Взаимосвязь инновационного потенциала личности и эмоционального выгорания педагогов
статья по психологии

Высоцкая Злата

В статье представлены  результаты исследования взаимосвязи инновационного потенциала личности и эмоционального выгорания педагогов. В исследовании приняли участие учителя общеобразовательных школ Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В статье описываются особенности инновационного потенциала личности, отношения к инновациям у педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания. Рассматриваются взаимосвязи инновационного потенциала личности с выраженностью эмоционального выгорания педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kosheleva_kineleva_vysotskaya.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Высоцкая Злата Сергеевна

педагог-психолог высшей категории

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Кошелева Александра Николаевна

методист по инновационной деятельности высшая квалификационная категория

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности, РГПУ им. А. И. Герцена

Морозова Вера Юрьевна

директор школы

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Взаимосвязь инновационного потенциала личности и эмоционального выгорания педагогов

В статье представлены  результаты исследования взаимосвязи инновационного потенциала личности и эмоционального выгорания педагогов. В исследовании приняли участие учителя общеобразовательных школ Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В статье описываются особенности инновационного потенциала личности, отношения к инновациям у педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания. Рассматриваются взаимосвязи инновационного потенциала личности с выраженностью эмоционального выгорания педагогов.

На протяжении многих лет исследователей интересует проблема психологического здоровья представителей профессий, чья деятельность тесно связана с интенсивным взаимодействием с людьми, имеет высокую социальную значимость, эмоциональную нагруженность, публичность и ответственность. Такая наполненность и многогранность труда  часто является причиной профессионального стресса и, как следствие, причиной эмоционального выгорания. Профессиональная деятельность педагога связана с большим количеством социальных контактов, с постоянной ответственностью за благополучие учеников, это работа и с информационными источниками, и постоянный обмен эмоциями – такое «хроническое» интеллектуальное и психоэмоциональное напряжение часто приводит к эмоциональному выгоранию специалиста[8]. По признанию многих специалистов,  работа педагога является наиболее стрессогенной по сравнению с большинством профессий [6].

Проблема становится особенно актуальной еще и в связи с тем, что эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, но и на тех, кто вынужден находиться рядом с ними. В настоящее время – время стремительных перемен, новых, порой неоднозначных требований к деятельности педагога, особенно актуальными представляются направления психологических исследований, направленные на изучение и внедрение способов снижения уровня профессионального стресса и предотвращения эмоционального выгорания учителей.

Эмоциональное выгорание определяется исследователями – психологами и психофизиологами, как процесс негативного изменения профессиональных установок, поведения человека в ответ на производственные стрессовые факторы. Эмоциональное выгорание развивается постепенно, от повышенной напряженности, связанной с противоречиями между ожиданиями субъекта и рабочим окружением (трудности в адаптации, специфические требования профессии, тревожность, и т.д.), к разочарованию, чувству беспомощности, отчаяния, апатии [5].

Одним из внутренних факторов, способных снизить проявления эмоционального выгорания педагога, можно рассматривать инновационный потенциал личности.

Инновационный потенциал - это характеристика, относящаяся к индивидуальным психологическим особенностям человека, лежащая в основе  способности успешно справляться  с деятельностью, направленной на разработку, внедрение и распространение новых идей и технологий [2].

Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ в. И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт «инновация» и сопряженные с ним термины «инновационный процесс», «инновационная деятельность» и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук.

Проблемами создания, развития и распространения педагогических новшеств занимались такие ученые, как К. Ангеловски, В.П. Майборода, Н.Л. Пономарева, Б.М. Смирнова, А.А. Харин, А.В. Хуторской, О.Г. Хомерики и др. Они выявили различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества.

Исследователи Ж. Аллак, Р. Акофф, Ю.С. Борцов, Б.С. Гершунский, Э. Дюркгейм, Э.Д. Днепров, Ю.С. Колесников, Ф. Кумбс, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич, Б. Саймон, Н. Смелзер, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкин и другие посвятили много работ инновационной проблематике в связи с разработкой стандартов и содержания образования в целом.

Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в трудах И.В. Бестужева-Лады, Д.Р. Вахитова, С.Ю. Глазьева, В.С. Дудченко, В.И. Кондратьева. Н.И. Лапина. В.Я. Ляудис, А.И. Пригожина, Б. Твисс, Ю. Посталюк и др.

