Уроки самопознания "Завершение суждения"
материал по психологии (9, 10, 11 класс)

Цвенгер Наталия Валерьевна

Проективная методика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_zavershenie_suzhdeniya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Проективная методика "Завершение суждения"

Название теста

  Проективная методика "Завершение суждения"

  Предназначение

  Данная проективная методика предназначен для выявления склонности испытуемого к созерцательному или активному образу жизни.
  Методика предназначена для профессионального использования в практической психологии. Для самотестирования она не предназначена (в силу того, что предварительное знакомство с методикой оказывает сильные помехи).
  Склонные к активному образу жизни - люди, стремящиеся к преобразованиям, получающие удовольствие от достижения конкретных целей. Склонность к активному образу жизни тесно коррелирует с уровнем мотивации достижения. Склонные к созерцательному образу жизни - получающие удовольствие в первую очередь от созерцания (чтение книг и прослушивание музыки, просмотр фильмов и хождение на спектакли, наблюдение за судьбой других людей и эволюцией межличностных отношений и т.п.). Склонность к созерцательному образу жизни тесно коррелирует с мотивацией избегания неудач. Можно воспользоваться следующей аналогией: люди первого типа - это "спортсмены", второго - "болельщики".
  Стимульный материал состоит из серии незаконченных суждений. В задачу испытуемого входит завершить предложение, написав недостающие слова в бланк ответов. Ограничений по времени нет. Психодиагностику можно проводить как в группе, так и индивидуально. Методику можно успешно применять в процедурах профотбора/профподбора, при составлении психологического портрета (в батарее с другими). Также её можно включать в программу тренинга мотивации достижения. Методика очень хорошо сочетается с другими тестами на направленность личности (склонности, интересы).
   
Оцениваемые качества

  Склонность к созерцательному образу жизни. Склонность к активному образу жизни

  Порядок проведения

  Испытуемому предъявляется бланк с незавершённными суждениями. Предлагается их закончить.

  Инструкция

  Дорогой друг! Пожалуйста, отнеситесь философски к следующему заданию. Вам предстоит немного порассуждать о таких вещах как счастье, учеба, любовь, отдых. Попробуйте в нескольких словах охарактеризовать каждое такое понятие: чем оно является в вашей жизни, что для вас в нём самое важное. Время не ограничивается, однако старайтесь работать в темпе, долго не размышляя. Постарайтесь в каждом случае написать хоть что-нибудь.

  Задания

  ДЛЯ МЕНЯ 
  счастье это __________________________________
  любовь это __________________________________
  добро это __________________________________
  красота это __________________________________
  дружба это __________________________________
  увлечение это __________________________________
  истина это __________________________________
  благодарность это __________________________________
  справедливость это __________________________________
  изобилие это __________________________________
  отдых это __________________________________
  работа это __________________________________
  учеба это __________________________________
  безопасность это __________________________________
  интерес это __________________________________
  мечта это __________________________________
  общение это __________________________________
  жизнь это __________________________________
  игра это __________________________________
  порядок это __________________________________

  Обработка результатов

  Каждую из двадцати фраз надо проанализировать следующим образом. Если в ней присутствует явное указание на активные преобразовательные действия, достижение конкретных целей, то ставится два балла. Если нет явного обозначения преобразовательных действий, достижения конкретных целей, но однако присутствуют глаголы (и при этом понятно, сам автор совершает действия, обозначаемые глаголами, - сам или вместе с другими людьми), то ставится один балл. Обратите внимание, что в случае двухбалльного ответа также могут присутствовать глаголы. Во всех иных случаях ставится 0 баллов за ответ. Следует побуждать испытуемого закончить все двадцать суждений, однако если он не справился со всеми, то в этих случаях присваивается также 0 баллов.
  
Примеры:
  "любовь это когда тебя понимают" (0 баллов)
  "любовь это забота о любимом" (0 баллов)
  "любовь это значит заботиться" (1 балл; присутствует задача "постоянно заботиться", но нет конечной цели)
  "любовь это стремиться к взаимному счастью" (2 балла)
  "учеба это скучные лекции" (0 баллов)
  "учеба это счастливые дни" (0 баллов)
  "учеба это значит много читать и много запоминать" (1 балл)
  "учеба это путь к успешной карьере" (2 балла; явно присутствует цель - "стать специалистом")
  Баллы складываются. Таким образом, максимально возможный балл - 40.
  
0-10 баллов. Склонность к созерцательному образу жизни. Преобладает мотивация избегания неудач. В качестве оправдания своей бездеятельности может придумать много всяческих отговорок. Любит работу с четко оговоренным функционалом. Основной источник удовольствия - новые впечатления. Его сложно заразить какой-то идеей, однако сравнительно легко убедить, что он должен делать что-то "потому что должен". Предпочитает коллективную ответственность.
  
11-26 баллов. В некоторых сферах деятельности преобладает созерцательная позиция, в некоторых - преобразовательная.
  
27-40 баллов. Склонность к преобразовательному образу жизни. Преобладает мотивация достижения успеха. Любит ставить цели перед собой и добиваться их. Активно ищет средства достижения целей. В случае неудачи делает выводы на будущее. Любит работу, где отчётливо виден конечный результат трудов, выраженный не только в денежном эквиваленте, но и в килограммах, метрах, мегабайтах и т.д. Занимается самообразованием. Основной источник удовольствия - достижения и преобразования. Его легко заразить идеей что-то сделать "потому, что это круто". Предпочитает личную ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики в 6 классе на тему "Суждение как форма мышления".

Урок  "Суждение как форма мышления" в 6 классе разработан по учебнику Л.Л. Босовой "Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса" является десятым в серии уроков по теме «Человек и информация» и ...

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение навыкам аргументации суждения на уроках русского языка и литературы при подготовке части С ЕГЭ".

Стратегия рассуждения - это убеждение. Какими способами реализовать ее, какую тактику избрать - вот главный вопрос процесса обучения аргументации. В ходе аргументации каждое следующее суждение вытекае...

Материла для урока по информатике для 6 класса на тему "Суждение как форма мышления"

Данная папка содержит технологическую карту урока, приложения, необходимые для урока (рабочие листы, тексты для определения темы урока, таблицы для заполнения, практическое задание на компьютере) и со...

Конспект урока информатики по теме "Суждение как форма связи понятий"

Конспект представленного урока рассчитан на учащихся 6 класса и представляет собой обощение изучаемой темы (прилагается презентация и приложение с самотоятельной работой)...

Презентация к уроку по теме "Суждение как форма связи понятий"

Презентация является дополнением к конспекту урока по указанной теме...

ПРОЕКТ профессиональной деятельности учителя химии Дудник Светланы Евгеньевны "Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения на уроках химии"

Технология аргументированного суждения -  приём, направленный на рефлексию учащихся (создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР) [1]. По-английски он пишется следующим образом: PRE...

материал к урокам по теме СУЖДЕНИЯ

конспект урока и презентации...