Тренинг ассертивного поведения подростков "Право защищать себя"
методическая разработка по психологии (8, 9, 10 класс)

Балунда Александра Францевна

Подростковый возраст уже несколько десятков лет привлекает пристальное внимание психологов. Поскольку в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками, для подростка все, что связано с межличностными отношениями в группе является максимально значимым и эмоционально нагруженным. Поэтому несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социальной сфере и может формировать отклоняющиеся формы поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие насилия. Право защитить себя

Задачи: отработка навыков ассертивного поведения (ассертивная просьба и ассертивный отказ), развитие коммуникативной культуры.

Оборудование: наглядные пособия «Признаки ассертивной просьбы», «Ассертивный отказ», «Билль о личных правах» (буклеты).

1. Приветствие

Участники берутся за руки и произносят фразу: «Всем-всем добрый день! Как здорово, что мы сегодня снова вместе!»

2. Разминка-игра «Самурай, дракон, принцесса»

— По традиции мы начинаем занятие с эмоциональной разминки, ведь хорошее настроение — залог успеха в любом деле.

Прошу вас разделиться на две подгруппы и сесть друг напротив друга. Я предлагаю вам «страшную» игру «Самурай, дракон, принцесса». «Погибнуть» в ней может целая подгруппа: если вы принцесса, то от зубов дракона; если вы дракон, то от меча самурая; если вы самурай, то от яда принцессы, на которой женитесь.

Ваша задача: тайно договориться со своими товарищами по подгруппе, кем вы будете, и на мой счет раз-два-три! продемонстрировать условный знак. Если вы принцесса, держитесь за края платья. Если вы самураи, покажите, что у вас в руках меч. Если вы драконы, демонстрируйте огромную зубастую пасть. Условия игры понятны? Тогда начинаем.

Игра проводится несколько раз, ведущий сообщает, какая подгруппа победила.

3. Введение в тему занятия

— Вот так и в жизни нередко бывает: кто сильнее, тот и побеждает. А еще говорят: «Прав тот, у кого больше прав». Но мы-то с вами знаем, что применение силы и власти, прямое и завуалированное принуждение человека действовать вопреки собственным интересам и потребностям является насилием над личностью. 

Цель нашего занятия сегодня — учиться противостоять этому насилию, тренировать навыки ассертивного поведения в проблемных ситуациях.

4. Упражнение «Разожми кулак»

— Разделиться на пары. В каждой паре один зажимает кулак, а задача другого его разжать в течение 2–3 минут. Договоритесь между собой, кому какая роль достанется.

Если группа небольшая, пары выполняют упражнение по очереди, если большая — одновременно.

Рефлексия:

● Какие чувства вы испытывали, выполняя задание? (Те, кто разжимал кулак, и те, кому разжимали.)

● Какой выбрали для этого способ? Почему? (Физическая сила, договор, хитрость, подкуп, просьба и т.п.)

● Часто ли используете этот метод для достижения своей цели в жизни?

● Как оцениваете его с точки зрения ассертивности?

● Какие способы достижения цели вы считаете ассертивными, то есть эффективными в достижении цели и при этом не нарушающими права и интересы другого человека?

Вывод: наиболее эффективна ассертивная просьба, этот способ продемонстрировали пары…

5. Информационный блок «Признаки ассертивной просьбы» 

— Давайте сформулируем признаки ассертивной просьбы.

1. Открытое выражение собственных чувств.

2. Формулирование проблемы с достаточной решительностью, без заискивания, без самоуничижения, без агрессивной атаки на другого человека.

3. Отказ от обиды на окружающих. 

— В каких проблемных ситуациях можно применять этот метод?

6. Упражнение «НЕТ!»

— Как вы знаете, способов решения проблемных ситуаций много, мы сегодня уже говорили о них. Жизнь предоставляет нам большие возможности для выбора. Но порой, чтобы защитить свои интересы, важно просто уметь сказать «нет».

Нет — вредным привычкам, нет — унижению собственного достоинства… Произносить это слово нужно спокойно, вежливо и решительно.

Потренируем у себя это умение!

Ребята по очереди произносят слово «НЕТ!» с заданной интонацией: тихо, громко, уверенно, неуверенно, спокойно, волнуясь, заикаясь от страха, задумчиво, вызывающе, нежно, игриво, злобно, разочарованно, вежливо.

7. Мини-лекция «Алгоритм отказа»

— Историк В.О. Ключевский сказал: «Самый умный человек — это тот, кого хочется благодарить за отказ». Как отказать, чтобы защитить свои интересы и при этом не обидеть другого человека, возможно даже своего товарища?

