Профилактика суицидального поведения среди подростков
методическая разработка по психологии

Жижина Татьяна Михайловна

Семинар для педагогов

«Профилактика суицидального поведения»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст семинара29.98 КБ
Файл Брошюры823.51 КБ
Файл Презентация1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Профилактика суицида в школе.

Семинар для педагогов.

Мы выбираем жизнь, они – смерть.

Мы пишем письма, они – предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них – нет будущего.

Кажется, что мы и они – из разных миров.

Но как велика пропасть между нами, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать.

Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении виден залог спасения…»

Цель работы: формирование психологической готовности участников семинара к работе с подростками 12 – 17 лет группы суицидального риска.

Задачи:

-информирование педагогов школы о существовании проблемы подросткового

суицида.

-формирование понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках

готовящегося самоубийства.

-изучение мер профилактики и предупреждения детского суицида, связанных с

социально - психологической поддержкой детей в школе и в семье.

Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.

Ход семинара:

У детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти, между двумя и шестью годами обычно развивается представление о смерти как о временном явлении. Малыш уверен, что умирают не навсегда, и воспринимают смерть как отъезд или как сон.

В 6-9 лет дети относятся к смерти как к чему-то внешнему, не имеющему к ребенку прямого отношения. Смерть они ассоциируют с определенным лицом, реальным (например, покойником) или вымышленным (приведением). До 8-ми лет дети считают собственную смерть маловероятной, неокончательной или вообще невозможной.

К 9-10-ти годам формируется представление о смерти как о реальной и окончательной, однако в этом возрасте мальчики и девочки думают, что сообразительность и ловкость позволят им ее избежать. Да, в норме они осознают, что смерть управляет жизнью, но не принимают ее на свой счет. Они понимают, что смерть вообще - необратима, но это касается чужой смерти, а не их собственной.

Именно с этого возраста – 9-10 лет – и начинает свой отсчет суицидальное поведение. До того, пока ребенок не поймет смысл смерти, он не станет задумываться о возможности добровольного прекращения своего существования.

     

 Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает второе место в мире по числу самоубийств на сто тысяч жителей, а по абсолютному количеству подростковых самоубийств – первое место. Ежегодно более 1,5 тыс. самоубийств совершаются несовершеннолетними. На 100 тыс. детского населения - 19,8 случаев суицидов. В последние годы частота самоубийств среди 14-летних детей - от 3 до 4 случаев на 100 тысяч. Среди подростков 15-19 лет – 19-20 случаев. Это превышает средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза.

Свежей статистики по количеству суицидов в Коми нет. Комистат прекратил публиковать ее несколько лет назад. Но есть данные за 2009-2015 годы: в 2015-м в республике было зарегистрировано 287 самоубийств, в 2014-м — 293, в 2013-м — 276, в 2012-м — 357, в 2011-м — 329, в 2010-м — 366, в 2009-м — 382. 

Статистика суицида среди подростков в г. Ухте.

Эмоциональное неблагополучие учащихся МОУ «СОШ №10»

Показатель суицида между девочками и мальчиками отличается, девочки, думают о суициде и предпринимают попытки самоубийства в два раза чаща чем мальчики, и склонны к принятию недопустимой дозы различных лекарств, например, снотворных или наркотиков (передозировка), а также к резанью вен. Но самое интересное то, что мальчики умирают (именно умирают, а не пытаются и думают о суициде) вследствие попыток к самоубийству в 4 раза чаще девочек! Это связано с тем, что они используют более летальные методы самоубийства, например, огнестрельное оружие, повешение и прыжки с высоких объектов. Таким образом, девочки пытаются покончить жизнь самоубийством в два раза чаще мальчиков, но удачных попыток у них в 4 раза меньше чем у мальчиков.

Факты и мифы о суицидах

Миф 1. Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание.

Факт. Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей.

Предотвратить самоубийство может только близкий человек, которого отчаявшийся считает своим другом!
От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.
Представьте, что кто-то поделился с вами своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласитесь, если б он вам  не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил он с вами, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К вам он обратился потому, что верил: понять его сможете только вы!

Для вас я приготовила брошюры с описанием характерных признаков склонности к суициду.

Существуют три группы признаков, которые косвенным образом могут указывать, на то, что возможность совершения суицида является очень большой.

