Календарно-тематическое планирование "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
календарно-тематическое планирование по психологии

Соловьева Надежда Александровна

КТП 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_1_klass.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

на 2023-2024 учебный год

 1 класс

Тема

Кол. часов

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная работа

план

факт

1

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

1

5.09

     тест

Выявление уровня психофизического развития.

Диагностическая батарея

2

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

1

6.09

     тест

Выявление уровня психофизического развития.

Диагностическая батарея

3

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

1

12.09

     тест

Выявление уровня психофизического развития.

Диагностическая батарея

 Коррекция психомоторики.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов)

4

Развитие крупной моторики.

1

13.09

Моторика

броски в цель, ходьба по «дорожке следов», подвижные игры, игры-имитации, пальчиковая гимнастика, игры на знакомство, создание позитивного настроя)

Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела.

5

Развитие крупной моторики.

1

19.09

Моторика

броски в цель, ходьба по «дорожке следов», подвижные игры, игры-имитации, пальчиковая гимнастика, игры на знакомство, создание позитивного настроя)

Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела.

6

Хлоп. Топ. Поворот. Согласованность действий и движений разных частей тела .

1

20.09

Согласованность

упражнения для координации разных частей тела ;Группировки»,пальчиковая гимнастика, «Гости»,  «Хлоп. Топ. Поворот»,  танцевальные упражнения.), задания, способствующие развитию саморегуляции;

Корригировать недостатки  моторного развития через укрепление мышц и суставов кистей, развитие плавности и точности  общих движений

7

Хлоп. Топ. Поворот. Согласованность действий и движений разных частей тела .

1

26.09

Согласованность

упражнения для координации разных частей тела; «Группировки», «Гости»  «Хлоп. Топ. Поворот», танцевальные упражнения, игры пальчиковой гимнастики

Корригировать недостатки  моторного развития через укрепление мышц и суставов кистей, развитие плавности и точности  общих движений

8

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.ч1

1

27.09

Теремок

Упражнения пальчиковой гимнастики. Сказка «Теремок» .упражнения на развитие статистической координации движений пальцев рук;

упражнения на развитие динамической координации движений пальцев рук;

Корригировать недостатки моторики через развитие пластичности, выразительности движений пальцев рук. Умения выполнять движения в нужном темпе и ритме.

9

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.

1

3.10

Теремок

Упражнения пальчиковой гимнастики. Сказка «Теремок» .упражнения на развитие статистической координации движений пальцев рук; упражнения на развитие динамической координации движений пальцев рук;

Корригировать недостатки моторики через развитие пластичности,выразительности движений пальцев рук. Умения выполнять движения в нужном темпе и ритме.

10

Пальчиковая гимнастика. Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром)

1

4.10

Шнуровка, Пришивание

Сшивание

Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Шнуровка, штриховка, раскрашивание. Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов. «Рамки с застежками».)

Развивать тактильное восприятие через дифференциацию и вербализацию. Корригировать недостатки мелкой моторики через обучение слаженному взаимодействию рук.

11

Пальчиковая гимнастика. Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром)

1

10.10

Шнуровка

Пришивание

Сшивание

(Пальчиковая гимнастика Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Шнуровка, штриховка, раскрашивание. Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов. «Рамки с застежками».)

Развивать тактильное восприятие через дифференциацию и вербализацию. Корригировать недостатки мелкой моторики через обучение слаженному взаимодействию рук.

12

Ручка-узнавалочка.

1

11.10

Трафарет

Нанизывание

 Нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков. Обводка, штриховка по трафарету. «Волшебная коробочка», «Где чья тень?») дидактические игры для развития тактильных ощущений;

Корригировать недостатки моторного развития через умение дорисовывать предметы, выполнять элементарный предметный рисунок, работать с трафаретом, нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков. Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах.

13

Ручка-узнавалочка.

1

17.10

Трафарет

Нанизывание

(Нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков. Обводка, штриховка по трафарету. «Волшебная коробочка», «Где чья тень?») дидактические игры для развития тактильных ощущений;

Корригировать недостатки моторного развития через умение дорисовывать предметы, выполнять элементарный предметный рисунок, работать с трафаретом, нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков.

Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах.

14

Аппликация. Сгибание бумаги.

1

18.10

Аппликация

Насекомое

Упражнения пальчиковой гимнастики. Музыкально-ритмические упражнения. Изготовление аппликации бабочка.

Закрепить умение складывать квадрат пополам, совмещать уголки, развивать умение пользоваться трафаретом, учить обводить и плавно вырезать, воспитывать интерес к насекомым. Формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции, выполнение действий примеривания, прикладывания, наложения, обследования поверхности

15

Аппликация. Сгибание бумаги.

1

24.10

Аппликация

Насекомое

Упражнения пальчиковой гимнастики. Музыкально-ритмические упражнения. Изготовление аппликации бабочка.

Закрепить умение складывать квадрат пополам, совмещать уголки, развивать умение пользоваться трафаретом, учить обводить и плавно вырезать, воспитывать интерес к насекомым. Формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции, выполнение действий примеривания, прикладывания, наложения, обследования поверхности

Тактильно-двигательное восприятие (4 часа).

16

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины.

11

25.10

Величина

Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения, игры «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек», «Домик», «Кубик»

Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать  поверхности предмета, различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признакам среди нескольких, выстраивать сериационный ряд (по заданному признаку).

17

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины.

11

7.11

Величина

Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения, игры «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек», «Домик», «Кубик»

Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать  поверхности предмета, различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признакам среди нескольких, выстраивать сериационный ряд (по заданному признаку).

18

 Работа с пластилином (раскатывание).

11

8.11

Раскатывание

Групповая, фронтальная («Пластилиновая страна», упражнения пальчиковой гимнастики. Техники лепки : раскатывание.)

Развитие мелкой моторики через научение детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином;

19

Работа с пластилином (раскатывание).

11

14.11

Раскатывание

Продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая («Пластилиновая страна», упражнения пальчиковой гимнастики. Техники лепки : раскатывание.)

Развитие мелкой моторики через научение детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином;

Коррекция сенсорной сферы.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов, из них: формирование сенсорных эталонов цвета (12 часов)

20

Основные «чистые» цвета красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый.

1

15.11

«Чистый» цвет

Групповая, фронтальная, индивидуальная. («Какого цвета?», «Спектр», «Что какого цвета?», «Где что?», «Найди картинку», игры пальчиковой гимнастики)

Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки, учить различать цвета (основные), учить правильно держать карандаш; коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений.

21

Основные «чистые» цвета красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый.

1

21.11

«Чистый» цвет

Групповая, фронтальная, индивидуальная. («Какого цвета?», «Спектр», «Что какого цвета?», «Где что?», «Найди картинку», игры пальчиковой гимнастики)

Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки . учить различать цвета (основные), учить правильно держать карандаш; коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений.

22

Цвета радуги.

1

22.11

Радуга

Групповая, индивидуальная, фронтальная. («Радуга-дуга», «Золотой шар», «Коллаж», «Путешествие», «Цвет моего имени», игры пальчиковой гимнастики)

Закрепить знания учащихся об основных и производных цветах через игровые моменты. Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы.

23

Цвета радуги.

1

Радуга

 Групповая, индивидуальная «Радуга-дуга», «Золотой шар», «Коллаж», «Путешествие», «Цвет моего имени», игры пальчиковой гимнастики

Закрепить знания учащихся об основных и производных цветах через игровые моменты. Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы.

24

Морское путешествие. Синий цвети его оттенки

1

28.11

Оттенок

Групповая, индивидуальная «Коллаж», «Путешествие» «Какого цвета?», «Спектр», «Что это?», «Где что?», игры пальчиковой гимнастики

Развивать внимание, память, умение и навыки рисования акварельными красками. Развивать внимание, память, умение и навыки рисования акварельными красками. Корригировать недостатки мелкой моторики через развитие умения рисовать простые предметы, раскрашивать

25

Морское путешествие. Синий цвети его оттенки

1

29.11

Оттенок

Групповая, индивидуальная «Коллаж», «Путешествие» «Какого цвета?», «Спектр», «Что это?», «Где что?», игры пальчиковой гимнастики

Развивать внимание, память, умение и навыки рисования акварельными красками. Развивать внимание, память, умение и навыки рисования акварельными красками. Корригировать недостатки мелкой моторики через развитие умения рисовать простые предметы, раскрашивать

26

Продолжи ряд. Воспроизведение последовательности по образцу.

