Предэкзаменационная тревога старшеклассников и методы ее уменьшения
статья по психологии (9, 11 класс)

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин психологического стресса у выпускников. Очень часто сдача выпускных экзаменов становится травмирующим фактором, негативно влияющим на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы подростков. Данная работа посвящена исследованию динамики тревожности и эмоционального фона после экзаменов, а также выявлению способов нивелирования постэкзаменационного стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psihologiya_1.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Федотикова О.Я.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга

Предэкзаменационная тревога старшеклассников и методы ее уменьшения

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин психологического стресса у выпускников [4, C. 70]. Очень часто сдача выпускных экзаменов становится травмирующим фактором, негативно влияющим на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы подростков [8, C. 284].

Сама по себе сдача экзаменов — это всегда напряженная и довольно тревожная ситуация. Кому-то удается справиться со своими эмоциями и преодолеть это испытания без существенного урона для физического и душевного здоровья. Однако есть и те, кто под влиянием внешнего давления впадает в панику или, наоборот, в апатию и получает низкую оценку даже при условии усердной подготовки к экзамену.

В то же время следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда вреден и приобретает свойства "дистресса". В некоторых ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение и помочь учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним образовательных задач [6, C. 3950].

Таким образом, проблема психических состояний при обучении имеет большое практическое значение. Понимание учащимися своих психических состояний и их способности регулировать их позволяет им повысить эффективность учебной деятельности, избежать многих стрессовых ситуаций или, по крайней мере, смягчить их последствия и разрешить их с наименьшими потерями [5]. С другой стороны, учителя и школьные психологи, обладающие соответствующими психологическими знаниями и навыками, могут более эффективно направлять учащихся и их образовательную деятельность.

Данная работа посвящена исследованию динамики тревожности и эмоционального фона после экзаменов, а также выявлению способов нивелирования постэкзаменационного стресса.

В исследовании принимали участие учащиеся 9-11 классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 594 Московского района Санкт-Петербурга в возрасте от 14 до 18 лет (средний возраст испытуемых – 17 лет) обоих полов. Количество исследуемых 58 человек (30 девушек и 28 юношей). Испытание проводилось в 2023 году. Для сбора результатов использовался групповой вариант тестирования. Проведение эмпирического исследования проводилось в утреннее время, в привычной обстановке (непосредственно в школе).

Гипотеза исследования заключается в том, что экзаменационный период является одним из наиболее сильных психотравмирующих факторов, напрямую влияющим на динамику уровня тревожности и эмоционального фона учащихся.

План исследования состоял из следующих пунктов:

•        Первым шагом было определение уровня тревожности до начала этапа выпускных экзаменов. Ученикам было предложено заполнить тест на определение ситуативной (реактивной) тревожности по Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина). Параллельно проводилось исследование уровня личностной тревожности. Для этого использовалась шкала личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптированная Ю.Л. Ханиным). Данная процедура проводилась для того, чтобы получить представление об общем уровне тревожности каждого испытуемого, что позволило бы объяснить и интерпретировать итоговые данные (наличие связанного с экзаменами изменения уровня тревожности или отсутствие динамики).

•        На втором этапе исследования был определен уровень ситуативной тревожности непосредственно в день экзамена.

•        Третий этап заключался в определении уровня ситуативной тревожности после получения результатов государственной аттестации. После того, как все испытуемые успешно сдали экзамены, их попросили пройти психологический тест еще раз, что все участники исследования восприняли с энтузиазмом. Важно подчеркнуть, что все учащиеся получили высокие баллы.

Усредненные результаты проведенного тестирования представлены в таблице ниже.

Таблица 1. Уровни личностной и ситуационной тревожности учеников ГБОУ СОШ № 594 Московского района СПБ

Уровень тревожности

Результаты

Общий показатель

Девушки

Юноши

Личностная

38,50

41,30

35,70

Ситуационная до экзаменационного периода

36,75

40,60

32,90

Ситуационная непосредственно перед экзаменом

47,50

49,30

45,70

Ситуационная после получения результатов

35,30

39,10

31,50

Уровень личностной тревожности в исследуемой выборке составил в среднем 38,50 баллов, что соответствует умеренному значению этого показателя. Среди испытуемых, однако, встречались люди, продемонстрировавшие высокий и низкий уровни личностной тревожности, что изначально определило их различную реакцию на экзаменационный стресс.

Средний уровень реактивной (ситуативной) тревожности, определенный с помощью опросника Спилбергера, составил 36,75 баллов до начала выпускных экзаменов, а перед испытанием этот показатель значительно увеличился, достигнув среднего значения 47,50 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у учащихся. После успешной сдачи экзамена средний уровень тревожности составил 35,30 баллов, что даже меньше исходного уровня.

