренировки можно заранее приготовить несколько наборов с различным расположением фигур и с другими числами. Кроме того, вместо чисел вписывают знаки, например, в квадрат — тире, в треугольник — точку, в круг — запятую, в ромб — волнистую линию.

 

Тест 7. Лидер ли Вы?

 Чтобы это узнать, попробуйте ответить на вопросы («да» или «нет», или «не знаю»), не раздумывая слишком долго.

1. Уже в детстве необходимость подчиняться другим была для меня проблемой.

2. Считаю, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитыми потребностями господствовать над другими.

3. Думаю, что настоящий мужчина умеет подчинять своей воле женщин.

4. Честно говоря, не люблю, когда близкие опекают.

5. Согласен с утверждением, что истинная натура женщины — покорность.

6. Не все, возможно, догадываются, что «брать все на себя» мне приходится из-за постоянных опасений за благополучие родных.

7. По-моему, большинство проблем у нас возникает из-за недостатка лидеров с «железной рукой».

8. В трудных ситуациях, требующих быстрого решения, мне обычно не нужно много времени, чтобы поступить правильно.

9. Знаю, что могу и люблю руководить другими людьми.

10. Не умею и не хочу открываться до конца ни перед кем.

11. Мне не чужды мечты о «тихой пристани».

12. Думаю, что подчиненному необходимо уметь выполнять любые приказы начальника.

13. Возможно, это странно, но в отношениях с близкими мне людьми испытываю внутреннее сопротивление, когда вынужден просить о чем-то.

14. Часто сталкиваюсь с ситуацией, в которой кто-то ждет от меня объяснений, хотя, на мой взгляд, все и так ясно.

15. Мне кажется, что мой характер похож на характер отца (матери), который(ая) был(а) опорой в семье.

Обработка результатов.

Ответ «да» — 10 баллов, «не знаю» — 5, «нет» — 0.

Итак:150 — 100 баллов. Ваши ответы рисуют образ великого диктатора, который считает, что знает, как есть и как должно быть. Вы умеете убеждать и руководить другими, заставить выполнить работу в срок. Но иногда что-то в тоне, взгляде, жесте ваших «подчиненных» говорит: дай передохнуть!

99 — 50 баллов. Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать добрый совет — вот Ваши главные достоинства. Если необходимо, Вы руководите; если нужно — уступаете, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только Вам известно, всегда ли Вы добиваетесь цели достойными средствами.

49 — 0 баллов. Ваши ответы характерны для «психологического ужа». Вы способны проглотить любой упрек, даже если это и не обязательно; всем пожертвовать, хотя этого никто не требует. Часто, чувствуя собственное бессилие, Вы способны на... решительный поступок. Испытывая беспомощность, ищете в других недостающие Вам черты характера и в этом находите смысл и надежду на лучшую для Вас жизнь.

Упражнение 7.

- Как вы понимаете  смысл выражения Ж.-Ж. Руссо «Всякий праздный гражданин является вором»?

- В книге Е.Д.Малинина «Философия жизненного успеха» приводится пример истории  римского землевладельца  Гая Фурия Кресима. Бывший раб Гай Фурий Кресим получал на своей земле небывалые для тех мест урожаи. Его обвинили в колдовстве и решили судить за то, что он, якобы, «переманивает урожаи с чужих полей». И Гай Фурий Кресим в день суда принес на форум весь свой сельскохозяйственный инвентарь - тяжелые кирки, увесистые лемехи. Привел и своих волов.  Он сказал: «Вот мое колдовство, квириты, но я не могу показать вам или привести на форум мои ранние вставания, мое бодрствование по ночам, проливаемый мною пот». И его оправдали.

- Проанализируйте ваше отношение к труду.

- Считаете ли вы себя трудолюбивым человеком?

- Выполните тест и соотнесите результаты теста с вашим мнением о себе.

Тест «Оценка трудолюбия и работоспособности»

При ответе на вопросы теста необходимо выбрать один из трех вариантов ответа.

1.        Часто ли вы  выполняете работу, которую вполне можно было бы передать другим:

а)да;

б)редко;

в)очень редко.

2.        Как часто из-за занятости вы обедаете наспех:

а)часто;

б)редко;

в)очень редко.

3.        Как часто ту работу, которую вы не успели выполнить днем, вы выполняете вечером:

а)редко;

б)периодически;

в)часто

4.        Что для вас характерно:

а)        вы работаете больше других;

б)вы работаете как все;

в)        вы работаете меньше всех за счет организованности.

5.        Можно ли сказать, что физически вы были бы более крепким и здоровым, если бы были менее усердны в учебе:

а)да;

б)трудно сказать;

в)        нет.

6.        Замечаете ли вы, что из-за усердия в  учебе вы мало времени

уделяете общению с друзьями:

а)        да;

б)        трудно сказать;

в)        нет.

7.        Не характерно ли для вас то, что уровень работоспособности в последнее время стал несколько падать:

а)        да;

б)        ответить затрудняюсь;

в)        нет.