1

5.12

Последовательность

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая, «Последовательность», «Продолжи ряд», «Найди недостающую картинку», «Волшебныйквадрат», игры пальчиковой гимнастики

Корригировать недостатки развития коммуникативной сферы через формирование способности вспоминать свои действия и называть их. Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений. Формирование умения группировать и упорядочивать предметы на основе определенного качественного признака, сравнивать множества по количеству, путем установления взаимно однозначного соответствия

27

Продолжи ряд. Воспроизведение последовательности по образцу.

1

6.12

Последовательность

«Последовательность», «Продолжи ряд», «Найди недостающую картинку», «Волшебный квадрат», игры пальчиковой гимнастики

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений. Формирование умения группировать и упорядочивать предметы на основе определенного качественного признака, сравнивать множества по количеству, путем установления взаимно-однозначного соответствия

28

Перепутаница. Определи где какой цвет.

1

12.12

Интервью

Жонглер

«Дождь», ««Жонглеры». «Интервью», игры пальчиковой гимнастики, работа с дидактическими карточками

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах.

29

Пере путаница. Определи где какой цвет.

1

13.12

Интервью

Жонглер

«Дождь», ««Жонглеры». «Интервью», игры пальчиковой гимнастики, работа с дидактическими карточками

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах.

30

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра "Что бывает такого цвета".

1

19.12

Цвет

Оттенок

Игры на определение и различение цветов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения, игры пальчиковой гимнастики

Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета. Закрепить в речи детей названия красного, синего и желтого цветов.    Развивать цветовосприятие красного, синего и желтого, зеленого  цветов.

31

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра "Что бывает такого цвета".

1

20.12

Цвет

Оттенок

Игры на определение и различение цветов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения, игры пальчиковой гимнастики

Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета. Закрепить в речи детей названия красного, синего и желтого цветов.    Развивать цветовосприятие красного, синего и желтого, зеленого цветов.

Развитие и коррекция формы (14 часов)

32

Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур.

1

26.12

Признак

Форма

Геометрическая фигура

«Чудесный мешочек», «Платочек для куклы», игры пальчиковой гимнастики, «оркестр», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», музыкально-ритмические упражнения

совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы.

33

Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур.

1

27.12

Признак

Форма

Геометрическая фигура

Игры на определение признаков и форм предметов «Чудесный мешочек», «Платочек для куклы», игры пальчиковой гимнастики, «оркестр», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», музыкально-ритмические упражнения

совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы.

34

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат) в процессе выполнения упражнений.

1

9.01

Круг

Квадрат

Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши, «Обводим всё (силуэты», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке». Игры пальчиковой гимнастики

Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, закреплять знания о геометрических фигурах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; - совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;

35

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат) в процессе выполнения упражнений

1

10.01

Круг

Квадрат

Игры пальчиковой гимнастики, Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши, «Обводим всё (силуэты», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке».

закреплять знания о геометрических фигурах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; - совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;

36

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (прямоугольник, ромб, треугольник) в процессе выполнения упражнений.

1

16.01

Прямоугольник

Ромб

Треугольник

Дидактические игры на формирование представлений о форме «Узнай фигуру» «Узнай предмет по контуру», игры пальчиковой гимнастики, «работники».

закреплять знания о геометрических фигурах; Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию.

37

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (прямоугольник, ромб, треугольник) в процессе выполнения упражнений.

1

17.01

Прямоугольник

Ромб

Треугольник

Дидактические игры на формирование представлений о форме «Узнай фигуру «Узнай предмет по контуру», игры пальчиковой гимнастики, «работники».

закреплять знания о геометрических фигурах; Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию.

38

Классификация предметов и их изображений по форме, по показу.

1

23.01

Классификация

Дидактические игры на развитие мышления «Найди ящичек», «найди пару», «разложи по ячейкам», «где кто живет», игры пальчиковой гимнастики. «Лиса и журавль», танцевальные упражнения.