Первая группа - словесные признаки, т.е. то, что можно почерпнуть из контекста беседы. К ним относятся сообщения о чувстве беспомощности, безнадежности. Беседа или ее фрагменты, связанные с прощанием с жизнью, (например, «последний раз смотрю на любимые фотографии...»); шутки о желании умереть; сообщения о конкретном плане или методе самоубийства; амбивалентность (лат. – «двойственность») оценки каких-либо значимых событий или людей (например, колебания между любовью и ненавистью); медленная, вялотекущая и маловыразительная речь; самообвинения и обвинения других людей.

Вторая группа - эмоциональные признаки. Их можно почерпнуть из контекста словесных посланий и невербальных сообщений (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова). Переживание горя, чувство вины, неудачи, поражения, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения, или страхи. Выраженная растерянность. Импульсивные действия.

Третья группа - поведенческие признаки. Это внезапные немотивированные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или от какой-то важной для него деятельности, а также склонность к опрометчивым или безрассудным поступкам, связанными с риском для жизни или здоровья (например, игры на строительных площадках, манипуляции взрывчатыми веществами, занятия рискованными видами спорта и прочее). Это также склонность к применению алкоголя и наркотических веществ. Сюда же относится потребность во врачебной помощи без особой необходимости, т.к. при скрытых депрессиях часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней. Помимо скрытой депрессии, может быть и явная, которая проявляется в сниженном настроении, явлении заторможенности (мышление, речь), наличии тоски. При явной депрессии могут присутствовать и другие симптомы: страх, тревога, опасения, боязливость. Признаками третьей группы также являются: расставание с любимыми вещами (например, «так любил свою собаку, а теперь подарил – зачем она мне...»); приобретение или разговор о средствах самозащиты («достал газовый пистолет, баллончик и пр.», «а как вот эти таблетки действуют – почувствуешь что-нибудь, или нет?»); разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом, и своей собственной, в частности.

Некоторые, помышляющие о самоубийстве дети и подростки, испытывают замешательство. Их переполняет чувство безнадежности, и они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Поэтому, в первую очередь, необходимо быть внимательным к, этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение.

Миф 2. Настоящее самоубийство случается без предупреждения.

Факт. Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.

Для вас я приготовила брошюры с описанием характерных признаков склонности к суициду.

Такими знаками предостережения могут выступать:

Заметная перемена в обычных манерах поведения.

Недостаток сна или повышенная сонливость.

Ухудшение или улучшение аппетита.

Признаки беспокойства.

Признаки вечной усталости.

Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду.

Усиление жалоб на физическое недомогание.

Склонность к быстрой перемене настроения.

Отдаление от семьи и друзей.

Упадок энергии.

Отказ от работы в клубах и организациях.

Излишний риск в поступках.

Поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни.

Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности.

Усиленное чувство тревоги.

Выражение безнадежности.

Приобщение к алкоголю и / или наркотикам, усиление их потребления.

Раздача в дар ценного имущества.

Приведение в порядок всех дел.

Разговоры о собственных похоронах.

Составление записки об уходе из жизни.

Словесные заявления:

«Ненавижу свою жизнь!».

«Они пожалеют о том, что мне сделали!».

Не вижу смысла жить, не понимаю зачем живу!

«Не могу больше этого вынести… Надоело… Сколько можно! Сыт по горло!!!».

«Я решил покончить с собой!».

«Просто жить не хочется… Пожил и хватит!».

«Никому я не нужен… Лучше умереть!».

«Это выше моих сил…».

«Ненавижу всех и все!!!».

«Единственный выход – умереть!!!».

«Больше ты меня не увидишь!..».

«Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!».

«Если мы больше не увидимся, спасибо за все!!!».

Заметная перемена в поведении ребенка, которая является признаком, предупреждающим о возможности самоубийства, – это стойкое снижение нормальных функций, и эта перемена более глубокого свойства, какое бывает в «тяжелые» дни. Поведение может меняться постепенно, подобно тому, как ребенок медленно теряет интерес к занятиям в школе, или внезапно, как у подростка, который с утра был в прекрасном расположение духа, а затем вдруг говорит, что он намерен покончить с жизнью. Поэтому необходимо установить доверительный контакт с таким ребенком, способствующий росту вашего авторитета в его глазах и формированию статуса «доверенного лица».

Миф 3. Самоубийство - явление наследуемое, значит, все равно ничем не поможешь.

Факт. Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении.

Миф 4. Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь.

Факт: Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием.

Миф 5. Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы.

Факт. Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида.

Миф 6. Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом.

Факт. Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата.

