1.2. Эмоциональная культура педагога
материал по психологии по теме

Дедович Оксана Николаевна

Предварительный просмотр:

Инструкция: Вашему вниманию предлагается методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека.

Перед Вами 16 вопросов на каждый из которых Вы должны ответить утверждением «да» или «нет». Следует помнить, что нет «правильных» или «неправильных» ответов, т. к. люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

Заранее благодарим Вас!

1. Ждете ли Вы терпеливо, пока другой кончит говорить и даст Вам возможность высказаться?

2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?

3. Слушаете ли Вы лишь то, что Вам нравится?

 4. Мешают ли Вам слушать собеседника Ваши эмоции?

5. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли?

 6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Мешают ли Вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?

9. Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему?

10. Всегда ли Вы слушаете собеседника?

11. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?

12. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?

13. Допускаете ли, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?

14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?

15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре?

16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?

Обработка результатов подсчитывается количество ответов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

- 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания

- от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации.

Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.

- 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).



Предварительный просмотр:

1)        Памятка при выполнении релаксирующих упражнений

  1. Никогда не напрягайте мышцы до ощущения боли. Вам нужно достичь явного мышечного напряжения, не переступая болевого порога. Если перед началом упражнения в той или иной группе мышц ощущается боль – например, в шее, спине лицевые боли, то будьте особенно осторожны. Напрягайте эти мышцы очень бережно, следите за ощущениями и продолжайте лишь в том случае, если последовательное напряжение и расслабление будут облегчать боль. Если боль от напряжения усиливается, остановитесь. Перейдите к другой группе мышц. Расслабленность, которую вы создадите в других мышцах, в конце концов распространится и на группу хронически напряженных мышц.
  2. Всегда максимально усиливайте разницу между напряжением и расслаблением. Когда вы ослабляете напряжение, делайте это целиком и сразу.
  3. По ходу упражнений обращайте внимание на контраст между  ощущениями напряжения и расслабления. Если вы обнаружили, что во время упражнения ваши мысли где-то далеко, сконцентрируйте внимание на мышцах.
  4. Не засыпайте во время упражнения. Вам нужно научиться расслабляться в любой момент вашей повседневной деятельности. Не стоит осваивать эту технику только для того, чтобы заснуть (хотя она и является важной составной частью многих методов лечения бессонницы).

Медитация внутреннего раскрепощения Алексеева А. – CD

2)        Памятка по работе с дыхательными упражнениями: Условия выполнения упражнений:

  1. Правильное положение позвоночника. Противострессовое дыхательное упражнение можно выполнять в любом положении, обязательно лишь одно условие – позвоночник непременно должен находиться в вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота.
  2. Правильное положение головы. Голова должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Внимание! Шея ни в коем случае не должна быть судорожна и напряжена.
  3. Свободное дыхание.

Методика выполнения дыхательных упражнений.

  1. Сядьте на табуретку или стул боком к спинке.
  2. Руки свободно положите на колени и закройте глаза, чтобы никакая визуальная информация не мешала сосредоточиться. Сосредоточьтесь на своем дыхании.
  3. При выполнении дыхательных упражнений дышите через нос, губы слегка сомкнуты, но, ни в коем случае не сжаты.
  4. Для начала в течение нескольких минут просто контролируйте свое дыхание. Обратите внимание на то, что оно легкое и свободное. Ощутите, что вдыхаемый воздух более холодный, чем выдыхаемый; следите лишь за тем, чтобы дыхание было ритмичным. Спокойное ритмичное дыхание должно положительно повлиять на деятельность вегетативной н/с.
  5. Теперь обратите внимание на то, что во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно чтобы при вдохе не расправлялись плечи. Плечи должны быть расслаблены, опущены и слегка отведены назад. После вдоха естественно должен последовать выдох, однако попытайтесь продлить вдох – это вам удастся, если, продолжая вдох, вы как можно дольше удержите от напряжения мышцы грудной клетки. Глубокий вдох и последующий продолжительный выдох повторите несколько раз.
  6. Теперь контролируйте ритм дыхания. Именно ритмичное дыхание успокаивает нервы, оказывает противострессовое действие. Выполняйте медленный вдох, успевая при этом сосчитать в среднем темпе от 1 до 6, затем – пауза. Тренируйте ритмичное дыхание 2-3 минуты. Продолжительность отдельных фаз дыхания в данном случае не так важна, гораздо важнее правильный ритм.
  7. Постепенно увеличивайте продолжительность вдоха и выдоха до тех пор, пока не появятся неприятные ощущения.
  8. Сознательно контролируемая задержка дыхания. Сосчитав до 6-ти, сделайте вдох. При таком медленном вдохе грудная клетка  расширяется; когда вдох достигнет своего апогея, задержите дыхание на 3 счета, не дольше. Затем выполняйте медленный выдох, снова считайте до 6-ти. После выдоха снова задержите дыхание на 3 счета – таким образом, ритм дыхания будет 6-3-6-3. Этот ритм позволяет снять усталость и напряжение, вызванные стрессом.
  9. Повышение эффективности отдельных фаз дыхания. В дыхании должно участвовать практически все туловище. Включать отдельны части туловища в дыхательный цикл нужно в следующем порядке: при вдохе сначала включается нижняя часть туловища, то есть брюшная полость, активизируя диафрагму; затем за счет расширения грудной клетки, то есть активизации межреберных дыхательных мышц, должна включаться средняя часть туловища; заканчивается вдох в верхней части, то есть в надключичной области. Выдох  должен осуществляться в том же направлении и в той же последовательности, что и вдох.
  10. Вернемся к продолжительному выдоху. Для того, чтобы сохранить упругость грудной клетки как можно дольше,  отрабатывайте выдох с усилием, то есть при сопротивлении выдыхаемого воздуха. Для преодоления сопротивления по возможности продолжите выдох. Тем самым вы активизируете деятельность не только грудных мышц, но и мышц брюшного пресса. Кроме того, продолжительный выдох способствует общей релаксации, поэтому при дыхательных упражнениях выдох производится через нос!