В последние двадцать лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кларина, В.С. Лазарева, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой и др.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х гг. ХХ в., и сейчас этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е гг. в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой. [1].

Несмотря на большое количество исследований в области педагогической инновации и в настоящее время отсутствуют единые подходы к определению понятия «инновационная педагогическая деятельность».

Комплексное и всестороннее понимание термина «инновационная педагогическая деятельность» требует анализа каждого составляющего концепта указанного понятия.

Так, в психолого-педагогическом словаре под редакцией Е.С. Рапацевич понятие деятельность рассматривает как «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [1].

Личностные особенности педагогов как субъектов инновационной деятельности исследованы И.А. Кондратьевым, С.Д. Поляковым, Т.Н. Разуваевой, Т.М. Трегубовой. Сущность и структура сопровождения субъектов образовательного процесса подробно представлены в работах Е.А. Александровой, Е.И. Казаковой, Л.М. Митиной, М.М. Поташника, Г.Н. Серикова. Специфика социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения разных видов деятельности субъектов раскрыта Л.В. Байбородовой, В.Н. Белкиной, В.И. Загвязинским, М.И. Рожковым, А.П. Чернявской. Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в системе профессионального образования отражено в работах Т.Г. Глазыриной, М.В. Ясюкевич.

Инновационный потенциал рассматривается как фактор развития личности, ее креативности и готовности меняться. В целом, личность с выраженным инновационным потенциалом отличается способностью к нестереотипному, конструктивному мышлению. Она способна находить новые способы решения проблем и нестандартно вести себя в новых ситуациях, осознавать и развивать свой инновационный опыт [4]. Такая личность способна противостоять развитию эмоционального выгорания своевременно обращая внимание на первые признаки и выбирая конструктивные стратегии трансформации своей профессиональной деятельности.

Целью нашего исследования стало изучение инновационного потенциала личности педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания. Гипотезой исследования стало предположение о том, что высокий уровень выраженности различных компонентов инновационного потенциала личности связан с низким уровнем эмоционального выгорания педагогов.

В исследовании принимали участие 59 педагогов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Учителя реализуют 3 типа программ: повышенного уровня (лингвистическое направление), общеобразовательные или адаптированные программы для детей с ЗПР (IIV вид). Возраст респондентов от 22 до 67 лет.

 Выборка была разделена на 2 группы: 27 человек – педагоги с высоким уровнем эмоционального выгорания и 28 человека – со средним или низким уровнем эмоционального выгорания

В качестве методик исследования были использованы:

  • Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов [6].
  • Опросник адаптации-новаторства Киртона (KAI) [10];
  • Методика изучения особенностей проявления инновационного потенциала личности (ИПЛ) Ю.А. Власенко [4].
  • «Шкала самооценки инновативных качеств личности» Лебедевой Н.М., Татарко А.Н. [9].

Для обработки результатов исследования были применены методы количественного анализа корреляционный анализ с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона

В группу с высоким уровнем эмоционального выгорания вошли 48% педагогов реализующих адаптированные программы для детей с ЗПР, 29,6% - педагогов общеобразовательных школ и 22,2% учителей, реализующих программы повышенного уровня.

В группе с низким и средним уровнем эмоционального выгорания 32% педагогов реализуют адаптированные программы для детей с ЗПР, 42,8% - педагоги общеобразовательных школ и 25,2% учителей, реализующих программы повышенного уровня. Высокая эмоциональная нагрузка у педагогов коррекционных классов приводит к повышению уровня эмоционального выгорания.

С целью выявления предпочитаемого стиля мышления, влияющего на подход человека к принятию решения, решению задач и творчеству, а также предпочитаемых характеристик  производственной среды, нами был проведен опросник адаптации-новаторства Киртона (KAI).  К «инноваторам» (по классификации Киртона) можно отнести  13,89% педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания и 30, 43% педагогов с низким и средним уровнем эмоционального выгорания.

Педагоги с низким и средним уровнем эмоционального выгорания чаще предпочитают работать в меняющихся условиях, они более склонны к  переоценке и новом определении проблем и условий. Педагоги с высоким  уровнем эмоционального выгорания чаще предпочитают стабильные и хорошо структурированные условия деятельности. Они склонны совершенствовать уже существующие методы, предлагая способы достижения цели, которые можно реализовать, не разрушая существующую ситуацию.

