Советы по психологической подготовке к единому государственному экзамену
консультация по психологии (11 класс)

Семчугова Лиана Викторовна

Советы и приёмы для выпускников по подготовке к экзаменам, саморегуляции эмоционального состояния и познавательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Советы выпускникам: Как подготовиться к сдаче экзамена

  • ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых ещё предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. 
  • При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. 
  • Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. 
  • Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. 
  • Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач. 
  • Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен. 

Некоторые полезные приёмы

  • Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряжённое, скованное внимание. 
  • Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее. 
  • Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно всё время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий
  • Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зелёный чай.
  • Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час. 

Рекомендации по заучиванию материала

  • Главное - распределение повторений во времени. 
  • Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. 
  • Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места. 
  • Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удаётся в течение 2-3 минут. 
  • Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго. 

Накануне экзамена

  • С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. 
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с чёрными чернилами. 

Во время экзамена

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
  • Торопись не спеша! Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. 
  • Начни с лёгкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и чётко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. 
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошёл до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. 
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких вопросах. 
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решённом тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даёт тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы. 
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). 
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем лёгким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг"). 
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решённых тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки. 

УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Саморегуляция эмоционального состояния

Как и всякое эмоциональное состояние, состояние учащихся перед экзаменом имеет сложную структуру. Дети пребывают в ожидании предстоящего испытания, сильных волнений, внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями и безвыходными ситуациями; готовятся к их решению, предугадывают возможный результат. В связи с этим, стабилизация эмоционального состояния учащихся перед экзаменами – важный аспект психологической подготовки к ЕГЭ.

Методы самопомощи в ситуации стресса

Многие ненавидят школу, которая становится серьёзным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс? 

  • Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Всё должно быть в меру! 
  • Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. 
  • В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте. 
  • В-четвёртых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке. Необходимо чётко осознать, что очень многое зависит только от вас. 

Первая группа методов саморегуляции 

Когда во время подготовки к экзаменам вас начинают охватывать неприятные чувства, вы теряете контроль за своими эмоциями, впадаете в отчаяние, полезно использовать следующие средства «из жизни»:

  1. Рассказать всё друзьям, которые поймут и посочувствуют. 
  2. Пройтись по магазинам, купить себе какую-нибудь мелочь, которая доставит удовольствие. 
  3. Лечь спать (выспаться). 
  4. Заниматься спортом (настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем). 
  5. Выстирать бельё или вымыть посуду. 
  6. Послушать любимую музыку. 
  7. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную». 
  8. Гулять по лесу, созерцать движения реки или спокойную гладь озера. Лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях. 
  9. Погладить кошку или собаку. 
  10. Плакать и смеяться. Смех и плач оказываются своеобразной защитой нервной системы. Их можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. 
  11. Принять контрастный душ. 
  12. Принять тёплую ванну с приятным ароматом и пеной. 
  13. Сходить в церковь (если вы верующий). 
  14. Дышать уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе. 
  15. Вдохнуть глубоко до 10 раз. 
  16. Поколотить подушку или выжать полотенце, даже если оно сухое - большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. 
  17. Производить любые спонтанные звуки, кричать - напряжение может быть «заперто» в горле. 
  18. Кричать то громко, то тихо. 
  19. Громко спеть любимую песню. 
  20. Спеть любимую песню про себя (пропевание песни или заданий ЕГЭ также положительно воздействует на ваше эмоциональное состояние). 
  21. Скомкать газету и выбросить её (своё напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше). 
  22. Газету порвать на мелкие кусочки, «ещё мельче», затем выбросить на помойку. 
  23. Слепить из газеты свое настроение. 
  24. Закрасить газетный разворот. 
  25. Попробовать пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски), нарисовать несколько клякс, а потом поговорить о них. 
  26. Перебирать кончиками пальцев чётки, бусы, «китайские шарики» и другие мелкие предметы. 
  27. Легко сжимать и разжимать в руке маленький мячик или резиновую игрушку. 
  28. Смотреть на горящую свечу. 
  29. Наблюдать за ритмичным движением, например, маятника. 
  30. Пересчитывать зубы языком с внутренней стороны. 
  31. Улыбнуться себе как можно шире, показав зубы. 

Вторая группа методов саморегуляции

Это методы, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, или психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Упражнения базируются на четырех способах саморегуляции: релаксации (расслаблении), визуализации, самовнушении и рационализации.

Техники релаксации (расслабления) 

  1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект. 
  2. Для снятия напряжения помогает техника самомассажа: 
  • найдите точку между бровями и переносицей и помассируйте её плавными круговыми движениями в течение одной минуты; 
  • положите руку на заднюю часть шеи ниже затылка и мягко сожмите и разожмите её несколько раз; 
  • попросите кого-нибудь помассировать вам плечи; 
  • найдите точку на тыльной стороне руки между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте её в течение одной минуты; 
  • слегка помассируйте кончик мизинца. 