Расслабление глаз

Сейчас я хочу показать тебе, как можно расслаблять глаза. Разогрей руки, потерев одну ладонь о другую. Делай это до тех пор, пока не почувствуешь, что руки стали теплыми...

Теперь облокотись на стол перед собой. Сложи пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикрой ими закрытые глаза. Почувствуй, как приятны для глаз тепло и темнота... Ты можешь усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представь себе, что при вдохе ты стараешься наполнить не только легкие, но и глаза свежим кислородом, он сделает их более свежими и сильными.

Это упражнение ослабляет напряжение глаз, расслабляет глазные нервы, а кроме того, в некоторой степени успокаивает ум. Сопровождающее его глубокое дыхание освежает и снимает напряжение.

3)        Метод вербального самовнушения, широко апробирован в психотерапевтической практике Г.Н.Сытиным.

Предлагаю вам несколько формул, которые могут быть произнесены учителем «про себя» или вслух утром или вечером, по дороге на работу. В процессе трудного дня, перед трудной беседой.

Произнесение формул не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации и отступления в выборе стиля формулы, слов, деятельности фраз и пр.

Важно иметь четкий язык, формулируйте самоприказ.

Текст формулы самовнушения может быть составлен заранее вами или взят готовым из книги.

Но иногда могут быть действенными не заготовленный формулы. А короткий текст самоприказов, рождающиеся «в ситуации», «здесь и теперь» и органично переплетающиеся с вашим состоянием и внешними условиями.

Для того чтобы заготовленные заранее или спонтанно возникшие формулы были эффективными, помните о следующих правилах:

1.        Для эффективного пользования формулой желательно иметь короткий текст или несколько фраз.

2.        Большое значение имеет короткий текст или несколько фраз: «Я вижу себя человеком…», «Я все сумею, все могу…», «Я верь в то, что…»

3.        Формулу самовнушения надо повторять несколько раз (иногда до 7).

4.        Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами.

Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.

Утренние и вечерние игры-формулы

Утром перед вставанием. Когда ваш организм находится в своеобразном «переходном» состоянии уже нет сна, но еще и нет полноценного бодрствования, заведите себе правило прочитывать две основные формулы.

Формула 1. Уверенность в себе

«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все сумею, все могу и ничего не боюсь» (последняя фраза может быть повторена несколько раз).

Формула 2. «На работу»

«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни».

Формула 3. «Любовь к ученикам»

«Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь  встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими учениками».

Игры-формулы в течение рабочего дня

Формула 1. Спокойствие, стабильность

«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».

Формула 2. «Любовь к работе»

«Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».

Игры-формулы перед сложным разговором

Формула 1. Спокойствие

 «Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

Формула 2. Снятие волнения и нервного напряжения.

«Мне легко, легко, свободно. Безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив… каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем. Все тело безмятежным счастьем. Все тело легко, легко, свободно. Безмятежное счастье».

Снятие усталости и восстановление работоспособности

Формула 1.

«Я  верю в то, что смогу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрым – энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся

В предлагаемом образовательном проекте на основе теоретического осмысления психологических подходов к исследованию поведения педагога как личности в коллективной деятельности  обозначена глубокая...

Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.

В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения....

Саморегуляция эмоциональных состояний как компонент профессиональной культуры педагога

Успех педагогической деятельности зависит не только от профессио-нальной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но  и  эмоционального состояния педагога, умения владеть...

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...

Статья «Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».

laquo;Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сторонеличности – это «работа сердца и нервов&r...