Если ребенок говорит Вам, что в прошлом у него уже была попытка суицида, то для Вас это является как бы разрешением дальше развивать эту тему. Теперь вы можете четко фокусировать разговор на его проблеме. В этом случае, ребенок как бы сам облегчает вашу дальнейшую работу. Всегда нужно помнить, что большинство суицидальных попыток является криком о помощи и, если ребенок говорит о том, что он когда-либо уже пытался покончить с собой, то это значит, что он прежде всего адресует свой запрос к Вам в расчете на эмоциональную поддержку.

Разговоров на тему о самоубийстве может и не быть, но любой признак возможной опасности должен насторожить. Надо быть начеку с ребенком или подростком, с которым ведется работа.

Миф 7. Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это его дело.

Факт. Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п.

Миф 8. Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить.

Факт. Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.

Миф 9. Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач.

Факт: Не все суицидентов страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями.

Для Вас я приготовила брошюры с описанием характерных признаков склонности к суициду, который также можно использовать для родителей.

При этом следует помнить – при общении с ребенком, который вызывает у Вас настороженность не надо делать следующего:

  • Не говорить: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить».
  • Не вдаваться в философские рассуждения, то есть не полемизировать о том, хорошо или плохо совершить самоубийство.
  • Не пытаться применять противоречивые психологические приемы на ребенке, помышляющем о самоубийстве.
  • Не оставлять там, где находится ребенок, собирающийся совершить самоубийство, предметы, с помощью которых оно возможно.
  • Не пытаться выступать в роли судьи.
  • Не думать, что ребенок ищет только внимания.
  • Не оставлять ребенка одного.
  • Не держать в секрете то, о чем вы думаете.

Важно знать, что….

Если вы слышите

Скажите

Не говорите

Ненавижу учиться, ненавижу школу

Что происходит в школу, что заставляет тебя так чувствовать?

Когда я был в твоём возрасте… Да ты просто лентяй!

Всё кажется таким безнадёжным.

Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай посмотрим, какие у нас проблемы, и какую из них нужно решить в первую очередь.

Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай посмотрим, какие у нас проблемы, и какую из них нужно решить в первую очередь.

Всем было бы лучше без меня!

Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твоё настроение. Скажи мне, что происходит?

Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом.

Вы не понимаете меня!

Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать.

Я ничего тебе не должна. Это ты должен учится ….

Я совершил плохой поступок. Я такое натворил!

Давай сядем, поговорим об этом.

Что посеешь, то и пожнёшь. А ты как думал? Бумеранг…

Что посеешь, то и пожнёшь.

Если не получится, я буду знать, что ты сделал всё возможное.

Ленишься поэтому и не получается.

        

Мы можем пережить большое горе,
Мы можем задыхаться от тоски,
Тонуть и выплывать, но в этом море
Всегда должны остаться островки.
Ложась в кровать, нам нужно перед сном
Знать, что назавтра просыпаться стоит,
Что счастье, пусть хоть самое простое,
Пусть тихое, придёт к нам завтра днём…

Рекомендуемая литература:

  1. Арнольд О. Дар редчайший, дар бесценный//Vita. – 1999, №3 – с. 22-24.
  2. Волкова А.Н. Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998, №2 – с. 36-43.
  3. Вроно Е. Что толкает в петлю//Деловой мир. – 1994 (30.05 – 06.06) – с. 30.
  4. Дарк О. Право на смерть//Независимая газета. – 1999 (3 сентября) – с. 16.
  5. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1987.
  6. Мелихова А. Мышь черная, белая… или профилактика суицида//Учительская газета. – 1999, №28/29 – с. 18.
  7. Научные и организационные проблемы в суицидологии. – М., 1983.
  8. Павлов И.П. Самоубийство – великая печаль русской жизни//Медицинская газета, 1999 (28 мая) – с. 15.
  9. Снайдер Р. Практическая психология для подростков. – М., 1995.
  10. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. – М., 1993.
  11. Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/profilaktika-suicida-v-shkole.html


Предварительный просмотр:

https://papik.pro/uploads/posts/2022-07/1657280974_2-papik-pro-p-legkie-depressivnie-risunki-2.jpg

Подготовила: педагог-психолог

МОУ «СОШ №1)»

Жижина Татьяна Михайловна

https://www.pastorcurry.com/wp-content/uploads/2018/07/sketch-of-mother-and-children-relaxing-vector-illustration_GJ8FPMOd_L.jpg

https://papik.pro/uploads/posts/2021-11/1637139004_25-papik-pro-p-razbitie-risunki-dlya-srisovki-grustnie-25.jpg

Семинар для педагогов

«Профилактика суицидального поведения»

Характерные

 признаки проявления склонности

 к суициду среди подростков

Существуют три группы признаков, которые косвенным образом могут указывать, на то, что возможность совершения суицида является очень большой.