8.        Замечаете ли вы, что в последнее время теряете  интерес к знакомым и друзьям, которые не связаны с вашей учебой:

а)        да;

б)        ответить затрудняюсь;

в)        нет.

9.        Подстраиваете ли вы свой образ жизни под нужны учебы:

а)        да;

б)когда как;

в)        скорее всего, нет.

10. Способны ли вы заставить себя работать в любых условиях:

а) да;

б)        когда как;

в)        нет.

11.        Раздражают ли вас люди, которые отдыхают, в то время как вы работаете:

а)        да;

б)        когда как:

в)        нет.

12.        Как часто вы увлечены  учебой:

а) часто;

6) периодически;

в) редко.

13.        Были ли в последнее время у вас ситуации, чтобы вы не могли заснуть, думая о своих проблемах по учебе :

а)        часто;

б)периодически;

в)редко.        

14.        В каком темпе вам присуще работать:

а)медленно, но качественно;

б)когда как;

в)быстро, но не всегда качественно.

15.        Работаете ли вы во время каникул:

а)чаще всего да;

б)иногда;

в)нет.

16.        Что для вас характерно с точки зрения профессионального
самоопределения:

а)я давно выбрал для себя профессию и стремлюсь профессионально самосовершенствоваться;

б)я точно знаю, какая профессия мне больше всего подходит, но для того чтобы овладеть ею, нет подходящих условий;

в)я еще не решил, какая профессия мне подходит.

17.        Что бы вы предпочли:

а)иметь очень интересную и творческую работу, пусть даже не всегда высокооплачиваемую;

б)работу, где требуется трудолюбие и упорство,  высокооплачиваемую:

в)работу, не требующую большого напряжения и сил, но достаточно
прилично оплачиваемую.

18.        Считают ли вас родители, учителя человеком усидчивым и прилежным:

а)да;

б)когда как;

в)нет.

При подсчете суммарного числа баллов ответы оцениваются:

а) 3 балла, б) 2 балла, в) 1 балл

Ответы на тест .

Суммарное число баллов

18-25 - очень низкий уровень

26-28 - низкий

29-31 – чуть ниже среднего

32-34 – ниже среднего

35- 37- средний

38-40 – чуть выше среднего

41 –43- выше среднего

44 - 46 - высокий

47 - 50 – очень высокий

51 -54 - наивысший

Упражнение 8.

- Проанализируйте высказывание А.Данте: «самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени».

- Проанализируйте ваш режим дня с позиции использования ресурса времени, предложенным  немецким профессором Л.Зайвертом:

Находите время для работы – это условие успеха.

Находите время для размышлений – это источник интеллектуальной силы.

Находите время для спортивной игры – это секрет молодости.

Находите время для чтения – это основа знаний.

Находите время для дружбы – это условие счастья.

- Напишите реферат на тему «Тайм-менеджмент делового человека».

Упражнение 9.

 И.Д.Малинин, исследуя понятие  « жизненный успех»,  вывел универсальную  формулу  достижения  успеха в жизни:

1. Страстное желание добиться в жизни какого-то успеха, что выражается в конкретно поставленной  желаемой цели.

2. Вера в успех, твердая уверенность в достижении желаемой цели, уверенность в собственных силах, рождающая настойчивость.

3. Самовнушение, обеспечивающее управляемое возбуждение сознания в нужном направлении (аутогенный менеджмент).

4. Специальные знания, необходимые для решения любых серьезных задач в любой области деятельности.

5. Воображение, работа которого рождает идеи, желания и планы их превращения в жизненный успех.

6. Планирование конкретных путей и средств достижения поставленных целей.

7. Настойчивость в реализации планов достижения жизненного успеха.

8. Взаимодействие с «мозговым центром», выражающееся в сотрудничестве с другими людьми.

Задания:

- Исходя из универсальной формулы жизненного успеха И.Д.Малинина  поставьте для себя желаемую цель.

- Дайте оценку ваших личных качеств: настойчивость, сила воли, уверенность в своих силах.

- Выучите методику аутогенной тренировки: говорите с собой с внутренней уверенностью в хороших результатах , используя следующие утверждения:

1. Я люблю жизнь.

2. Я уверен в себе.

3. Я хороший человек.

4. Мне нравится моя семья.

5. У меня хорошее физическое здоровье.

5. Я честный человек.

6. Я веду здоровый образ жизни.

7. Я  терпим и интересуюсь мнением других.

8. Я постоянно учусь  хорошему.

9. Я чувствую в себе большие внутренние силы.

10. Я готов изменять свои решения к лучшему.

11. Мне чужды подозрительность и мания величия.

12. Я приятный в компании человек.

13. Мне нравится работать в направлении достижения моих целей.

14. Мне нравится помогать другим.

15. Я учусь новому каждый день.

 Примечание: это – не гипноз. Вам предложен внутренний разговор с собой, рассчитанный на ваше совершенствование. При первом прочтении вы можете почувствовать неловкость. Однако будьте уверены, что этот  эксперимент будет очень полезен. Если повторять его каждый день, то вы ощутите в себе положительные изменения.

- Составьте план конкретных путей и средств достижения поставленной  цели.

Упражнение 10.