Расширение кругозора детей через Исследование подобных и неподобных фигур (круг, квадрат, треугольник) их величины и формы. Развитие геометрического воображения и творческих способностей. Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;

39

Классификация предметов и их изображений по форме, по показу.

1

24.01

Классификация

«Найди ящичек», «найди пару», «разложи по ячейкам», «где кто живет», игры пальчиковой гимнастики. «Лиса и журавль», танцевальные упражнения.

Расширение кругозора детей через Исследование подобных и неподобных фигур (круг, квадрат, треугольник) их величины и формы. Развитие геометрического воображения и творческих способностей. Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;

40

Работа с геометрическим конструктором.

1

30.01

Конструктор

«Трудные виражи». «Конструктор», «Геометрическая мозаика», «Расставь по порядку», игры пальчиковой гимнастики.

Формировать умение видеть контурный рисунок с наложением.

Развитие геометрического воображения и творческих способностей.

Развитие умения видеть целое раньше частей.

41

Работа с геометрическим конструктором.

1

31.01

Конструктор

«Трудные виражи». «Конструктор», «Геометрическая мозаика», «Расставь по порядку», игры пальчиковой гимнастики.

Формировать умение видеть контурный рисунок с наложением.

Развитие геометрического воображения и творческих способностей.

Развитие умения видеть целое раньше частей.

42

Соотнесение предметов с эталонной формой.

1

06.02

Форма

Эталон

Дидактические  игры на закрепление и понятие формы «Коврик», «Зрительный диктант», «Из каких частей состоит машина», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения.

Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности. корригировать недостатки речевого развития через развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их характерные особенности.

43

Соотнесение предметов с эталонной формой.

1

07.02

Форма

Эталон

Дидактические  игры на закрепление и понятие формы «Коврик», «Зрительный диктант», «Из каких частей состоит машина», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения.

Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности. корригировать недостатки речевого развития через развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их характерные особенности.

44

Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали).

1

20.01

Конструктор

Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий), игры с конструктором-лего (крупным и мелким), игры с развивающими кубиками «Сложи узор»,

Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию. Развивать   зрительное и пространственное восприятие;   логическое мышление;  конструктивные умения.

45

Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали).

1

21.01

Конструктор

Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий), игры с конструктором-лего (крупным и мелким), игры с развивающими кубиками «Сложи узор»

Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию. Развивать   зрительное и пространственное восприятие;   логическое мышление;  конструктивные умения.

46

Представления об абсолютной величине  предметов (большой – маленький) и понятия об относительной величине («более, чем», «больше, чем», «менее, чем» и т. д.);

1

27.01

Величина

Большой

Маленький

Более

Менее

Дидактические игры  на развитие представлений о величине «самая короткая, самая длинная», «сложи в ряд», «пирамидки», разложи по размеру, по порядку», «кружки», «Разложи правильно», «делай как я », «ячейка», «Большой -маленький», «где больше?», игры пальчиковой гимнастики.

Корригировать недостатки произвольного внимания и самоконтроля через развитие умения ждать и слушать. Корригировать недостатки мышления через обучение  детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучать детей составлению сериационного ряда.

47

Представления об абсолютной величине  предметов (большой – маленький) и понятия об относительной величине («более, чем», «больше, чем», «менее, чем» и т. д.);

1

28.01

Величина

Большой

Маленький

Более

Менее

Дидактические игры  на развитие представлений о величине «самая короткая, самая длинная», «сложи в ряд», «пирамидки», разложи по размеру, по порядку», «кружки», «Разложи правильно», «делай как я », «ячейка», «Большой -маленький», «где больше?», игры пальчиковой гимнастики.

Корригировать недостатки произвольного внимания и самоконтроля через развитие умения ждать и слушать. Корригировать недостатки мышления через обучение  детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучать детей составлению сериационного ряда.

48

Определения: «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий».

1

05.03

Длинный

Короткий

Низкий

высокий

Дидактические игры на формирование представлений о величине, «Эхо», «какие  вы знаете сказки», «волшебное слово», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

Корригировать недостатки мышления через развитие умения  различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом.

