Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии "Твоя профессиональная карьера" (9класс)
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме

Народная Наталья Юрьевна

 Рабочая программа дисциплины «Твоя профессиональная карьера» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии , профильного обучения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl.tekhnologiya.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5»

                                                    Московская область. г. Подольск

                                                                                                                       

Рассмотрено:                                     на заседании ГМО                       учителей технологии

Руководитель_________________

Протокол № _______

От «______»____________2012

Согласовано:

Зам директора по УВР

________________________

от «_____»___________2012г

Утверждаю:

Директор МОУ

__________________________

от «_____»____________2012г

                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                    .

                                                                           

                 

                                Рабочая программа

ПО ТЕХНОЛОГИИ

    « Твоя профессиональная карьера»                                                (9 класс)

                                                                                                               

 

                                                                                     

Составила программу Народная Н.Ю.  

Учитель высшей  квалификационной                   категории

                                                     

2012-2013 уч.

                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  образования по технологии.  Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ,  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования  («Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, Е.А.Рыковой. 2006г )

В соответствии с учебным планом в 9 классах на учебный предмет технология отводится 35 часов (из расчета 1 час в  неделю).

 Рабочая программа дисциплины «Твоя профессиональная карьера» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии , профильного обучения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных условиях

Целью изучения дисциплины является получение: представления о проблемах выбора профессии, их классификации и требований; знаний о профессиональной пригодности; умений соотносить собственные личностные ресурсы с требованиями профессий.

Задачи дисциплины:  - повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями,                                                                             - формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к будущей профессии;                               - ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда;                                                                                                                                       - обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины учащийся должен:                                                                        

знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

 иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.                                                                                                                                                                    уметь: уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Межпредметные связи.

Межпредметные связи прослеживаются в интеграции технологии «Твоя профессиональная карьера» практически со всеми предметами школьного образования Поддерживание межпредметных связей помогает всестороннему развитию ученика.

Виды организации учебной деятельности. На уроках технологии « Твоя профессиональная карьера» используются: комбинированный урок, « круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, описание профессий, , встреча с представителями отдельных профессий, экскурсии.

 Особенности организации учебного процесса.

Учебный процесс организован классно-урочной системой обучения. Каждый класс работает по единому годовому плану и программе, что позволяет четко упорядочить весь учебно- воспитательный процесс. Учащиеся взаимодействуют между собой в процессе коллективного обсуждения творческих работ, коллективного поиска решения поставленных задач.

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Программа

   

Учебники и учебные пособия                                для учащихся

                                                                                                                           

Дидактическое обеспечение                    

Методическое обеспечение

Программа

Курса «Технология. Твоя профессиональная

Карьера» Москва

«Просвещение»

2006.

 С.Н Чистякова

 Твоя профессиональная

Карьера Москва

« Просвещение»

2008.

С.Н Чистякова

старшеклассника

Твоя профессиональная карьера

Москва

« Просвещение»

2008

С.Н. Чистякова

 Твоя профессиональная карьера

Москва

« Просвещение»

2008

С.Н. Чистякова

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс

Раздел

Всего

Тестовые задания

Практическая

работа

К.раб

9

Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии.

21

6

4

1

Психические    особенности личности.

7

5

Человек на рынке труда.

7

1

1

1

Итого

35

12

5

2

Календарно - тематическое  планирование

                               Тема урока

Кол-во часов

дата

проведения

план

факт

Тема 1. Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии

21ч.

1.

Вводное занятие. Твоя профессиональная карьера

1

2.

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1

3.

Многообразие мира профессий

1

4.

Представление о себе и выборе профессии.

1

5

Секреты выбора профессии. Профессиональный план

1

6

Пути получения профессии. Ошибки при выборе профессии.

1

7

Кто я? Какой я?

1

8.

Склонности и интересы в профессиональном выборе

1

9

Возможности личности в профессиональной деятельности

1

10

Здоровье и выбор профессии

1

11

Классификация профессий

1

12

Профессии типа «Человек-Человек»

2

13

Профессии типа «Человек-техника»

2

14

Профессии типа «Человек-природа»

2

15

Профессии типа «Человек-знаковая система»

2

16

Анализ профессий «Человек-художественный образ»

2

Тема 2. Психические особенности личности.

