Выступление "Безопасность в образовательном учреждении"
материал по психологии

Безопасность – состояние защищенности человека от неблагоприятных воздействий, нарушающих его целостность, активное функционирование и развитие. Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_v_ou.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление «Безопасность в образовательном учреждении»

Безопасность – состояние защищенности человека от неблагоприятных воздействий, нарушающих его целостность, активное функционирование и развитие. Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие сохранения и укрепления психологического здоровья, полноценного развития ребенка. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением; научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других; осваивать систему научных знаний и социальных навыков; развивать свои способности и строить образ «Я» и образ мира.

Все перечисленное является показателями психологического здоровья, которое проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У младшего школьника психологическое здоровье обнаруживается в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к общественному взрослому; у подростка – в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего.

Сегодня забота о психологической безопасности и психологическом здоровье воспитанников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения современного качества образования. Здоровье ребенка, пожалуй одно из немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа-интернат  должна всерьез и по-настоящему стать местом пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Школьные факторы риска – ряд характеристик образовательного процесса, агрессивно воздействующих на психику и организм воспитанников и достаточно устойчивых в своих проявлениях в школах всего мира. В качестве основных из них специалисты называют следующие:

• недостаточное соответствие школьных программ, методик и технологий возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;

• нерациональная организация учебного процесса;

• физические, эмоциональные и интеллектуальные школьные перегрузки;

• стрессовая тактика и стратегия педагогических действий.

Все уже совершаемые педагогическими коллективами действия по здоровьесбережению в школе стоит признать чрезвычайно важными, но при этом понимать, что нужно, по верному выражению Л.Н. Толстого, «брать выше по течению – жизнь снесет». Необходимо ставить и решать в образовании не столько задачу здоровьесбережения, но здоровьепостроения. А это возможно только в том случае, если здоровье станет категорией педагогической, определяющей сознание воспитателей, учителей, администрации, а школьными достижениями воспитанниками будут признаваться не только академические знания, но и бодрость духа, и социальная активность, и душевное благополучие, и умственные усилия.

И еще о влиянии учителя на здоровье: порой взрослые и успешные в своей карьере люди обращаются за психологической консультацией по поводу тревожащих их невротических снов, которые повторяясь, выбивают из сил, лишают покоя, угнетают и ухудшают самочувствие. Зачастую эти сны связаны со школой и каким-то конкретным образом учителя, который не только в школьные годы травмировал психику ребенка, но и через годы продолжает свое дело. Конечно, профессиональный психолог поможет, в тех случаях, когда догадались обратиться к нему - но разве о таком влиянии учителя на ребенка говорит древняя мудрость: «Учитель – ты судьба для несмышленыша».

Сознание учителя, позиция учителя созидается и укрепляется обществом, его профессиональным образованием и теми профессиональными требованиями, которые к нему предъявляют. Утверждение здоровья как педагогической основополагающей категории возможно только в том случае, если и родители, и политики, и общественность, и государственные деятели, и СМИ, и академическая наука, - все без исключения станут ждать от школы того, к чему она и предназначена по смыслу, по сути: помощи ребенку в развитии всех его природных потенциалов и помощи в освоении того культурного опыта, который позволяет быть здоровым, успешным и счастливым человеком. Решение этой задачи возможно только в условиях психологически безопасной образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список критериев результативности деятельности (достижений) по должностям педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений

Список критериев результативности деятельности (достижений) по должностям педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образо...

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской области №50-од от 30.03.201

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства об...

Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттестации

Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттест...

Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, дейст...

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...