Первая группа - словесные признаки, т.е. то, что можно почерпнуть из контекста беседы. К ним относятся сообщения о чувстве беспомощности, безнадежности. Беседа или ее фрагменты, связанные с прощанием с жизнью, (например, «последний раз смотрю на любимые фотографии...»); шутки о желании умереть; сообщения о конкретном плане или методе самоубийства; амбивалентность (лат. – «двойственность») оценки каких-либо значимых событий или людей (например, колебания между любовью и ненавистью); медленная, вялотекущая и маловыразительная речь; самообвинения и обвинения других людей.

Вторая группа - эмоциональные признаки. Их можно почерпнуть из контекста словесных посланий и невербальных сообщений (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова). Переживание горя, чувство вины, неудачи, поражения, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения, или страхи. Выраженная растерянность. Импульсивные действия.

Третья группа - поведенческие признаки. Это внезапные немотивированные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или от какой-то

важной для него деятельности, а также

склонность к опрометчивым или безрассудным поступкам, связанными с риском для жизни или здоровья (например, игры на строительных площадках, манипуляции взрывчатыми веществами, занятия рискованными видами спорта и прочее). Это также склонность к применению алкоголя и наркотических веществ. Сюда же относится потребность во врачебной помощи без особой необходимости, т.к. при скрытых депрессиях часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней. Помимо скрытой депрессии, может быть и явная, которая проявляется в сниженном настроении, явлении заторможенности (мышление, речь), наличии тоски. При явной депрессии могут присутствовать и другие симптомы: страх, тревога, опасения, боязливость. Признаками третьей группы также являются: расставание с любимыми вещами (например, «так любил свою собаку, а теперь подарил – зачем она мне...»); приобретение или разговор о средствах самозащиты («достал газовый пистолет, баллончик и пр.», «а как вот эти таблетки действуют – почувствуешь что-нибудь, или нет?»); разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом, и своей собственной, в частности.

Некоторые, помышляющие о самоубийстве дети и подростки, испытывают замешательство. Их переполняет чувство безнадежности, и они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им

чувство облегчения и безопасности. Поэтому, в первую очередь, необходимо быть внимательным к, этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение.

Рекомендации

педагога-психолога классному руководителю в отношении учащегося с лёгким уровнем депрессии по результатам диагностики.

1. Ежедневный контроль за посещением уроков.

2. Контроль за эмоциональным состоянием учащихся. При подозрении на подавленное настроение, депрессивное состояние, перепады настроения, разговоры о смерти и т.д. незамедлительно сообщить о данном факте родителям (законным представителям) и сформировать общую стратегию поведения по отношению к учащимся.

3. Ежедневная связь с родителями с целью исследования динамики эмоционального состояния ребенка.

4. Проявление внимания и поддержки, создание доверительных отношений.

5. Ненавязчивое, деликатное выяснение причин не стабильного эмоционального состояния.

6. Доведение до учащихся того, что в любой момент они могут обратиться за помощью к классному руководителю, администрации или позвонить по телефону доверия 8-800-2000-122.

7. Внимательное выслушивание, совместное обсуждение планов и проблем. Совместный поиск выхода из сложившейся ситуации.

Как нарисовать семью: пошаговая инструкция как сделать рисунок семьи

   Подготовила: педагог-психолог  

МОУ «СОШ №1)»

Жижина Татьяна Михайловна

https://i.pinimg.com/originals/72/35/89/723589584b7598920a3dc897ef18ad20.jpg

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-06/1654664173_62-kartinkin-net-p-kartinki-odinochestva-i-boli-72.jpg

Семинар для педагогов

«Профилактика

суицидального поведения»

Внешние обстоятельства суицидального подростка:

  • неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
  • беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
  • неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
  • отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
  • серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

Факт. Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.

Такими знаками предостережения могут выступать:

  • Заметная перемена в обычных манерах поведения.
  • Недостаток сна или повышенная сонливость.
  • Ухудшение или улучшение аппетита.
  • Признаки беспокойства.
  • Признаки вечной усталости.
  • Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду.
  • Усиление жалоб на физическое недомогание.
  • Склонность к быстрой перемене настроения.
  • Отдаление от семьи и друзей.
  • Упадок энергии.
  • Отказ от работы в клубах и организациях.
  • Излишний риск в поступках.
  • Поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни.
  • Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности.
  • Усиленное чувство тревоги.
  • Выражение безнадежности.
  • Приобщение к алкоголю и / или наркотикам, усиление их потребления.
  • Раздача в дар ценного имущества.
  • Приведение в порядок всех дел.
  • Разговоры о собственных похоронах.
  • Составление записки об уходе из жизни.