Познакомьтесь с алгоритмом отказа (на доске):

1. Анализ причин для отказа. Задайте себе вопрос: я действительно этого не хочу или просто кокетничаю, хочу, чтобы меня поупрашивали? Уясните для себя, почему вы этого не хотите, в чем именно ущемляются ваши права.

2. Создайте равное пространство, чтобы ваши глаза были напротив глаз того, кому предстоит отказать.

3. Помните, что у вас есть право на отказ. Формулируйте его спокойно, вежливо и решительно.

4. Помогите тому, кому отказываете: убедите человека, что вы отвергаете не его как личность, а его условия.

9. Ролевая игра

— Хочу предложить вам две ситуации для тренировки навыков ассертивной просьбы и ассертивного отказа.

1) Ваш знакомый часто просит у вас мобильный телефон, вот и сегодня пришел с такой же просьбой.

2) Вы проводите вечер в компании друзей и просто знакомых. Неожиданно вам предлагают попробовать наркотическое средство.

Группа разбивается на пары и обыгрывает одну или обе ситуации по желанию. Обмен ролями.

Рефлексия:

● Как себя чувствовали в этом упражнении?

● Что чувствовали, когда вам отказали?

● Легко ли было отказывать самому?

● На чье место вам легче себя поставить?

● Кому сочувствуете?

10. Билль о личных правах

— Чтобы не пришлось переживать, когда кому-то отказываете, помните, что у вас, как и у каждого человека, есть права. Вот они. (Раздаются буклеты.) Прочтите и скажите, есть ли в этом списке те права, о которых вы не подозревали?

Знайте свои права и отстаивайте их умело!

Помните также, что ваши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека.

11. Ритуал прощания

— Как здорово, что мы сегодня были вместе!

БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЛИЧНОСТИ

Заявляя о своих личных правах, помните: они есть и у остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:

1. … иногда ставить себя на первое место 

2. … просить о помощи и эмоциональной поддержке 

3. … протестовать против несправедливого обращения и критики 

4. … на свое собственное мнение 

5. … совершать ошибки, пока не найдете правильный путь 

6. … предоставлять людям самим решать свои собственные проблемы 

7. … говорить: "нет, спасибо", "извините, НЕТ"

8 … побыть одному (одной), даже если другим хочется Вашего общества 

10. … на свои собственные чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие 

11. … менять свои решения 

12. … добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает 

ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ:

1. … быть безупречным на 100%

2. … следовать за толпой 

3. … любить людей, приносящих Вам вред 

4. … делать приятное неприятным людям 

5. … выбиваться из сил ради других 

6. … мириться с неприятной ситуацией 

7. … сохранять отношения, ставшие оскорбительными 

8. … делать больше, чем Вам позволяет время 

9. … выполнять неразумные требования 

10. … отдавать что-то, что Вам на самом деле не хочется отдавать 

11. … нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения 

ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО:

1. мнение, отличное от вашего, может быть верным;

2. никто не обязан вести себя так, как того хочется вам;

3. неприемлемый для вас образ жизни может быть нормой для кого-то другого;

4. совет, основанный на чужом опыте, может уберечь вас от ошибок;

5. ваше чувство вины может указывать на недопустимость вашего поведения;

6. окружающие тоже имеют право ставить себя на первое место;

7. никакие правила не освобождают вас от ответственности за ваши поступки.

Я достаточно люблю себя, чтобы помнить, что самое лучшее, что я могу сделать для других - это стать прекрасным человеком, которым я должен быть! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие по профилактике наркомании "Ассертивное поведение"

Цель: формирование представлений об ассертивном поведении....

Презентация "Ассертивное поведение"

Цель : формирование представлений об ассертивном поведении....

Ассертивное поведение и права ассертивной личности

Презентация содержит материал для работы  с педагогами, учащимися и/или их родителями. Его можно  использовать  полностью  или  частичнго (выбрать необходимое). В работе вводя...

Профилактика курения вейпа. "Будущее: свобода или зависимость? Ассертивное поведение - полезная привычка свободных людей".

В настоящее время у школьников 5-11 классов вызывает интерес вейпинг. Молодым людям кажется, что "современные сигареты" не опасны и не вызывают ухудшения здоровья и зависимости. Кроме того, ...

Занятие с элементами тренинга ассертивности "Будь уверен в себе»

Ассертивность – это целый комплекс «мягких навыков», которые здорово помогают в личной и рабочей жизни. В широком смысле это умение чувствовать себя уверенно вне зависимости от мнени...

Презентация к тренингу ассертивного поведения "Право защищать себя"

Поскольку в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками, для подростка все, что связано с межличностными отношениями в группе является максимально значимым и эмоционал...

Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»

Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...