На современном рынке труда выпускается большое количество литературы в помощь при поиске работы. В.А.Поляков  по книге Р.Нельсона «Охота за работой» приводит примерный перечень вопросов. Ответьте на эти вопросы в письменном виде.

Вопросы:

  1. От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовольствие?
  2. Какие учебные курсы вы особенно любите в школе?
  3. О какой работе вы мечтаете?
  4. Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  5. Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете? Как проводите время?
  6. Каковы ваши критерии выбора профессии?
  7. Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  8. Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  9. Если работа, которая вам кажется идеальной,  недостижима в настоящее время, то чтобы вы могли сейчас делать, чтобы продвигаться в избранном направлении?
  10. Какое высшее  учебное заведение  вы хотели бы окончить, чтобы получить идеальную для вас работу?

Авторы данного пособия предлагают  познакомиться с информацией для абитуриентов, а также с  видами вузов  России, где можно получить высшее образование:

Где можно получить высшее образование в России?

В Российской Федерации существует три вида высших учебных заведений, в которых можно получить высшее образование: институт, академия и университет.

Академия отличается более узким спектром специальностей, как правило, они для одной отрасли хозяйства. Например, академия железнодорожного транспорта, сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и т.п.

Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет.

Любой из этих двух статусов может быть присвоен учебному заведению только при условии ведения обширных и признанных на определенном уровне научных исследований.

Для статуса «институт» учебному заведению достаточно вести обучение хотя бы по одной специальности и вести научную деятельность по собственному усмотрению. Тем не менее, несмотря на эти различия, законодательство РФ не предусматривает каких-либо преимуществ или ограничений для выпускников аккредитованных институтов, академий или университетов.

Как попало вуз не назовут

Государственный статус «институт», «академия», «университет» присваивается только при прохождении государственной аккредитации и в обязательном порядке должен быть включен в наименование вуза.

От чего зависит получение диплома и отсрочка от армии?

Аккредитованными называются учебные заведения (в том числе негосударственные), прошедшие в установленном порядке государственную аккредитацию. Только аккредитованные учебные заведения имеют право выдавать выпускникам дипломы государственного образца, дающие право занимать штатные должности на государственной и бюджетной службе, поступать в аспирантуру. На время учебы только в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, учащимся предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу.

Частный вуз - это хуже или лучше, чем государственный?

В Российской Федерации существуют различные формы собственности учебных заведений: государственные (в том числе муниципальные и субъектов федерации) и негосударственные (учредителями которых являются юридические или физические лица). Все аккредитованные учебные заведения, независимо от формы собственности, имеют равные права на выдачу дипломов государственного образца и отсрочку от призыва на срочную военную службу.

Ваше право гарантировано

Свидетельство о государственной аккредитации, подписанное руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, является подтверждением государственного статуса «институт», «академия» или «университет» и обеспечивает вам, при успешном окончании учебы, получение диплома государственного образца. Выдавая вузу это свидетельство, государство взяло на себя ответственность за качество образования, в данном учебном заведении. Не имеющие государственной аккредитации вузы выдают диплом собственного образца.

Свидетельство о государственной аккредитации имеет приложения. В приложениях должны быть указаны все специальности, по которым выдается диплом государственного образца. Если выбранная Вами специальность отсутствует в приложениях к свидетельству об аккредитации, то вуз по данной специальности диплом государственного образца выпускнику выдавать не имеет права. Филиалу высшего учебного заведения не требуется отдельное для филиала свидетельство об аккредитации. По закону аккредитованный филиал включается в приложение к свидетельству об аккредитации головного вуза.

Общественная аккредитация учебного заведения

Наряду с государственной аккредитацией существует общественная аккредитация. Это признание уровня или заслуг учебного заведения любыми общественными или профессиональными организациями, союзами, ассоциациями. Общественная аккредитация очень важна для престижа учебного заведения, но не может заменять государственную и не влечет за собой каких-либо гарантий со стороны государства.

Что дает лицензия?

Лицензия - это государственный документ, разрешающий вузу (или его филиалу) заниматься подготовкой специалистов в сфере высшего профессионального образования. Лицензия выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Лицензию обязаны иметь как негосударственные, так и государственные вузы. Лицензия вуза или филиала должна иметь приложения. В приложениях к лицензии указываются все специальности, по которым вуз или филиал имеет право вести подготовку студентов. Если специальности, направления подготовки на которую объявлен прием студентов, нет в приложении, значит, обучение студентов по этой специальности является незаконным.

Лицензия дает учебному заведению право вести образовательную деятельность. Без нее не существует учебного заведения. Недопустима ссылка на лицензию любого другого образовательного учреждения. В том числе недопустима ссылка филиала на лицензию головного вуза - филиалы лицензируются самостоятельно.

Как не дать себя обмануть?

Абитуриента в приемной комиссии вуза обязаны ознакомить с:

  1. уставом учебного заведения;
  2. лицензией на образовательную деятельность с приложениями;
  3. свидетельством о государственной аккредитации с приложениями.

Приложение 1.