Словесные заявления:

  • «Ненавижу свою жизнь!».
  • «Они пожалеют о том, что мне сделали!».
  • Не вижу смысла жить, не понимаю зачем живу!
  • «Не могу больше этого вынести… Надоело… Сколько можно! Сыт по горло!!!».
  • «Я решил покончить с собой!».
  • «Просто жить не хочется… Пожил и хватит!».
  • «Никому я не нужен… Лучше умереть!».
  • «Это выше моих сил…».
  • «Ненавижу всех и все!!!».
  • «Единственный выход – умереть!!!».
  • «Больше ты меня не увидишь!..».
  • «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!».
  • «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!!!».

C:\Users\ЖижинаТМ.SCHOOL\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.MSO\98995489.tmp

Постер «Семья, доверие, счастье», купить в интернет-магазине в Москве,  автор: Анна Львова, цена: 610 рублей, 73319.153019.1602785.5858989

   Подготовила: педагог-психолог  

МОУ «СОШ №1)»

Жижина Татьяна Михайловна

Вам помогут!

Обратитесь за помощью прямо сейчас.

Единый общероссийский

телефон доверия для детей,

подростков и их родителей

Подробнее

8-800-2000-122

Победишь.ру - рассказы о самоубийстве, хочу покончить жизнь самоубийством

«Профилактика

суицидального поведения подростков»

Следует помнить!

При общении с ребенком, который вызывает у Вас настороженность не надо делать следующего:

  • Не говорить:

«Посмотри на все, ради чего ты должен жить».

  • Не вдаваться в философские рассуждения, то есть не полемизировать о том, хорошо или плохо совершить самоубийство.
  • Не пытаться

применять противоречивые психологические приемы на ребенке, помышляющем о самоубийстве.

  • Не оставлять

там, где находится ребенок, собирающийся совершить самоубийство, предметы, с помощью которых оно возможно.

  • Не пытаться

выступать в роли судьи.

  • Не думать,

что ребенок ищет только внимания.

  • Не оставлять ребенка одного.
  • Не держать в секрете то, о чем вы думаете.

Синдромы

поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие:

  • Тревожное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
  • Затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
  • Напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
  • Депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
  • Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
  • Тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
  • Употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Рекомендации родителям:

  • Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своём ребёнке.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье ни чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.
  • Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.
  • Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами!

Вам помогут!

Обратитесь

за помощью прямо сейчас.

Единый общероссийский

телефон доверия для детей,

подростков и их родителей

Подробнее

8-800-2000-122

Суицид подростков имеет следующие черты:

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
  • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
  • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

  • Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
  • Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
  • Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
  • Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Знаками предостережения могут выступать:

Заметная перемена в обычных манерах поведения.

Недостаток сна или повышенная сонливость.

Ухудшение или улучшение аппетита.

Признаки беспокойства.

Признаки вечной усталости.

Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду.

Усиление жалоб на физическое недомогание.

Склонность к быстрой перемене настроения.

Отдаление от семьи и друзей.

Упадок энергии.

Отказ от работы в клубах и организациях.

Излишний риск в поступках.

Поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни.

Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности.

Усиленное чувство тревоги.

Выражение безнадежности.

Приобщение к алкоголю и / или наркотикам, усиление их

потребления.

Раздача в дар ценного имущества.

Приведение в порядок всех дел.

Разговоры о собственных похоронах.

Составление записки об уходе из жизни.

Словесные заявления:

«Ненавижу свою жизнь!».

«Они пожалеют о том, что мне сделали!».

Не вижу смысла жить, не понимаю зачем живу!

«Не могу больше этого вынести… Надоело… Сколько можно! Сыт по горло!!!».

«Я решил покончить с собой!».

«Просто жить не хочется… Пожил и хватит!».

«Никому я не нужен… Лучше умереть!».

«Это выше моих сил…».

«Ненавижу всех и все!!!».

«Единственный выход – умереть!!!».

«Больше ты меня не увидишь!..».

«Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!».

«Если мы больше не увидимся, спасибо за все!!!».