17.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

1

18.

Темперамент в профессиональном становлении личности.

1

19.

Ведущие отношения личности и типы профессий.

1

20

Память и внимание

1

21.

Эмоции.

Эмоциональные состояния личности.

1

22.

Волевые качества личности.

1

23.

Способности и интеллект

1

Тема 3. Человек на рынке труда.

24.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу. (Экскурсия)

1

25

Пути получения профессии.

 « Мой путь в профессию». (Экскурсия)

1

26

Моя профессиональная карьера.

Анализ личного профессионального плана.

1

27.

Оценка способности школьников к выбору профессии.

Определение способности школьников к выбору профессии.

1

28

Профконсультация

2

29

Резерв

1

            Итого                                          

35ч

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии.  - 21ч

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера». Знакомство с дневником выбора профессии. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.«Образ «Я» как система представлений о себе. Физиологические и психологические ресурсы личности; потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.  Понятие профпригодности. . Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей. Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Профессионализация.. Содержание и характер труда. Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. . Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. Классификации профессий

Психические    особенности личности.  -7ч

Свойства нервной системы. Темперамент в профессиональном становлении личности. Эмоции. Эмоциональные состояния личности. Волевые качества личности. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Общее представление о памяти. Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы.

Человек на рынке труда - 7ч

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Занятость населения. Безработица. Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста. Понятие о профессиональной карьере..

Рекомендуемая литература

Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред.                  С. Н.Чистяковой. — М., 2007.

Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.

Технология: твоя профессиональная карьера: дидактические материалы.: кн. для учителя. под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2008.

Рзапкина Г.В Психология и выбор профессии Программа предпрофильной подготовки.

                                                                                                                          М.- «Генезис» 2010

Чернов С.В. Азбука трудоустройства 9-11  -  М. 2007

Климов Е. А. Как выбирать профессию?: 100 вопросов и 100 ответов М., 1990.

Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.

Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.

.Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.

Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.

Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. - М., 1986.

Мир профессий: В 6 т. - М., 1985-1989.

Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М., 1987.

Календарно - тематическое  планирование  по технологии  «Твоя профессиональная карьера»       9 класс                                               Учитель Народная Наталья Юрьевна

                               Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения.

план

факт

план

факт

план

факт

Тема 1. Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии

21ч.

1.

Вводное занятие. Твоя профессиональная карьера

1

2.

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1

3.

Многообразие мира профессий

1

4.

Представление о себе и выборе профессии.

1

Секреты выбора профессии. Профессиональный план

1

Пути получения профессии. Ошибки при выборе профессии.

1

Кто я? Какой я?

1

6.

Склонности и интересы в профессиональном выборе

1

7.

Возможности личности в профессиональной деятельности

1

Здоровье и выбор профессии

1

Классификация профессий

1

Профессии типа «Человек-Человек»

2

Профессии типа «Человек-техника»

2

Профессии типа «Человек-природа»

2

Профессии типа «Человек-знаковая система»

2

Анализ профессий «Человек-художественный образ»

2

Тема 2. Психические особенности личности.

15.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

1

16.

Темперамент в профессиональном становлении личности.

1

17.

Ведущие отношения личности и типы профессий.

1

Память и внимание

1

18.

Эмоции.

Эмоциональные состояния личности.

1

19.

Волевые качества личности.

1

20.

Способности и интеллект

1

Тема 3. Человек на рынке труда.

30.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу. (Экскурсия)

1

31.

Пути получения профессии.

 « Мой путь в профессию». (Экскурсия)

1

32.

Моя профессиональная карьера.

Анализ личного профессионального плана.

1

33.

Оценка способности школьников к выбору профессии.

Определение способности школьников к выбору профессии.

1

Профконсультация

2

Резерв

1

            Итого                                          

35ч

Корректировка календарно-тематического планирования

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематический план для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Рабочая программа для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"  (ФГОС третьего поколения). Рабочая программа предназначена для студентов специальностей 110401 "Агрон...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 10  класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой  (2009 год).Рабочая программа и календ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии "Технология профессионального успеха" 10-11классы

Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (напри...