Мастер - класс для учащихся-волонтеров 7 класса Учимся на примерах из мультфильмов разбирать конфликтные ситуации и отрабатывать позиции медиатора
методическая разработка по психологии (7 класс)

Мутовкина Анна Владимировна

Мастер - класс для  учащихся-волонтеров  7 класса

Учимся на примерах из мультфильмов разбирать конфликтные ситуации и отрабатывать позиции медиатора

 Цель: формирование позиции медиатора службы примирения.

Задачи:

Ø Сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;

Ø Освоить позицию медиатора;

Ø Знать ценности восстановительного подхода;

Ø Формировать конструктивные навыки общения.

 

Говорю  обращаясь к  комиссии: Здравствуйте, меня зовут Мутовкина Анна Владимировна, я куратор Школьной службы примирения «ЛАД» в школе №5. Мое занятие для учащихся-волонтеров 7 класса, которое учит на примерах из мультфильмов разбирать конфликтные ситуации и отрабатывать позиции медиатора

Вступительное слово: сегодня наше занятие посвящено развитию коммуникативных навыков и отработке позиции медиатора.

А начнем мы его со знакомства (упражнение «Давайте поздороваемся» Цель: знакомство и создание позитивного настроя на дальнейшую деятельность.) Для этого каждому нужно будет написать свое имя на бейджике, прикрепить его и передавая символ слова по приветствовать группу, с помощью такого приветственного слова, которым до него никто не воспользовался («здравствуйте», «привет» «добрый день», любые приветствия на иностранных языках и т.д.)

Начинаю Я – Всем доброе утро, меня зовут Анна Владимировна, дальше все по очереди.

Мы познакомились и теперь я знаю ваши имена , вы знаете мое.

Думаю, вы согласитесь со мной, что люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это очень трудно, потому, что не все видят проблемы одинаково. Не все могут посмотреть на себя со стороны, или поставить себя на место другого. Сегодня мы рассмотрим, позицию медиатора,

 на примере отрывка из мультфильма «Зима в Простоквашино».

 Просмотр отрывка из мультфильма .

На слайде вопросы. Прочитайте их про себя. использование символа слова (игрушка)

*    Скажите, есть ли в этом отрывке конфликтная ситуация. Какая на ваш взгляд? (используя символ слов - игрушку передаю ее любому участнику, выслушав ответ, уточняю, все ли считают так же, если кто-то не согласен передаю ему игрушку и выслушиваю его мнение и так на каждый вопрос) ответ: Конфликт есть. Это необдуманная покупка Шариком красивых кед, вместо валенок.

*    Кто участники конфликта? ответ: Шарик и Матроскин

*     Кем являемся Шарик ? (обидчиком, жертвой или медиатором)

*    Кем является Матроскин ? (обидчиком, жертвой или медиатором)

*    Какие слова конфликтогены  были использованы в разговоре? ответ: ума не хватает, поздравляю Шарик ты - балбес! Сейчас кочергу в него запущу, а я утюг в него запущу.

*    Как вы думаете в роли кого в этой ситуации выступает Печкин? ответ: в роли медиатора.

Вы молодцы, вы все верно сказали.   В итоге субъектами конфликтной ситуации становятся Матроскин и Шарик.

А чтобы узнать, является ли Матроскин только обидчиком в этой ситуации, давайте для начала определим:

*    Какие были затронуты интересы у участников конфликта?

Ответы участников.

Затронутые интересы Шарика:

стремление Шарика принятия собственное решений, которым и стала покупка понравившихся кроссовок, а также отсутствие к себе уважительного отношения.

Это заметно, когда рассказывая о покупке Шарика, Матроскин в высмеивает его решение. Он первый позволяет себе оскорбить Шарика, поздравляя его с тем, что он «балбес». Он так и говорит - «Поздравляю Шарик, ты балбес!»

 

Затронутый интерес Матроскина – желание комфорта в холодное зимнее время, так как отсутствие валенок у Шарика вынудит Матроскина делить одну пару на двоих, что доставит дискомфорт и не оправданная трата денег, которые были выделены из бюджета именно на зимнюю обувь.
 

Из этого мы делаем вывод , что пострадавшие в этом случае две стороны:
Шарик по причине оскорблений  и угроз со стороны Матроскина, а Матроскин по причине потери собственного комфорта, ну и это потеря денег.

Еще хочу обратить внимание, на то, что до прихода Печкина, Шарик и Матросскин не разговаривали 3 дня.

Они выбрали для себя стратегию избегания конфликта. Шарик сначала даже не принимал участие в разговоре? Диалог между героями также не привел к признанию необходимости решения конфликта и поиску способов для достижения мира. Отдельно стоит отметить роль почтальона Печкина.

 Давайте определим какая позиция  в этой ситуации у Печкина? Как вы поняли, что он медиатор? (использование символа слова - игрушка.)