Положение

Олимпиада по педагогике и психологии для учащихся педагогических классов г. Костромы и Костромской области

Олимпиада по педагогике и психологии ориентирована на создание атмосферы, способствующей развитию представлений школьников о будущей педагогической деятельности, условий для их самовыражения. Содержание Олимпиады предусматривает задания, позволяющие продемонстрировать уровень овладения психолого-педагогическими знаниями и использование их при решении профессионально-педагогических задач, уровень профессионального самоопределения личности. Олимпиада позволит развивать общекультурные и деятельностные компетенции, востребованные современными педагогами, что достигается путем:

  • повышения интереса к педагогической профессии за счет конкурсного участия;
  • стимулирования активности и самостоятельности школьников в отборе, анализе, использовании психолого-педагогических знаний и самостоятельном конструировании педагогической действительности;
  • совершенствования коммуникативных навыков, приобретения опыта индивидуальной и коллективной работы в решении педагогических задач;
  • развития творчества учащихся педагогических классов.

Цели олимпиады

Целью проведения олимпиады по педагогике и психологии является включение школьников в процесс совершенствования допрофессиональной подготовки в педагогических классах в условиях современных образовательных преобразований; активизация деятельности педагогических классов области; выявление наиболее эрудированных, творческих, активных, учащихся.

II. Этапы олимпиады

Олимпиада проводится в один этап, включает задания теоретического и практического характера для учащихся 10 и 11 класса.

Сроки проведения: ноябрь-январь.

III. Участники олимпиады

В олимпиаде участвуют ученики 10-11х педагогических классов г. Костромы и Костромской области. Ограничений по количеству и составу участников не предполагается. Задание 1 и 2  для 10 и 11 класса является строго индивидуальным; остальные задания могут выполняться группой от 2 до 5 человек.

Участником олимпиады может стать педагогический класс образовательного учреждения. Для всего педагогического класса предусмотрено отдельное задание.

Требования к участникам:

  • Наличие психолого-педагогических знаний.
  • Понимание специфики педагогической профессии.
  • Умение анализировать теорию и практику образования в их взаимосвязи.
  • Умение оперировать современным категориальным аппаратом педагогики и психологии.
  • Умение решать практические педагогические задачи.
  • Умение представлять результаты своей деятельности.

IV. Организация и проведение олимпиады

Организаторами олимпиады являются представители федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова».  Олимпиада проводится заочно. Для участия в Олимпиаде руководители педагогических классов после получения пакета заданий,  направляют в адрес КГУ им. Некрасова в отдел дополнительного профессионального образования Заявку.

Выполнение заданий осуществляется в течение ноября-января текущего года. Результаты направляются на бумажном или электронном носителе до 15 января текущего учебного года в отдел дополнительного профессионального образования. Работа должна иметь титульный лист с указанием школы, класса, фамилии и имени участника, фамилии, имени, отчества руководителя (учителя).

V. Подведение итогов

Так как задания могут выполняться группой и индивидуально, подведение итогов идет в личном и командном зачете, по каждому заданию отдельно и суммарно по всем выполненным заданиям. Итоги подводятся отдельно для учащихся 10 и 11 классов. По итогам олимпиады присуждаются 1,2,3 места; участникам вручаются дипломы лауреатов олимпиады.

Примеры заданий

Олимпиада посвящается 125-летию со дня рождения А.С.Макаренко

Задания для олимпиады по педагогике и психологии для учащихся 10 педагогических классов

1. Визитная карточка

Цель конкурса:  выявить умения самопрезентации.

Организация конкурса: работа по подготовке и написанию визитной карточки носит индивидуальный характер. Объем работы 1 печатный лист форматом А4.

Критерии оценки:

информативность;

эстетическое оформление работы;

креативность;

оригинальность.

Шкала оценки:

1-3 баллов — визитная карточка отражает индивидуальные особенности участника конкурса и его отношение к педагогической профессии, но информация представлена нелогично, нечетко, не аргументировано, не творчески.

4—5 баллов - визитная карточка отражает индивидуальные особенности участника конкурса и его отношение к педагогической профессии, информация изложена полно, но не аргументировано, не творчески.

6-7 баллов – работа интересна, информативна, логична, но оформлена не оригинально, недостаточно эстетично, творчески

8-9 баллов – информация представлена четко, логично, основные идеи аргументированы, работа оформлена оригинально, но недостаточно эстетично, творчески

10 баллов — информация представлена четко, логично, основные идеи аргументированы, отмечена художественность, оригинальность изложения и оформления.

2. Эссе «Психологический портрет современного школьника»

Памятка: эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. В эссе представлены рассуждения, подчеркивается субъективность отношения. (Краткий словарь литературоведческих терминов)

Цель конкурса: выявить умение вычленять сложные и важные вопросы педагогической теории и практики, рассуждать на проблемные темы.

Организация конкурса: работа по написанию педагогического эссе носит индивидуальный характер.

Критерии оценки:

  • адекватность понимания темы;
  • опора на понятийный аппарат психологии;
  • интеграция философских, психологических, педагогических знаний;
  • аргументированность и обоснованность собственной точки зрения на рассматриваемую проблему;
  • яркость и образность изложения (использование средств художественной изобразительности);
  • оригинальность изложения;
  • креативность мышления.

