Статья «Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».
статья по психологии

Мария Константиновна Кошкарева

«Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».

Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне

личности – это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежемесячное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).

Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых

воспитателей. Напряжение ситуации педагогической деятельности вызывают у них

неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям,

окрики, одергивание, порой даже рукоприкладство, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnaya_kultura_pedagoga_-_zalog_ego_zdorovya.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».

Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне

личности – это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежемесячное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).

Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых

воспитателей. Напряжение ситуации педагогической деятельности вызывают у них

неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям,

окрики, одергивание, порой даже рукоприкладство, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности.

Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремором (дрожание) рук, заметными изменениями

в мимике и тонусе лица, учащенными сердцебиением. Это отрицательно сказывается

на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижением работоспособности, а затянувшиеся психические реакции вызывают серьезные заболевания

внутренних органов и систем организма, что отрицательно сказывается на здоровье

детей.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента: молодой педагог теряет самообладание и проявляет себя в пассивно-защитной

(слезы) или агрессивной форме (окрики, нервное хождение по группе, резкий стук по

столу, топанье ногами и т.д.). Такое эмоциональное состояние часто проявляется и дома, в семье, вызывая конфликтные ситуации, даже разводы, а значит, сложные жизненные проблемы, - тогда по здоровью педагога наносится удар вдвойне сильнее. Такого

рода эмоциональные реакции присутствуют и в деятельности опытных педагогов, которые нередко эмоционально разряжаются на рабочем месте, т.е. в группе, что делает

их практически профессионально непригодными.

Для педагогов со стажем работы 15 -20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».

В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми: врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. Выяснилось, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного

эмоционального утомления и опустошения, т.е. синдром «эмоционального выгорания».

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь

тех, кто работает с людьми: учителей, воспитателей, психологов, врачей, социальных

работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных

ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания

отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

23

СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит

три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести

переживаний:; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но..

скучно и пусто на душе;

- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой,

все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег

начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале

это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к

миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

-такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и

некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти

физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

ВТОРОЙ – одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект -объективные отношения.

ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоционально сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

24

Синдром эмоционального выгорания - результат стресса. Как распознать

стресс?

Признаки стресса:

Физические:

 Общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;

 Дрожь или нервный тик;

 Спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;

 Повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.

Эмоциональные:

 Беспокойство или повышенная возбудимость;

 Раздражительность, гнев, агрессивность;

 Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;

 Чувство беспомощности, страх.

Поведенческие:

 Беспокойство или повышенная возбудимость;

 Раздражительность, гнев, агрессивность;

 Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;

 Чувство беспомощности, страх.

Признаки стресса у детей.

 Беспокойство или повышенная возбудимость;

 Раздражительность, гнев, агрессивность;

 Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;

 Чувство беспомощности, страх.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. Игры и упражнения на сплочение коллектива

«Я - рыбачка, ты - рыбак»

Цель: снятие напряжения.

Играющие стоят на берегу реки. Имитируют ловлю рыбы. Несколько раз ведущий

предлагает сделать шаг в «воду», засучив в брюки. Через несколько шагов ведущий

говорит, что это был конкурс на самые стройные ножки.

«Мама ниточку распутай»

Играющие стоят в кругу, держась за руки, запутывая «ниточку». Затем ведущий

«Мамочка» распутывает руки играющих, пока снова не образуется большой общий

круг.

«Слепой и поводырь»

Играющие стоят парами: один слепой с завязанными глазами, другой его поводырь –

он даёт слепому команды, как пройти до финиша, обходя разные препятствия. Затем

идет обсуждение: «Какая пара быстрей дошла до финиша и почему».

«Футбол»

Участники делятся на 2 команды и игра идет с двумя мячами из газет. Через 3 – 5 мин.

судья сообщает количество голов.

25

Музыкальная терапия.

Цель: предназначена для успокоения, расслабления, выравнивания, эмоционально-психологического состояния взрослых.

Участники слушают спокойную музыку, сидя на стульях в удобной для них

позе.

Вручение памяток «Способы снятия стресса».

Приёмы выхода из стрессовых ситуаций.

 Смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой.

 Медленно осмотреться по сторонам, переводя с одного предмета на другой,

называть предметы про себя.

 Посмотреть в окно на небо, сосредоточиться на том, что видите.

 Медленно, глотками выпить стакан воды, сосредоточив внимание на ощущение в

тот момент, когда вода будет течь по горлу.

 Представить себя в приятной обстановке – в саду, на пляже, на качелях, под душем…

 Проговорить (лучше вслух) формулы успокоения, например: «Сегодня я игнорирую пустяки!»

 Переключитесь на интересную деятельность, интересное занятие (музыка, хобби, шопинг).

 Используйте приемы логики, включите рассудочную деятельность. Произведите

общую переоценку значимости ситуации по типу: «не очень то и хотелось» или

постарайтесь найти что-то положительное, используя прием «зато».

 Не надо блокировать физиологические механизмы разрядки, в виде плача, смеха,

желания ударить, выговориться:

 чувство раздражения и агрессии можно снять, сделав несколько ударов ногой по

воображаемому предмету, побоксировать подушку, потопать ногами;

 разрядить эмоции – выговориться кому-то до конца, т.к. после снятия возбуждения человек может осознать свои ошибки и принять правильное решение;

 найти место, где можно проговорить, прокричать, выплакать: пустая комната,

закрытая машина;

 техника «пустой стул». Представьте, что на этом стуле сидит человек, который

вас обидел. Излейте ему все свои чувства, скажите ему все, что хочется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА – ЗАЛОГ ЕГО ЗДОРОВЬЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА – ЗАЛОГ ЕГО ЗДОРОВЬЯ...

Повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся

В предлагаемом образовательном проекте на основе теоретического осмысления психологических подходов к исследованию поведения педагога как личности в коллективной деятельности  обозначена глубокая...

1.2. Эмоциональная культура педагога

Презентация "Эмоциональная культура педагога" (посмотреть)...

Психологическое здоровье педагога залог психического здоровья обучающихся.

Большое значение придается придается фактору здоровья в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых могут послужить причиной развития професси...

Статья: "Эмоциональное выгорание педагога"

Профессиональный труд школьного педагога, как показывает анализ, отличает высокая эмоциональная напряжённость.Как избежать «выгорания»?Как выработать модель поведения, предотвращающую выго...