49

Определения: «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий».

1

06.03

Длинный

Короткий

Низкий

высокий

Дидактические игры на формирование представлений о величине, «Эхо», «какие  вы знаете сказки», «волшебное слово», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

Корригировать недостатки мышления через развитие умения  различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом.

50

Сопоставление двух –трех предметов контрастных величин по высоте, длине, толщине, ширине.

1

12.03

Длина

Высота

Толщина

ширина

Игры и упражнения на закрепление понятия величины «Высокий-низкий», «Высоко-низко», «Далеко-близко». Игры пальчиковой гимнастики, «путешествие» Самая длинная… Самая короткая…. Игры пальчиковой гимнастики. «Пара», «Хлопушка»

Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику  рук, мышление.  Воспитывать

умение работать самостоятельно, формировать навыки   взаимоконтроля; сформировать представление о сравнении предметов по высоте, длине, толщине, ширине.

51

Сопоставление двух –трех предметов контрастных величин по длине, высоте, толщине, ширине

1

13.03

Длина

Высота

Толщина

ширина

Игры и упражнения на закрепление понятия величины. Самая длинная… Самая коротка Игры пальчиковой гимнастики. «Пара», «Хлопушка» «Высокий-низкий», «Высоко-низко», «Далеко-близко». Игры пальчиковой гимнастики, «путешествие»

Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику   рук, мышление. Воспитывать умение 

 работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля; сформировать представление о сравнении предметов по высоте, длине, толщине, ширине. Корригировать недостатки  мышления на основе анализа и синтеза;

Восприятие пространства (8 часов).

52

Ориентировка в собственном теле.

1

19.03

Лево

Право

Слева

справа

Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве и собственном теле, дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. «Молчанка», музыкально-ритмические упражнения.

развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях; развитие представлений о «схеме тела»;  освоение основных пространственных категорий; развитие способности сравнивать предметы и собственное тело по различным основаниям.

53

Ориентировка в собственном теле.

1

20.03

Лево

Право

Слева

справа

Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве и собственном теле ,дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. «Молчанка», музыкально-ритмические упражнения.

развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях;  развитие представлений о «схеме тела»;  освоение основных пространственных категорий; развитие способности сравнивать предметы и собственное тело по различным основаниям.

54

Предметы в пространстве.

1

03.04

Пространство

Игры на определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.).игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

развитие экспрессивной речи учащихся, овладение грамматическими конструкциями, выражающими положение предметов в пространстве. Корригировать недостатки мышления , восприятия через развитие способности сравнивать предметы между собой.

55

Предметы в пространстве.

1

09.04

Пространство

Игры на определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.).игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

развитие экспрессивной речи учащихся, овладение грамматическими конструкциями, выражающими положение предметов в пространстве. Корригировать недостатки мышления , восприятия через развитие способности сравнивать предметы между собой.

56

 Я и пространство вокруг меня.

1

10.04

Пространство.

Игры на ориентировку в помещении по инструкции педагога.

«Следопыт», «Разведчик», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

Коррекция недостатков мышления, восприятия, памяти, внимания через определение уровня владения основными

и пространственными категориями, отражающими положение предметов в пространстве относительно субъекта; освоение основных пространственных категорий; развитие способности сравнивать предметы и собственное тело по различным основаниям

57

Я и пространство вокруг меня.

1

16.04

Пространство

Игры на ориентировку в помещении по инструкции педагога.

«Следопыт», «Разведчик», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

Коррекция недостатков мышления, памяти, внимания через определение уровня владения основными пространственными категориями, отражающими положение предметов в пространстве относительно субъекта; развитие представлений о «схеме тела»; освоение основных пространственных категорий; развитие способности сравнивать предметы и собственное тело по различным основаниям

58

Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

1

17.04

Центр

Верх

Низ

Дидактические игры на ориентировку на поверхности листа бумаги «Следопыт», «Фигуры высшего пилотажа», «Покажи правильно», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

развитие сомато пространственных действий; развитие восприятия пространственного расположения предметов; развитие пространственных представлений; формирование графических навыков схематического изображения пространственного расположения предметов; развитие мелкой моторики

59

Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

23.04

Центр

Верх

Низ

Дидактические игры на ориентировку на поверхности листа бумаги «Следопыт», «Фигуры высшего пилотажа», «Покажи правильно», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения.