Существуют гендерные различия в тревожности: например, личностная и ситуативная тревожность ниже у юношей, чем у девушек. Исходя из принятой в настоящее время трактовки классификации людей по уровню тревожности, респонденты были разделены на следующие группы:

  • 10,3 % (6 человек) опрошенных школьников имели низкий уровень личностной тревожности (менее 35 баллов), среди них 4 юношей (6,9%) и 2 девушки (3,4%);
  • 13,8 % респондентов (8 респондентов) имели высокий уровень личностной тревожности (более 55 баллов). Среди высокотревожных людей было 5 девушек (8,6%) и 3 юноши (5,2%)
  • 75,9% (44 человека) учащихся имели средний уровень личностной тревожности от 35 до 55 баллов. Из них 21 (36,2%) юноша и 23 (39,7) девушки.

Для того чтобы проверить или отвергнуть гипотезу о существовании динамики уровня тревожности до, во время и после экзамена, был произведен расчет корреляций между этими показателями с помощью непараметрического коэффициента Манна-Уитни.

Корреляционный анализ, проведенный по критерию Манна-Уитни выявил достоверные различия (U=56 (р≤0,01)), что также свидетельствует о повышении ситуационной тревожности во время экзамена.

Кроме того, был проведен анализ уровня тревожности по классам. Результаты анализа можно увидеть в таблице №2.

Таблица 2. Средний уровень тревожности учеников ГБОУ СОШ № 594 Московского района СПБ

Класс

Средний уровень тревожности

9

45,1

10

34,7

11

49,3

Результаты исследования уровня тревожности показали, что группа выпускников 11 класса была наиболее тревожной по сравнению с учащимися 9 и 10 классов. Была выдвинута гипотеза, что повышение уровня тревожности связано с беспокойством по поводу выпускных экзаменов и поступления в высшее учебное заведения, страх неизвестности перед вступлением в новую жизнь и взрослением.

Уровень тревожности учеников девятого класса также слегка повышен. Этот результат можно объяснить тем, что школьники испытывают стресс в связи со сдачей ОГЭ, повышением уровня ответственности. Те ученики, кто намерен после девятого класса уйти в учебные заведения со средней специальной категорией образования, испытывают тревогу перед погружением в новую, пока еще незнакомую среду. Таким образом, только ученики 10 класса демонстрируют умеренный уровень тревожности, который является оптимальным для человека. В результате проведенного статистического анализа были выявлены достоверные различия по среднему показателю ситуативной тревожности учеников 9-11 классов (U=59,5 (р≤0,01)).

Оптимальный уровень тревожности является обязательной составляющей учебной деятельности каждого школьника. Обучение и саморазвитие лучше всего развиваются не при низких показателях тревожности, а когда стресс находится на умеренном уровне и человек должным образом обучен справляться с ним [7, C. 139]. Конечно, люди с высоким уровнем тревожности находятся в невыгодном положении по отношению к окружающим, что приводит к замедлению или качественному ухудшению активности и появлению непредвиденных препятствий в получении, усваивании и демонстрации знаний. Обучающиеся с высоким уровнем тревожности характеризуются неспособностью быстро переходить к новому виду деятельности при изменении условий [10, C. 103].

В настоящее время существует множество методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те, которые, с одной стороны, соответствуют индивидуальным особенностям конкретного человека, а с другой, соответствуют реальным условиям места и времени.

За профилактическую работу в общеобразовательных школах ответственен ряд высококвалифицированных специалистов, такие как учитель, классный руководитель, школьный психолог и социальный педагог.

Школьный психолог при поддержке учителя проводит ряд основных профилактических мероприятий:

  • участвует в обследовании школьников и совместно с учителем составляет программу индивидуального развития для каждого учащегося [3, C. 16];
  • стремится предотвратить психологические перегрузки и срыв адаптации у ученика;
  • стремится к созданию благоприятного психологического климата в школьной среде;
  • консультирует учащихся, учителей и родителей по волнующим их вопросам;
  • принимает меры по предупреждению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) педагогического персонала,
  • анализирует план воспитательной работы на предмет его соответствия возрасту обучающегося.

Наиболее распространенными формами профилактической работы в школе являются лекции, психологические тесты, обсуждение их результатов, ролевые игры, круглые столы, дискуссионные клубы, тренинги.

Учитель играет информационную и тематическую роль в профилактике экзаменационной тревожности. Он обеспечивает своевременное получение учащимися необходимой информации по поводу предстоящих испытаний. Этот аспект работы учителя может быть реализован путем бесед с учащимися, бесед с родителями, инструктажа и проведения уроков, посвященных подготовке к сдаче итоговой аттестации [9, C. 216].

Выполнение тренировочных заданий единого государственного экзамена с помощью учителя помогает учащимся ознакомиться с особенностями экзамена и приобрести навыки, необходимые для овладения собой и своими чувствами [2, C. 49].