Техники визуализации 

Данная группа техник основана на использовании возможностей воображения. 

  1. Ваше эмоциональное напряжение – это туго набитый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните этот шар иголкой. Он лопнул. Вместе с ним «лопнуло» и ваше напряжение, отчаяние. 
  2. Представьте, что ваши неприятности вы упаковали в мешок и положили на платформу поезда. Поезд поехал и увёз ваши несчастья. 
  3. Вспомните то место, где вы были счастливы. Представьте себя там. 
  4. Представьте себя успешными, спокойными, готовыми к экзамену, всё знающими и помнящими (поменяйте «плохой стул» на «хороший»). 

Техники самовнушения 

Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, чёткие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение. 

Придумайте несколько кратких оптимистичных тезисов, которые нужно повторять в период волнения. 

Например: 

  • Всё будет нормально! 
  • Сейчас я почувствую себя лучше! 
  • Я уже чувствую себя лучше! 
  • Я владею ситуацией! 
  • Без сомнения, я справлюсь! 

Техники рационализации 

Данные техники основаны на использовании механизма психологической защиты – рационализации, заключающей в себе активно-положительный потенциал поведения личности.

 

1. Возьмите чистый лист бумаги. Наверху напишите «мучащую» вас проблему – например, «ЕГЭ». Затем лист разделите вертикально на две половины. Слева запишите в столбик все неприятные мысли, которые приходят в голову в связи этой проблемой. В правый столбик запишите все преимущества, которые также имеются в данной ситуации. Какой столбик получился длиннее? Теперь фразы из первого столбика переформулируйте так, чтобы они звучали позитивно, и перепишите их в новой формулировке в правый столбик. 

Применение подобных способов саморегуляции поможет Вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях. 

2. Саморегуляция познавательной деятельности

Успешность выполнения заданий на экзамене обеспечивается не только правильным подходом к использованию своих знаний и умений, но и грамотным использованием собственных психологических ресурсов. 

Саморегуляция памяти 

Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести имеющиеся у вас знания. Успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания. Например, способ группировки материала облегчает запоминание многозначных чисел, формул.

Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный приём, т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает такая фраза: «Пифагоровы штаны во все стороны равны».

Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.

Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете. 

Правила самоорганизации внимания 

Заранее планируйте своё время так, чтобы в часы занятий вас ничего не отвлекало (визиты товарищей, телефонные звонки). 

Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изученный материал. Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел. Если же этот материал по какой–либо причине вами не изучался, начинайте с ликвидации существующих пробелов.

Если сосредоточить внимание на изучаемом материале мешают волнение, тревога, то читайте изучаемый материал вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, читайте изучаемый материал про себя. 

Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий так же способствует сохранению устойчивого внимания. 

Активность вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при наличии приятных запахов лимона, лаванды и т. п. или негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т. п. 

Необходимо принимать во внимание, что даже самый интересный материал, самая интересная лекция самыми внимательными людьми непрерывно воспринимается не дольше 7 – 8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. 

При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.

Когда вы начинаете испытывать во время подготовки напряжение, сильную усталость можно использовать следующие приёмы: 

  • остановиться, сделать паузу в работе; 
  • выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую её часть; 
  • подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чём они думают; 
  • опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты; 
  • постараться каждый день, отведённый на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т. п. 
  • написать своё имя головой в воздухе (это повышает работоспособность мозга). 

Саморегуляция познавательной деятельности во время экзамена

 Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания на ЕГЭ, полезно: 

  • понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения; 
  • подумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы; 
  • рационально использовать отведённое на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания; 
  • постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведённого на выполнение работы; 
  • не поддаваться негативным изменениям в своем настроении; 
  • помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и всё будет хорошо…». 

Следует помнить, что психологические методы саморегуляции познавательных процессов достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена нужно найти свои собственные способы. 

Материалы подготовлены на основе следующих источников: 

  1. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000. 
  2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М., 2005. 
  3. Субботина Л.Ю. Стресс. – Ярославль, 2001. 
  4. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С

Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...

Подготовка к единому государственному экзамену. Советы родителям выпускников.

Буклет «Подготовка к ЕГЭ. Советы родителям» поможет педагогам донести до родителей  в удобной, привлекательной форме основные подходы и способы помощи своему ребенку на этапе контроля знаний, не ...

Психологический настрой учащихся при подготовке к ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Создание оптимального функционального состояния: организация времени, правильное питание, положительные эмоции, стабилизация эмоционального состояния....

4.Рекомендации педагогам По психологической подготовке к единому государственному экзамену выпускников и их родителей

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образов...

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...