развитие сомато пространственных действий; развитие восприятия пространственного расположения предметов; развитие пространственных представлений; формирование графических навыков схематического изображения пространственного расположения предметов; развитие мелкой моторики.

Восприятие времени (8 часов).

60

Сутки. Части суток.

1

24.04

Часть

Сутки

Утро вечер день ночь

Игры на развитие пространственно-временных представлений «Незаконченные предложения», игры пальчиковой гимнастики, «Золотой шар», «Покажи правильно»

Коррекция недостатков мышления, памяти, внимания через формирование представлений о временных отношениях: день – ночь, утро – вечер. Развитие зрительного восприятия.

61

Сутки. Части суток.

1

7.05

Часть

Сутки

Утро вечер день ночь

Игры на развитие пространственно-временных представлений «Незаконченные предложения», игры пальчиковой гимнастики, «Золотой шар», «Покажи правильно»

Коррекция недостатков мышления, памяти, внимания через формирование представлений о временных отношениях: день – ночь, утро – вечер. Развитие зрительного восприятия.

62

Работа с графической моделью «Сутки».

1

8.05

Графическая модель

Дидактические игры на развитие пространственно-временных представлений .Игры пальчиковой гимнастики, «путешествие», игры с графической моделью «Сутки»

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток; активизация словарного запаса по теме.  Развитие мышления, памяти, временных представлений.   Формирование прилежания, умения правильно вести себя на занятиях.

63

Работа с графической моделью «Сутки».

1

14.05

Сутки

Дидактические игры на развитие пространственно-временных представлений .Игры пальчиковой гимнастики, «путешествие», игры с графической моделью «Сутки»

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток; активизация словарного запаса по теме.    Развитие мышления, памяти, временных представлений. Формирование прилежания, умения правильно вести себя на занятиях.

64

Последовательность событий (смена времени суток).

1

15.05

Последовательность время суток

Дидактические игры на развитие пространственно-временных представлений,   «Неделька», малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы); игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Развивать пространственную ориентацию. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции. Развивать координацию движений Развиват восприятие времени. Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать тактильные ощущения

65

Последовательность событий (смена времени суток).

1

15.05

Последовательность

Время суток

Дидактические игры на развитие пространственно-временных представлений, «Неделька», малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы); игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Развивать пространственную ориентацию. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции Развивать координацию движений. Развивать восприятие времени. Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать тактильные ощущения

66

Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

1

21.05

Вчера

Сегодня

завтра

Игры на развитие пространственно-временных представлений «Неделька», малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы); игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

Формировать представления о временных отношениях. Учить соотносить понятия «вчера, сегодня, завтра» с конкретными ситуациями развивать устную связную речь; развивать все виды памяти, внимания; развивать восприятие, умение ориентироваться во времени, предметах и явлениях окружающей действительности; активизировать словарный запас

67

Вчера, сегодня, завтра. Дни недели

1

21.05

Вчера

Сегодня

завтра

Игры на развитие пространственно-временных представлений «Неделька», малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы); игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

Формировать представления о временных отношениях. Учить соотносить понятия «вчера, сегодня, завтра» с конкретными ситуациями. развивать устную связную речь; развивать все виды памяти, внимания; развивать восприятие, умение ориентироваться во времени, предметах и явлениях окружающей действительности; активизировать словарный запас

68

Итоговая диагностика обучающихся

1

22.05

Выявление динамики в психофизическом развитии.

Диагностическая батарея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов

В статье освещается опыт использования  развивающих компьютерных программ  в учебной работе с учащимися школ VIIIвида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается це...

Занятие конспект по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2 классе

Тема.  Различение вкусовых качеств.Цель:учить детей определять вкусовые качества продуктов.Задачи:1. Закрепление представлений о цвете, форме предметов; учить группировать предметы по вкусовым ка...

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1.     Продолжат...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 класс) Предмет- «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Календарно-тематическое планирование разработано и составлено на основании  программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4...