ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СТАРШЕКЛАССНИКА НА УРОКАХ МХК С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА К.С.СТАНИСЛАВСКОГО
методическая разработка по мхк (11 класс) на тему

Карозин Александр Борисович

Этот материал может быть полезен не только для учителей МХК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СТАРШЕКЛАССНИКА НА УРОКАХ МХК и ТЕАТРА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА К.С.СТАНИСЛАВСКОГО    

               Автор: Карозин Александр Борисович – учитель МХК, педагог ОДОД  высшей категории ГОУСОШ №255 Адмиралтейского р-на СПб                          

                                 

                       

             Формирование имиджа у молодых людей, пожалуй, одна из самых остро стоящих проблем современной цивилизации. Ведь она находится в сфере этических и эстетических воззрений и ценностей, накопленных человечеством за тысячелетия своего развития. Каким будет наше общество через 10-15 лет, когда «бразды правления» им возьмут в свои руки нынешние 15-17 летние?! Обществом просвещенных или невежд? Обществом милосердия и доброты или агрессии, насилия и вседозволенности? Обществом бескорыстия или беспринципной погони за «золотым тельцом»?

                К величайшему сожалению, мы, взрослые, вольно или невольно провоцируем и потакаем (особенно через средства масс-медиа) проявлению у молодёжи низменных инстинктов, негатива и агрессии, безвкусия и невежества! Засилие на наших кино и телеэкранах дешевых боевиков и триллеров, насыщенная скандалами и сенсациями пресса, «музыка для ног» и пошлые тексты песенок в шоу - бизнесе, постоянное запугивание инопланетным нашествием и концом света и т.п. катастрофами  воздействует на сознание и душу наших детей! И в ответ мы получаем возникновение многочисленных  молодёжных  субкультур, примитивный сленг и неумение ясно и грамотно выражать свои мысли, катастрофическое падение интереса к чтению, вспышки фанатизма и вандализма (от драк футбольных фанатов до погромов на кладбищах), нежелание открывать для себя реальный мир и уход в иллюзорный мир фэнтези и компьютерных  игр - стрелялок.  Всё это (и ещё очень и очень многое другое) так или иначе формирует имидж современного подростка. И особенно очевидно это проявляется в школе!

               Преподавая в обычной средней школе уроки театрального тренинга, я задался целью помочь старшеклассникам в формировании своего собственного  имиджа, используя приобретённые ими на занятиях навыки общения с привлечением метода К.С.Станиславского. Ведь помимо вышесказанного,  им (старшеклассникам) придётся в скором будущем понимать и принимать законы, правила и нормы взрослой жизни. Там, завтра, им придётся самостоятельно разрешать серьёзные проблемы и принимать решения, им предстоит быть конкурентноспособными и адаптированными к постоянно меняющимся  условиям современной жизни, особенностям информационного пространства. Им нужно будет уметь добиваться расположения новых знакомых и коллег, им придётся отстаивать своё, не потеряв себя, свой имидж!

                   Имидж. Что означает это понятие в современном обществе?                        Имидж (от английского « image») переводится как «образ». Многие ставят знак  равенства между имиджем и внешним видом человека, но это далеко не так! Внешний облик - одна из составных частей имиджа. На самом деле, под имиджем понимается то впечатление, которое человек производит на окружающих, благодаря своему поведению и поступкам. Помогая                                       старшекласснику в выработке и корректировке его поведенческих навыков, прививая умение анализировать и контролировать свои поступки, мы, тем самым, помогаем ему формировать свой имидж!

                 Используя уроки театра в школе, как плацдарм, и призвав на помощь метод (или, как иногда говорят, «систему») К.С.Станиславского, я поставил перед собой вышеуказанную цель. Тем более , что по мнению самого Константина Сергеевича, театр должен быть не только храмом искусства, проповедующим высокие нравственные и гуманистические ценности, но и социальным институтом, в котором актёры создают образы своих персонажей, то есть по сути становятся  «имиджмейкерами» своих ролей!