Шкала оценки:

1-3 балла - рассматриваемая проблема представлена нечетко и неубедительно, выявлены просчеты в логическом и стилистическом построении текста, индивидуальное восприятие показано слабо.

4-5 балла - тема раскрыта недостаточно полно; рассуждения автора, раскрывающие основную мысль, представлены, но логика рассуждения не всегда четкая и последовательная.

6-7 баллов - автор понимает суть рассматриваемой проблемы, представляет свою точку зрения, но недостаточно эмоционально и образно.

8-9 баллов - раскрыта сущность поставленной проблемы, хорошо представлена и обоснована индивидуальная позиция, текст изложения стилистически грамотен.

10 баллов - проявлено понимание актуальности и значимости рассматриваемой проблемы, четко выделена и аргументирована собственная точка зрения, отмечена художественность, оригинальность изложения.

3. Исследовательская работа и презентация: «Портрет учителя в художественной литературе»

Цель конкурса: определить общую учебную компетентность и начитанность ученика педагогического класса, выявить умения ставить цель исследования, работать с информацией, оформлять и презентовать результаты своей работы.

Организация конкурса: работа связана с поиском в художественной литературе описаний портретов учителей,  обобщением, выделением общего и особенного в этих портретах. Необходимо сделать вывод о том каким предстает учитель перед читателями и и почему авторы произведений показывают учителя таким. Итоги работы можу быть представлены в форме презентации или доклада. Задание может выполняться в группе или индивидуально.

Критерии оценки:

  1. самостоятельность и грамотность в формулировании цели исследования;
  2. интересный выбор художественных произведений (в том числе и за рамками школьной программы);
  3. четкое описание портретов учителей;
  4. наличие  собственного мнения о общем и особенном в этих портретах;
  5. наличие выводов;
  6. творческое представление результатов работы.

Шкала оценки:

1-3 балла — работа не имеет четкой цели, портреты описаны нечетко, нет сравнения, выводов, работа оформлена нетворчески.

4-5 балла - работа не имеет четкой цели, выбранные художественные произведения находятся в рамках школьной программы, портреты описаны нечетко, выводы краткие.

6-7 баллов - работа не имеет четкой цели, выбранные художественные произведения находятся в рамках школьной программы, портреты учителей не достаточно интересные, в работе видно сопоставление образов, выводы сделаны нечетко, результаты исследования оформлены грамотно.

8-9 баллов - работа имеет четкую цель, выбранные художественные произведения частично находятся за рамками школьной программы, портреты учителей интересные, в работе видно сопоставление образов, сделаны выводы, результаты исследования оформлены.

10 баллов — работа имеет четкую цель, выбранные художественные произведения находятся за рамками школьной программы, портреты учителей яркие, интересные, в работе видно сопоставление образов, сделаны самостоятельные выводы, результаты исследования оформлены креативно.

3. Кроссворд «Нескучная педагогика»

Цель конкурса: выявить знания по основам педагогики и педагогике А.С.Макаренко

Организация конкурса: работа связана с решением кроссворда, может быть выполнена индивидуально или группой.

Критерии оценки:

1. правильность заполнения кроссворда

Шкала оценки:

1-3 баллов — работа выполнена до 20%;

4—5 баллов - работа выполнена на 21- 45%;

6-7 баллов - работа выполнена на 46- 65%;

8-9 баллов - работа выполнена на 66 — 90%;

10 баллов — работа выполнена на 91-100%.

                                                        15

1

   

2

   

3

   

4

   

5

6

7 

8

   

9

10 

11

12

13 

14

По горизонтали

  1. Те, кто, по мнению А.С. Макаренко явно  для  всех вели коммуну,  кто  на каждый  вопрос  отзывались  с  чувством,   со  страстью,  с убеждением,  с требованиями.
  2. Высший орган управления в трудовой колонии им. М.Горького.
  3. Кто стоял на входе в коммуну им. М.Горького?
  4. Какой предмет в обязательном порядке необходимо преподавать будущим воспитателям по мнению А.С. Макаренко?
  5. Среди традиций А.С. Макаренко особенно ценил традицию военизации, т.е.  ..... (продолжите фразу).
  6. Что в колонии им. М.Горького использовалось для того, чтобы дать сигнал  для  сбора  общего  собрания?
  7. В конце своей самой известной книги А.С.Макаренко выразил надежду, что скоро перестанут писать «педагогические поэмы», и напишут …. (продолжите фразу).
  8. Место рождения А.С.Макаренко.
  9. Дело жизни, назначение человека.
  10. Что по мнению А.С.Макаренко наилучшим образом скрепляет коллектив?
  11. Что по словам А.С.Макаренко происходит с детьми всегда, даже тогда, когда взрослых  нет дома?
  12. Этот афоризм приписывают А.С.Макаренко: «Отказаться от риска — значит отказаться от ...» (продолжите фразу) .
  13.   Что А.С. Макаренко считал главнейшей формой воспитательной работы?
  14. Чувство, которое должны испытывать воспитатели и воспитанники от общения, взаимодействия.