С целью изучения взаимосвязей  уровня эмоционального выгорания, компонентов инновационного потенциала личности и отношения к инновациям, нами  был проведен корреляционный анализ. Показатели связались множественными связями (р≤0.05, р≤0,01).

В обеих исследуемых группах были обнаружены значимые отрицательные взаимосвязи между компонентами инновационного потенциала личности и уровнем эмоционального выгорания. Чем выше у педагогов выраженность признаков   эмоционального выгорания, тем ниже выраженность различных компонентов инновационного потенциала личности.

У педагогов с низким уровнем эмоционального выгорания стаж работы связался отрицательно с выраженностью ряда компонентов инновационного потенциала личности. Педагоги с большим стажем работы склонны оценивать ниже свои способности в обнаружении новой информации и адекватной оценки новых явлений, а также в инновационном взаимодействии с природной средой.

В группе педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания подобных взаимосвязей не обнаружено. Можно предположить, что у педагогов с большим стажем работы и низким уровнем эмоционального выгорания выше развита критичность оценки собственной личности. Высокий уровень рефлексии, в данном случае, можно рассматривать как один из механизмов, препятствующих развитию эмоционального выгорания.

Таким образом, установлено, что высокий уровень эмоционального выгорания педагогов  взаимосвязан с низким уровнем развития компонентов инновационного потенциала личности и негативным отношением к инновациям.

Педагоги с низким уровнем эмоционального выгорания чаще предпочитают работать в меняющихся условиях, они более склонны к  переоценке и новому определению проблем и условий. Они отличаются большей креативностью, готовностью вкладывать психологические и материальные ресурсы в инновации, чувствуют себя комфортно  в  нестабильной среде, склонны искать новые возможности, конструктивно относятся к собственным ошибкам и не боятся их совершать.

Педагоги с высоким уровнем эмоционального выгорания чаще предпочитают стабильные и хорошо структурированные условия деятельности. Они склонны совершенствовать уже существующие методы, предлагая способы достижения цели, которые можно реализовать, не разрушая существующую ситуацию.

Высокий уровень рефлексии у педагогов можно рассматривать как один из механизмов, препятствующих развитию эмоционального выгорания.

Библиография

  1. Аверина Татьяна Николаевна Теоретические основы инновационной педагогической деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-innovatsionnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.01.2022).
  2. Баранова А.A., Демиденко Н.Н.  // Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2017. Выпуск 4. С. 6-11)
  3. Батурин Николай Алексеевич, Ким Татьяна Дмитриевна, Науменко Анна Сергеевна Многоуровневая модель инновационного потенциала профессионала и подходы к ее операционализации // Психология. Психофизиология. 2010. №4 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogourovnevaya-model-innovatsionnogo-potentsiala-professionala-i-podhody-k-ee-operatsionalizatsii (дата обращения: 18.08.2021).
  4. Власенко Ю. А. Психологический анализ инновационного потенциала личности : дис. … канд. психол. наук / Ю. А. Власенко. - Симферополь, 2003. - 187 с.
  5. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 338 с.
  6. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. 2006. № 4.
  7. Гончарова О.Л. (2016) Диагностический инструментарий психолога/ О. Л. Гончарова. –  М.: Принт-Издат, 2016. – 161 с Верификация источника: https://www.litres.ru/olesya-goncharova/diagnosticheskiy-instrumentariy-pedagoga-psihologa-17860471/(дата обращения: 09.08.2021)
  8. Ларина А.Т. Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №10 (52). Часть 4
  9. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Методика исследования отношения личности к инновациям  // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2009. № 4 (23): в 2-х ч. Ч. II. C. 89-96
  10. Artemeva V. A., Dvoretskaya M. Y., Veselova E. K., Korjova E. Y., Esikova T. V. Student Innovativeness as Manifestation of Subjectivity // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. – 2017. – Vol. 12 (5b). – P. 813–821


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.

В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения....

Взаимосвязь инновационного потенциала личности и эмоционального выгорания педагогов

В статье представлены  результаты исследования взаимосвязи инновационного потенциала личности и эмоционального выгорания педагогов. В исследовании приняли участие учителя общеобразовательных школ...

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...