               И начал я, на мой взгляд, с самого главного для любого человека.      Помните у Константина Сергеевича его знаменитое: «Люби искусство в себе…»? Перефразируя его мысль на любую сферу деятельности человека,    можно сказать: «Люби жизнь в себе, а не себя в жизни»! Действительно, ведь если ты что-то на самом деле любишь, то должен стремиться соответствовать предмету своей любви! Но как этого добиться? Как, например, заставить себя учиться с интересом, вдумчиво и увлечённо? Как, например, преодолеть искушение  дешёвых, бездумных развлечений и      найти занятие по душе? Как научится не стесняться проявлений своих добрых порывов и чувств? Как вразумить себя, что живёшь ты в России, и первое твоё восторженное восклицание было «Здорово!» (от родного слова «здоровье»), а не «Ва-у!» из примитивных заморских комиксов? Как?!                          И здесь на помощь приходит «Учение о сверхзадаче» К.С.Станиславского.          

«СВЕРХЗАДАЧА-это главная цель деятельности человека, его представление о   счастье на данный момент его жизни. Стремление к сверхзадаче является стержнем жизнедеятельности человека. Люди переживают сверхзадачу безотчетно, она скрыта у них в подсознании и, как закон, подчиняет себе все отдельные  жизненные ситуации. »   К.С.Станиславский.                                              

Как же формируется эта сверхзадача? Какова её структура?                                     По мнению К.С.Станиславского, сверхзадача закрепляется в психике человека в виде словесной формулировки, в которой очень важны глагольные обороты. Это связано с тем, что глаголом можно обозначить любое действие, состояние, поведенческий акт. Причём, в формулировке должны быть два глагола:  один – побуждающий - «хочу», а другой  - нацеливающий на определённый вид деятельности. Например, - «Хочу быть тем-то, поступать так-то, делать то-то». Естественно, что сверхзадачу своего нового имиджа не внедришь в одночасье. Это долгая, ежедневная, кропотливая работа, так сказать, «домашнее задание» своей душе. Работая над созданием своего нового имиджа, старшеклассник, так или иначе, начинает играть новую, во многом несвойственную для себя прежнего роль. Как же с ней справиться? Как сделать прежде непривычное - привычным, а привычное – интересным и лёгким?!

         И здесь на помощь снова приходит Константин Сергеевич! Описанные им  приёмы и способы в трудах «Работа актёра над собой» и «Работа актёра над ролью» поможет в этом. А элементы актёрского мастерства, такие как:                   ВНИМАНИЕ,ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ,ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ   ДЕЙСТВИЙ,ВЕРА В ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,ОБРАЗНЫЕ ВИДЕНИЯ, ПАМЯТЬ НА ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОЩУЩЕНИЯ,МЫШЕЧНАЯ СВОБОДА,  ПЛАСТИЧНОСТЬ,СЦЕНИЧЕСКОЕ ОБАЯНИЕ,ВЛАДЕНИЕ ГОЛОСОМ,ПРОИЗНО-       ШЕНИЕ,ВОЗДЕЙСТВИЕ СЛОВОМ и т.д. не только дадут старшекласснику навыки повседневного общения, но и дополнят его имидж новым внутренним содержанием и внешними красками! (В моей практике в школе уже к старшим классам ученики мало-мальски владеют вышеперечисленными элементами, так как тренинг начинается у них уже с первого класса .Так же с первого класса с ними проводятся уроки музыки и хорового пения, занятия  по хореографии.)

               Помимо всего, создание нового имиджа у старшеклассника требует индивидуального подхода, а занятия на уроках театра групповые. Как быть в этом случае? Я предлагаю в таком случае заниматься на уроках развитием (или искоренением) какого-то одного качества, которое слаборазвито (или    пугающе сильно) в целом у учеников этого класса. Например, сленгом и засорением русского языка, или развитием воображения и фантазии. Причём,  задания и упражнения в таком тренинге должны проводиться в игровой форме, так как в ней самой уже заложены соревновательность и здоровая конкуренция, которые позволяют увлечь учеников.