По вертикали

  1. То, чем, по мнению А.С. Макаренко можно прикасаться к личности.

Задания для олимпиады по педагогике и психологии для учащихся 11 педагогических классов

1. Визитная карточка «Скоро выпускной!»

Цель конкурса:  выявить умения самопрезентации.

Организация конкурса: работа по подготовке и написанию визитной карточки носит индивидуальный характер. Объем работы 1 печатный лист форматом А4.

Критерии оценки:

информативность;

эстетическое оформление работы;

креативность;

оригинальность.

Шкала оценки:

1-3 баллов — визитная карточка отражает индивидуальные особенности участника конкурса и его отношение к педагогической профессии, но информация представлена нелогично, нечетко, не аргументировано, не творчески.

4—5 баллов - визитная карточка отражает индивидуальные особенности участника конкурса и его отношение к педагогической профессии, информация изложена полно, но не аргументировано, не творчески.

6-7 баллов – работа интересна, информативна, логична, но оформлена не оригинально, недостаточно эстетично, творчески.

8-9 баллов – информация представлена четко, логично, основные идеи аргументированы, работа оформлена оригинально, но недостаточно эстетично, творчески.

10 баллов — информация представлена четко, логично, основные идеи аргументированы, отмечена художественность, оригинальность изложения и оформления.

2. Эссе «Психологический портрет современного учителя»

Памятка: эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. В эссе представлены рассуждения, подчеркивается субъективность отношения.

(Краткий словарь литературоведческих терминов)

Цель конкурса: выявить умение вычленять сложные и важные вопросы педагогической теории и практики, рассуждать на проблемные темы.

Организация конкурса: работа по написанию педагогического эссе носит индивидуальный характер.

Критерии оценки:

  • адекватность понимания темы;
  • опора на понятийный аппарат психологии;
  • интеграция философских, психологических, педагогических знаний;
  • аргументированность и обоснованность собственной точки зрения на рассматриваемую проблему;
  • яркость и образность изложения (использование средств художественной изобразительности);
  • оригинальность изложения;
  • креативность мышления.

Шкала оценки:

1-3 балла - рассматриваемая проблема представлена нечетко и неубедительно, выявлены просчеты в логическом и стилистическом построении текста, индивидуальное восприятие показано слабо.

4-5 балла - тема раскрыта недостаточно полно; рассуждения автора, раскрывающие основную мысль, представлены, но логика рассуждения не всегда четкая и последовательная.

6-7 баллов - автор понимает суть рассматриваемой проблемы, представляет свою точку зрения, но недостаточно эмоционально и образно.

8-9 баллов - раскрыта сущность поставленной проблемы, хорошо представлена и обоснована индивидуальная позиция, текст изложения стилистически грамотен.

10 баллов - проявлено понимание актуальности и значимости рассматриваемой проблемы, четко выделена и аргументирована собственная точка зрения, отмечена художественность, оригинальность изложения.

3. Гимн и презентация педагогического класса для девятиклассников

Цель конкурса: выявить практические творческие умения по подготовке презентации педагогического класса и профессии учителя. В презентации должны быть задействованы слова или исполнение сочиненного участниками гимна педагогического класса или гимна профессии учителя

Организация конкурса: работа по подготовке задания может быть индивидуальной или групповой.

Критерии оценки:

  1. Соответствие требованиям к оформлению презентации
  2. Соответствие заявленной тематике
  3. Соответствие требованиям предъявляемым к рекламной продукции
  4. Целостность (соответствие цели, содержания, формы)
  5. Владение профессиональной лексикой
  6. Оригинальность
  7. Креативность

Шкала оценки:

1-3 баллов — Презентация соответствует требованиям, предъявляемым к тематике и оформлению, но не соответствует требованию целостности, требованиям предъявляемым к рекламной продукции, выполнена не творчески, не оригинально.

4—5 баллов - Презентация соответствует требованиям, предъявляемым к тематике и ее оформлению, предъявляемым к рекламной продукции, может быть использована в работе с девятиклассниками в качестве рекламы педагогического класса и профориентации на профессию учителя, но нарушена целостность во взаимосвязи целей, задач, содержания и формы, выполнена не творчески, не оригинально.

6-7 баллов – Презентация соответствует требованиям, предъявляемым к тематике и ее оформлению, соответствует предъявляемым к рекламной продукции, может быть использована в работе с девятиклассниками в качестве рекламы педагогического класса и профориентации на профессию учителя, частично отвечает требованиям целостности, выполнена не творчески, не оригинально.

8-9 баллов – Презентация соответствует требованиям, предъявляемым к тематике и ее оформлению, требованиям, предъявляемым к рекламной продукции, может быть использована в работе с девятиклассниками в качестве рекламы педагогического класса и профориентации на профессию учителя,  отвечает требованиям целостности, выполнена недостаточно творчески, и оригинально.

10 баллов — Презентация соответствует всем требованиям, выполнена творчески, оригинально.