Ответы участников : Печкин становится «медиатором» в этой ситуации потому, что Матроскин делится с почтальоном Печкиным, своими чувствами о том, что совершил Шарик. Печкин отражает Матроскину позицию Шарика, не позволяет Матроскину и Шарику дойти до рукоприкладства, сглаживая нарастающее напряжение и перехватывая кочергу и утюг.

Молодцы, вы все верно сказали.
Теперь обратите внимание на слайд, какой позиции должен придерживатья медиатор.

Главная задача медиатора не « скатиться» с позиции медиатора, то есть не принять чью либо сторону, медиатор должен оставаться нейтральным и беспристрастным на протяжении всей процедуры.

 Медиатор не должен оценивать, или судить, ставить одну из сторон в преимущественное положение.

Медиатор в равной степени, с одинаковым вниманием относясь к конфликтующим сторонам.

Медиатор помогает найти продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.


Удалось ли Печкину как медиатору решить конфликт Шарика и Матроскина? (Ответы участников- нет) Все согласны?

Действительно, при всех действиях Печкина данный конфликт решить не удалось. Потому что стороны не были заинтересованы в решении конфликта.

Как вы думаете, когда произойдет решение конфликта и что нужно героям сделать для этого? Ответы участников. (использование символа слова - игрушка.)

Конфликт будет решен только тогда, когда Матроскин и Шарик начнут самостоятельно предпринимать активные действия для разрешения конфликта, а не избегания его.

Что и происходит к концу мультфильма, общее дело объединяет героев и в итоге они мирятся. Давайте посмотрим отрывок.

Просмотр отрывка (совместный труд……)
Вывод:   как в этом случае ситуация иногда может решиться сама собой при совместном каком либо объединении конфликтующих сторон.

Этот мультфильм учит нас видеть позицию медиатора и то как можно разрешить конфликт с помощью медиатора и с помощью друг друга, а именно общего дела.

 

Рефлексия.

Приём: «чемодан – мясорубка – корзина»

Прошу каждого прикрепить свой стикер с именем на ту картинку, с мнением которой вы согласны. Если вы считаете себя готовым принять позицию медиатора придерживаться ее до конца. То выбираете чемодан.

Если вы сомневаетесь еще в умении придерживаться позиции медиатора, то выбираете мясорубку.

И если вы считаете, что у вас еще не получается придерживаться позиции медиатора, то есть вы можете скатиться с позиции медиатора и принять чью-либо сторону, то выберите корзину.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Куратор Школьной службы примирения «ЛАД» Педагог-психолог первой квалификационной категории Мутовкина Анна Владимировна Мастер - класс «Мультфильм как средство профилактики детских конфликтов»

Слайд 2

Цель: развитие коммуникативных навыков и отработка позиции медиатора. Задачи: Развивать умение понимать эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей. Освоить позицию медиатора. Формировать конструктивные навыки общения.

Слайд 3

Скажите, есть ли в этом отрывке конфликтная ситуация, если есть, то какая? Кто участники конфликта? Кем являемся Шарик? Кем является Матроскин? Как вы думаете в роли кого в этой ситуации выступает Печкин? Какие слова конфликтогены были использованы в разговоре? Вопросы :

Слайд 4

Интересы участников конфликта Затронутые интересы Шарика Затронутые интересы Матроскина принятия собственных решений стремление к самостоятельности отсутствие к себе уважительного отношения отсутствие комфорта потеря денег

Слайд 5

Позиция почтальона Печкина отражает Матроскину позицию Шарика сглаживает нарастающее напряжение выслушивает стороны конфликта

Слайд 6

Совместный труд объединяет

Слайд 7

Рефлексия: Приём: «чемодан – мясорубка – корзина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер-класса “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций

Сценарий мастер-класса “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций”Практическая часть План...

Урок английского языка с мультимедийной презентацией по теме: "Разрешение конфликтной ситуации" для обучающихя 8 класса

Представленная Вашему вниманию методическая разработка урока английского языка по теме: Разрешение конфликтной ситуации для 8 класса по УМК Spotlight ("Английчкий В фокусе") содержит пояснит...

Рабочая программа по математике 5-9 классы + математика 5 класс и 6 класс

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС. Автор учебника Истомина Н.Б....

Изучение конфликтных ситуаций на материале мультфильма «Возвращение блудного попугая».

Рассматривается конфликтная ситуация "ребёнок - родитель". Целевая группа:*  учителя и педагоги социально - психологической службы ( семинар ),*  учащиеся (разговор о причинах и последствиях...

Мастер-класс «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

Практический мастер-класс по стратегии поведения в конфликтных ситуациях, отрабатываются тактические действия и способы выхода из конфликта...

Сценарий классного часа разговоры о важном 23 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-11 класса и СПО

Разговоры о важном 23 октября 2023 тема день подразделений специального назначения для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Скачать материалы вы можете ниже на сайт...