Приведу пример из своей практики:

           Сейчас в среде старшеклассников (и не только) популярна игра в «Мафию». Не стану приводить здесь правила этой игры, думаю, что они многим известны. На мой взгляд, игра глупая, бездумная и вредная! И вот я решил  посвятить одно занятие этой игре. Естественно, большинство старшеклассников захотело поиграть. Сыграли первый круг по их правилам, вычисляя персонажей игры простым бездумным голосованием                       (по принципу :  - этот игрок мне нравиться, с этим я дружу, а этого недолюбливаю). Во втором круге я предложил своим ученикам вычислить хотя бы одного персонажа интуитивно, не произнося ни слова (причём, все играющие мысленно произносили про себя :- Это Я! , а игрок-персонаж:- Это НЕ Я!). Вглядываясь друг в друга, они так и не смогли с нескольких попыток определить игрока-персонажа. Это их раззадорило. Тогда я предложил перед тем, как  сыграть по третьему кругу, потренировать внимание и, так называемое, «шестое чувство».  (Для справки: под сценическим вниманием мы понимаем способность человека уметь концентрировать все органы чувств на каком или каких-либо объектах).                                                                                                                Так вот. Потренировали, и на это ушёл почти весь урок. В конце урока снова сыграли по моим правилам. Начало понемногу получаться! А на следующем занятии  старшеклассники уже сами захотели поиграть в «Мафию» по-моему.  Постепенно я стал усложнять условия игры: например, давал дополнительные характеристики персонажам. Скажем, «шериф», когда волнуется, то слегка подёргивает левым веком, а «киллер» -немногословен и не любит отвечать на вопросы. Потом и вовсе стал убирать из игры персонажей «Мафии» и добавлять свои, таким образом, выводя из игры агрессию и кровожадность. Дальше - больше! Перед уроком старшеклассники САМИ стали предлагать СВОИХ героев! Пробудились воображение и фантазия!! И теперь наша игра вместо «Мафии»  называется «Найди меня!». Мы иногда играем в неё на уроках театра в качестве бонуса.

          В заключение мне остаётся добавить, что на практике, т.е. в школе, формирование имиджа старшеклассника с помощью метода К.С.Станиславского должно создаваться не только на уроках театрального тренинга. Школьная атмосфера, её культура, её дух являются необходимым условием этого!

И ещё. Мне бы очень хотелось, чтобы уроки ЭТИКИ, ЭСТЕТИКИ и ТЕАТРА стали обязательными в школьной программе! Чтобы не через полученные от жизни «синяки и шишки», а уже в школе каждый по-настоящему понимал то, что  когда-то написал об имидже Антон Павлович Чехов: «В ЧЕЛОВЕКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЁ ПРЕКРАСНО: И ЛИЦО, И ОДЕЖДА, И ДУША, И МЫСЛИ»!

                                               Санкт-Петербург

                                                       2011 г.

                                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.К.С.Станиславский «Моя жизнь в искусстве», «Этика», «Работа актёра над собой», «Работа актёра над ролью».Собрание сочинений. Москва,1954-1961.

2.А.П.Чехов «Дядя Ваня». Собрание сочинений. Москва, Правда,1985.

3.В.Л.Леви «Искусство быть собой», «Искусство быть другим». Издательство Торобоан,2009.

4.А.Ю.Панасюк «Имидж. Энциклопедический словарь», «Формирование Имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии». Москва, Рипол Классик,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий с помощью метода проектов

Современное образование требует от обучающихся сформированности универсальных учебных действий. В статье описывается формирование УУД с помощью метода проектов...

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИКТ»

В условиях современного  развития школы возникает острая необходимость  преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему, результатом которой будет  ...

Формирование патриотического самосознания старшеклассников на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности

эта работа является итовой работой в рамках именного образовательного чека в курсе: Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования...

Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий

Доклад на метод объединение учителей естественно-математического цикла на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий."...

Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий

Метод объединение учителей естественно-математического цикла. Доклад на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий"...

Технология создания речевого имиджа старшеклассника

Презентация исследовательской работы, посвящённой технологии создания речевого имиджа старшеклассника, которая бы способствовала формированию положительного мнения о человеке....

Формирование лексического навыка на уроках английского языка с помощью игровых методов

В настоящее время знание английского языка стало необходимостью для всех образованных людей. Английский стал языком международного общения, языком компьютерных технологий, торговли и спорта.Научить ре...