Организация учащихся в мероприятиях, направленных на формирование стрессоустойчивости, понимание ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, повышение Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде — есть слишком мало или слишком много;
– во сне — спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде — стать неряшливым;
– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.


Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или
она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

  1. самооценки, создание образа позитивного будущего и т.д.
  2. Проявление эмоционального тепла и заботы.
  3. Помощь в организации досуговой деятельности, привлечение к посещению кружков и секций.
  4. Похвала даже при незначительных достижениях, подчеркивание положительных сторон.
  5. Пресечение насмешек или негативных высказываний в адрес учащегося со стороны одноклассников

Не допускается:

  1. Негативные замечания, особенно в присутствии других людей
  2. Критика (вместо этого следует перевод  в позитивное утверждение: «Ты можешь лучше», «Давай попробуем еще раз» и т.д.)
  3. Акцентуация окружающих на поведении данного подростка
  4. Открытое прямое публичное обсуждение при учащемся суицидальных случаев

Педагогу категорически запрещается сообщать ребенку о данных рекомендациях, своей осведомленности о посещении ребенком психолога, других специалистов, иных личных фактах, известных ему (за исключением тех, которые ребенок рассказал сам)!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профилактика суицида» Подготовила: педагог-психолог МОУ «СОШ №10» Жижина Татьяна Михайловна

Слайд 3

СУИЦИД О сознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Слайд 5

Республика Коми

Слайд 6

Статистика суицида среди подростков в г . Ухте 16 4 8 0 9 2 3 0 6 0 5 0 2 1 0 0 1 0 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2 0

Слайд 7

Эмоциональное неблагополучие учащихся МОУ «СОШ №10»

Слайд 9

Факты и мифы о суицидах Миф 1. Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание. Факт. Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей. Первая группа - словесные признаки; Вторая группа - эмоциональные признаки; Третья группа - поведенческие признаки.

Слайд 10

Миф 2. Настоящее самоубийство случается без предупреждения. Факт. Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.

Слайд 11

Миф 3. Самоубийство - явление наследуемое, значит, все равно ничем не поможешь. Факт. Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении. Миф 4. Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь. Факт: Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием. Миф 5. Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы. Факт. Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида.

Слайд 12

Миф 6. Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом. Факт. Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата. Миф 7. Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это его дело. Факт. Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п.

Слайд 13

Миф 8. Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить. Факт. Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим Миф 9. Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач. Факт: Не все суицидентов страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями.

Слайд 14

Важно знать, что…. Если вы слышите Скажите Не говорите Ненавижу учиться ненавижу школу Когда я был в твоём возрасте… Да ты просто лентяй! Всё кажется таким безнадёжным. Конечно, если ничего не делать, а лежать на диване… Что происходит в школе, что заставляет тебя так чувствовать? Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай посмотрим, какие у нас проблемы, и какую из них нужно решить в первую очередь.

Слайд 15

Всем было бы лучше без меня! Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом. Вы не понимаете меня! Я не должна понимать. Это ты должен делать …. Я совершил плохой поступок. Я такое натворил! Что посеешь, то и пожнёшь. А ты как думал? Бумеранг… Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твоё настроение. Скажи мне, что происходит? Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать. Давай сядем, поговорим об этом.

Слайд 16

Мы можем пережить большое горе, Мы можем задыхаться от тоски, Тонуть и выплывать, но в этом море Всегда должны остаться островки. Ложась в кровать, нам нужно перед сном Знать, что назавтра просыпаться стоит, Что счастье, пусть хоть самое простое, Пусть тихое, придёт к нам завтра днём…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения среди подростков.

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо...

Профилактика суицидального поведения среди подростков

Цель: Повышение психолого-просветительского уровня родителей.Задачи:- Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. Познакомить родителей с      причинами суицида...

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков

За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств....

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Желание смерти  - это распространенная реакция подростков на стрессовые ситуации....

«Профилактика суицидального поведения среди подростков».

Развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме, коммуникативных навыков;развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и  отстаивания собственного мнения....

Методические рекомендации в рамках работы по профилактике суицидального поведения среди подростков

Окружающая среда человека играет фундаментальную роль в развитии его личности. Особое место, при этом занимают малые группы, в которых школьник взаимодействует с другими. Это школьный класс, неформаль...

Сценарий мероприятия по профилактике суицидального поведения среди подростков «Мир, в котором я живу»

Цель: профилактика суицидального поведения среди подростков.  Образовательные задачи: Формирование позитивного мышления, активной жизненной позиции, позитивного настроя и взгляда в буду...