4. Викторина, посвященная деятельности А.С.Макаренко

Цель конкурса: выявить знания по истории образования, связанные с деятельностью А.С.Макаренко

Организация конкурса: работа связана с ответами на вопросы и формулировкой собственной точки зрения. Задание может быть выполнено индивидуально или группой.

Критерии оценки:

  • правильность ответа на вопросы
  • обоснованность собственной точки зрения

Шкала оценки:

1-3 баллов — работа выполнена до 20%;

4—5 баллов - работа выполнена на 21- 45%;

6-7 баллов - работа выполнена на 46- 65%;

8-9 баллов - работа выполнена на 66 — 90%;

10 баллов — работа выполнена на 91-100%.

Вопросы и задания

  • Где и когда родился А.С.Макаренко? Как, по Вашему мнению время жизни повлияло на его педагогические идеи?
  • Какое педагогическое образование он получил?
  • Сколько лет он отработал учителем?
  • Какие предметы А.С.Макаренко преподавал?
  • Сколько лет он возглавлял колонию им. М.Горького?
  • Как А.С. Макаренко относился к педагогической науке и к педологии?
  • Что А.С. Макаренко считал целью воспитания?
  • Что Антон Семенович считал первичным коллективом и какую роль отводил ему в воспитании?
  • Почему по мнению А.С.Макаренко разновозрастный коллектив имеет наибольшее воспитательное влияние?
  • Что А.С. Макаренко понимал под «логикой параллельного педагогического действия»?
  • Что и каким образом больше всего по его мнению скрепляет коллектив?
  • Какую роль А.С. Макаренко отводил военизации жизни детей?
  • Какие требования он предъявлял к воспитателям?
  • Что на ваш взгляд можно считать главной удачей и главной неудачей в работе А.С.Макаренко? (обоснуйте свою точку зрения)
  • Сформулируйте 5-7 правил воспитания, которые родились в процессе деятельности А.С.Макаренко. Можно ли эти правила использовать сегодня в работе с детьми? (обоснуйте свою точку зрения)

Задания для всего педагогического класса

  1. Страница педагогического класса на сайте образовательного учреждения

Цель конкурса: определить самую яркую, интересную и информативную страницу педагогического класса на сайте образовательного учреждения

Организация конкурса: участники конкурса в заявке указывают адрес сайта образовательного учреждения, жури конкурса в период с 10 по 15 января просматривает страницы педагогических классов.

Критерии оценки:

  1. соответствие требованиям к оформлению страницы;
  2. наличие актуальной интересной, востребованной информации о истории и деятельности педагогического класса;
  3. яркость и образность изложения (использование средств художественной изобразительности);
  4. оригинальность, креативность изложения информации.

Шкала оценки:

1-3 баллов — страница педагогического класса имеется, но оформлена не творчески, информация, представленная на странице неактуальна, и не отражает историю и деятельность педагогического класса;

4—5 баллов - страница педагогического класса имеется, но оформлена не творчески, информация, представленная на странице неактуальна, хотя и отражает историю и деятельность педагогического класса в целом;

6-7 баллов - страница педагогического класса имеется, оформлена творчески, информация, представленная на странице неактуальна, хотя и отражает историю и деятельность педагогического класса в целом;

8-9 баллов - страница педагогического класса имеется, оформлена творчески, информация, представленная на странице актуальна, отражает историю и деятельность педагогического класса;

10 баллов —  страница педагогического класса яркая, оформлена творчески, информация, представленная на странице актуальна, интересна, востребована, отражает историю и деятельность педагогического класса.

Приложение 2.

Региональный сайт детских библиотек (Ленинградская областная детская библиотека) создал список книг, в которых авторы описали образ учителя. Мы этот список немного дополнили. Он перед вами. Надеемся, что книги помогут вам глубже понять профессию учителя.

Авдеенко Ю.Н. Любовь учителя истории

Айтматов Ч.Т. Первый учитель

Алексеев В.А. Открытый урок; Прекрасная второгодница

Алексеев В.К. Я вам верю: записки воспитателя

Алексин А.Г. Безумная Евдокия

Астафьев В.П. Фотография, на которой меня нет; Людочка; Кража

Баталов В.Я. Шапка – сосна

Белых Г.Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД

Бикчентаев А.Г.  Весна, похожая на крик

Бичуя Н.Л. Шпага Славки Беркуты

Близнец В.С. Женя и Синько

Боборыкин П.Д. В путь дорогу

Богданов Н.В. Когда я был вожатым

Бронте Ш. Учитель

Бунин И.А. Первая любовь

Быков В.В. Обелиск

Васильев В.П. С тобой все ясно

Васильев И.А. Крестьянский сын

Вигдорова Ф.А. Дорога в жизнь, Это мой дом, Черниговка

Воронцова Е.А. Нейлоновая туника

Гарин-Михайловский Н.Г. Гимназисты

Гоголадзе Т. Ребята и девчонки

Гончар О. Бригантина

Горбачев А.М. Сельская учительница

Горская А.Б. Инка плюс Дик равно?