Исходя из особенностей формы проведения единого государственного экзамена, можно сформулировать рекомендации учителю для успешного проведения работы по профилактике тревожности у учащихся средней школы:

  • для того чтобы укрепить самооценку ученика, учитель может подчеркнуть его сильные стороны и поддержать его в случае неудачи;
  • старшекласснику необходимо подробно знать процедуру экзамена, поэтому педагог должен подробно объяснить специфику предстоящего тестирования;
  • учитель должен постепенно вводить технологию экзамена в структуру урока;
  • преподаватель должен постараться привлечь родителей для помощи и поддержки старшеклассников в подготовке к экзамену.

Полученные навыки помогут старшеклассникам быть более подготовленными и уверенными в себе во время экзамена.

Таким образом, снижение предэкзаменационной тревожности напрямую связано с профилактической работой учителей и школьных психологов. Обучая старшеклассников психологическим приемам и объясняя им правила проведения экзамена, учителя и психологи повышают психологическую устойчивость учащихся, снижают страх допустить ошибки при выполнении экзаменационных заданий, тренируют умение мобилизоваться в экзаменационных ситуациях, развивают мыслительную деятельность [1, C. 82].

Учитывая разнообразие психологических технологий профилактической работы, специалист должен уметь подобрать наиболее эффективную их комбинацию в зависимости от целей и содержания проводимой работы. Несмотря на существование различных технологий, поиск новых подходов в работе остается актуальным по сей день.


Список использованных источников

  1. Барышева, Е. Особенности экзаменационной тревожности старшеклассников на этапе подготовки к ЕГЭ / Е. Барышева // Неделя науки и образования в интересах мира и развития: Итоговые материалы, Москва, 26 ноября – 02 2017 года / Под редакцией Л.В. Дудовой, М.А. Кривенькой. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. – С. 82-83.
  2. Залыгаева, С. А. Психологическая подготовка к ЕГЭ: формирование стрессоустойчивости у старшеклассников / С. А. Залыгаева, К. С. Шалагинова, Е. В. Декина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7, № 2. – С. 49.
  3. Кириллова, Я. В. Изучение индивидуально-психологических особенностей старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ / Я. В. Кириллова, Ю. А. Курочкина, Е. В. Орлова // Евразийский союз ученых. – 2018. – № 2-3(47). – С. 15-18.
  4. Кузнецова, Ю. С. Проблема экзаменационной тревожности старшеклассников в ситуации сдачи ЕГЭ / Ю. С. Кузнецова // Студенческий. – 2019. – № 39-3(83). – С. 70-72.
  5. Новикова, И. С. Коррекция экзаменационной тревожности старшеклассников / И. С. Новикова // Ratio et Natura. – 2020. – № 2(2).
  6. Панфилова, Н. М. Экзаменационная тревожность как фактор успешности / Н. М. Панфилова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 01–03 февраля 2017 года / Оренбургский государственный университет. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. – С. 3949-3952.
  7. Савельева, Е. А. Проблема экзаменационной тревожности старших школьников в современной психологии / Е. А. Савельева //. – 2021. – № 2-1(70). – С. 136-141.
  8. Скоробогатова, М. Р. Психология старшего школьного возраста / М. Р. Скоробогатова, А. Н. Олексюк // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Симферополь, 21 апреля 2022 года. Том Выпуск 13. – Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым "Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова", 2022. – С. 283-285.
  9. Ушакова, Н. Н. Психологическая подготовка ученика к ЕГЭ / Н. Н. Ушакова // Приоритетные направления развития образования и науки: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Чебоксары, 30 июля 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Том 1. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. – С. 216-217.
  10. Холов, Р. М. Психология школьников в старших классах / Р. М. Холов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2022. – № 4. – С. 101-104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СТАРШЕКЛАССНИКА НА УРОКАХ МХК С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА К.С.СТАНИСЛАВСКОГО

Этот материал может быть полезен не только для учителей МХК....

Метод проектов как способ решения развития творческой активности старшеклассников

участие и публикация статьи во время круглого стола в КФУ им.Лобачевского...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В методических рекомендациях представлен алгоритм организации проектной деятельности, в ходе которой возможно осуществить формирование экологической культуры учащихся.  Для этого можно использова...

Использование метода десенсибилизации и переработки информации с помощью движений глаз (EMDR) в преодолении предэкзаменационной тревожности у подростков

Предэкзаменационная тревожность – довольно распространённое среди подростков явление, актуализирующееся задолго до непосредственного наступления экзаменов. Подготовка в 9-х классах к ГИА, а в 11-х к Е...

Методическая разработка «Исследовательская деятельность старшеклассников как метод познания окружающей среды»

Одной из эффективных форм работы по изучению биологии и экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навык...

Физические упражнения как метод борьбы с предэкзаменационным стрессом

Научно-практическая работа, занявшая 1 место в  Поволжской конференции "Я-иследователь". Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений. Ведь стресс у выпускников это их главный враг. Поборов с...

«Дыхание — как самый эффективный метод быстрого снижения гнева и тревоги».

Когда вы беспокоитесь или злитесь, вы, как правило, делаете короткие, неглубокие вдохи. Врачи поясняют, что такое поведение лишь усиливает состояние стресса, то самое «бей или беги». ...