Горышин Г.А. Любовь к литературе

Железняков В.К. Чучело

Икрамов К.А. Славно за бугром коней пасти

Исарова Л.Т. Задачи со многими неизвестными: Невыдуманные истории из школьной жизни; Записки старшеклассницы; Война с аксиомой: Спорные истории из школьной жизни

Исканднр Ф. Тринадцатый подвиг Геракла; Школьный вальс, или энергия стыда

Каверин В.А. Два капитана; Школьный спектакль; Загадка; Разгадка

Каранбаев М. Вот он я – бывалый!

Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания

Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз

Киселев В. Девочка и птицелов; Любовь и картошка

Крапивин В.П. Наследники; Оруженосец Кашка

Кузнецов А.А. Земной поклон

Лиханов А. Благие намерения

Макаренко А.С. Педагогическая поэма

Малакшинов П.И. Школа в Таряпе

Мусатов А.И. Клава Назарова

Нагибин Ю.М. Зимний дуб

Никонов Н.Г. Три рассказа Татьяны Сергеевны: Урок, Воробышек, Лекарство

Огнев Н. Дневник Кости Рябцева

Пашнев Э.И. Белая ворона!

Петухов А.В. Без отца

Платонов А.П. Еще мама! Песчаная учительница

Поликарпова Т.Н. Две березы на холме

Полонский Г.И. Доживем до понедельника

Поляков Ю.М. Работа над ошибками

Прилежаева М.А. Зеленая ветка моя; Юность Маши Строговой

Распутин В.Г. Уроки французского

Рубан П.С. Пока бьется сердце

Рытхеу Ю.С. Любовь Ивановна

Сабинина ЛН.. Родео Лиды Карякиной

Садовников Г.М. Большая перемена

Северина Г.И. Легенда об учителе

Симонова Л.С. Круг

Соловейчик С.Л. Ватага «Семь ветров»; Час ученичества

Соломко Н.З. Если бы я был учителем; Белая лошадь – горе не мое

Сотник Ю.В. Элексир Купрума Эса

Стрелкова И.И. Чет и нечет

Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши; Ночь после выпуска; Чудотворная; Шестьдесят свечей

Толстой Л.Н. Детство

Трэверс П.Л. Мэри Поппинс

Фраерман Р.И. Дикая собака Динго или Повесть о первой любви

Фролова М.Ф. Современная девочка

Чехов А.П. Человек в футляре

Чуковский К.И. Гимназия. Воспоминания детства

Шамаев К. Тайна старого учителя

Щербакова Г.Н. Вам и не снилось

Эргле З. Между нами девочками говоря

Яковлев Ю.Я. Зимородок

Приложение 3.

Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенский)

Выразите согласие или несогласие с утверждениями, отвечая «да» или «нет».

  1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
  2. Основной мотив выбора – материальные интересы.
  3. В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.
  4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение, потому что туда пошли учиться ваши друзья.
  5. Вы выбираете место учебы (работы), потому что оно недалеко от дома.
  6. Если вам не удастся получить избираемую профессию, то у вас есть запасные варианты.
  7. Вы читаете периодические издания , связанные с будущей профессией.
  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
  9. Не важно кем, важно как работать.
  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
  11. Вам известно, каких качеств важных для будущей профессиональной деятельности вам не достает.
  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
  13. Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
  14. Учителя одобряют ваш выбор будущей профессии.
  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
  17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
  21. Вы уверены, что родственники помогут вам устроиться на работу (учебу).
  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой вами профессии.
  23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то вы будете пытаться еще раз.
  24. Для правильного выбора профессии достаточно вашего «хочу».

Ключ:

Да 1, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23

Нет 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

Подсчитывается общая сумма.

Результаты:

0 – 6 баллов – неготовность;

7 – 12 баллов – низкая готовность;

13 – 18 баллов – средняя готовность

19 – 24 балла – высокая готовность.

Немного лирики

Философы в тринадцать с половиной

Музыка П. Кайро

Слова В. Белякова

Перелистав известные тома,

Мы научились говорить красиво,

Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,

Но ведь не только в этом наша сила.
Припев:
И каждый час, и каждую минуту

О чьих-то судьбах вечная забота.

Кусочек сердца отдавать кому-то –

Такая, брат, у нас с тобой работа.

Они порою знают больше нас –

Философы в тринадцать с половиной.

Мечтая, забывают все подчас,

Присев с свечой у теплого камина.
Припев.
А если не решается вопрос –

Они спешат к тебе, ища подмоги,

Устраивают жизненный допрос,

Хоть мы с тобою, старина, не боги.
Припев.
Перелистав известные тома,

Мы учим их словами и делами.

Мы знаем, наша помощь им нужна,

Ребятам с любопытными глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии "Твоя профессиональная карьера" (9класс)

Рабочая программа дисциплины «Твоя профессиональная карьера» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии , проф...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ, ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА» 10-11 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ, ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА» 10-11 класс...

Презентация по теме "ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ" 9 класс

Презентация по теме "ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ" 9 класс...

конспект урока в 9 классе "Планирование профессиональной карьеры"

конспект урока в 9 классе "Планирование профессиональной карьеры"...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.

Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...

Планирование профессиональной карьеры

Планирование профессиональной карьеры...