Раннее профессиональное просвещение. Психологический подход.
консультация по психологии

Королева Наталья Александровна

В материалах представлен актуальный процесс формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раннее профессиональное просвещение. Психологический подход.

Необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье, которое предполагает равновесие между индивидом и средой.  Тогда понятно, что ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. То есть в качестве показателей психологического здоровья следует использовать адаптированность ребенка к социуму, поскольку психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между человеком и социальной средой. Тогда логически объяснима прямая связь психологического здоровья личности ребенка и раннего профессионального просвещения, так как оно способствует формированию психологически здоровой личности.

         В настоящее время профориентационная работа в целом приобретает статус важного условия социализации личности. Человек, который выбирает профессию, должен знать свои индивидуальные особенности, интересы, склонности, способности, мотивы, потребности для того, чтобы соотнести свои возможности, требования с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку. И ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, согласно ФГОС ДО. А дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. То есть, профессиональное просвещение входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении - в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей.

             Мы замечаем, что в связи с ускорением технологического прогресса профессии начинают появляться и исчезать все быстрее. В «Атласе профессий» представлены профессии-пенсионеры и профессии будущего, которые согласно прогнозам ученых – аналитиков появятся уже через 10 – 15 лет, как раз в тот период, когда дошкольники, посещающие детский сад в настоящий момент, окажутся на ступени своего профессионального выбора. С этой точки зрения большую актуальность приобретает именно раннее профессиональное просвещение, начинающееся с дошкольного возраста.    

Профессиональное просвещение дошкольников  – достаточно новое направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого обучающегося (что в перспективе послужит помощью в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям).

Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Педагоги могут расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.

Можно представить психологический механизм личностного развития ребенка в контексте данной темы:

С самого рождения у ребёнка имеются определённые задатки, которые в дальнейшем могут лечь в основу развиваемых способностей.

Отвечая на запросы внешней среды, ребёнок постепенно тренирует свои способности и осваивает новые виды деятельности.

Однако в тех случаях, когда выполняемая деятельность требует опоры на слабые стороны ребёнка, ему приходится либо преодолевать возникающие трудности, либо отказываться от такой деятельности. Чаще всего дети говорят, что выполняемая деятельность им неинтересна, хотя на самом деле трудности лежат в сфере способностей, а не интересов. Если ребёнок начинает избегать сложную деятельность и в основном занимается тем, что ему интересно (что у него хорошо получается), слабые стороны остаются слабыми, а сильные развиваются дальше.

Попадая в детский сад, ребёнок получает возможность сравнивать себя с другими детьми, и начинает замечать индивидуальные различия. Часто на начальных этапах адаптации в детском коллективе ему приходится отказываться от выполнения той совместной деятельности с другими детьми, которая требует задействовать его слабые стороны. Ребёнок пытается приспособиться к трудной для него деятельности и неосознанно выстраивает новый уровень способностей, компенсирующий исходные слабости. Иными словами, социальные интересы могут стимулировать к выработке новых познавательных стратегий, позволяющих не отставать от других детей, достигая те же цели другими способами. Нередко такие компенсации оказываются успешными и закрепляются в индивидуальном опыте ребёнка. Здесь также возникают ситуации, когда новая деятельность выполняется преимущественно с использованием сильных сторон, а слабые так и не развиваются.      

Попадая в школу, ребёнок сталкивается с новым коллективом и новым набором деятельностей, что приводит к формированию очередного "этажа" компенсаций. Если с новыми запросами не удаётся справиться должным образом, возникают эмоционально-личностные перестройки. Включение в новые социальные роли может обеспечиваться актуализацией тех или иных личностных черт. Постепенно школьник знакомится с миром профессий, узнаёт, что в окружающем его мире существует множество видов деятельности, которыми он сам пока заниматься не может, но которые могут быть ему интересны. Интерес может возникнуть и по отношению к тем профессиями, для успешного овладения которыми необходим определённый уровень способностей. И здесь оказывается, что способности школьника недостаточны для этой профессии.

Если в дошкольном возрасте интерес был прямым следствием способностей, то к окончанию начальной школы он выступает независимо и может входить в противоречие с актуальным уровнем способностей. В подростковом возрасте школьник может самостоятельно принять решение заниматься трудной деятельностью, несмотря на то, что она у него плохо получается, чтобы развивать свои способности.

И что тоже очень важно – одной из основных задач профориентации является соотнесение, то есть способность сравнивать ребёнком своих особенностей и качеств с особенностями и качествами профессионала, требуемыми в каждой отдельно проигрываемой профессии. По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими.

Исследования процесса профессионального развития, как и процесса любого другого развития, неизбежно сталкивается с необходимостью его периодизации. В данном случае нас интересует: как и в какие возрастные периоды учёными представлено понятие ранней профориентации.

В настоящее время в психологии сложилось несколько периодизаций профессионального развития и реализации личности. Наиболее известные из них:

В зарубежной психологии в качестве классического варианта рассматривается периодизация Р. Хейвигхерста.   В данной периодизации наше внимание нацелено на первый этап профессионального пути – это идентификация с работником (от 5 до 10 лет); дети идентифицируют себя со своими работающими родителями, и намерение работать в будущем становится частью их Я-концепции. («Я-концепция» («Я-образ»)  — система представлений человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя, в том числе через мнения других людей и соотнесения себя с другими).

В отечественной психологии выделяется периодизация Е.А.Климова, включающая в себя два больших этапа в развитии человека: допрофессиональное и собственно профессиональное развитие. Интересующий нас первый этап делится на следующие стадии: стадия предыгры (от 0 до 3 лет), стадия игры (от 3 до 7-8 лет); последующая стадия овладения учебной деятельностью включает возрастной период от 7-8 лет до 11-12 лет.

Одной из наиболее подробных и перекликающихся с периодизацией Е.А.Климова является периодизация В.А.Бодрова, где дошкольный возраст представлен в первых трёх стадиях из девяти: стадия предыгры (0-3 года) – в процессе общения со взрослыми ребёнок овладевает и развивает функции избирательного восприятия, координированных манипуляторных действий, речи, простейшие правила поведения и моральных оценок, на основе первичного познавания окружающего мира и исходного формирования личностных структур (потребностных, когнитивных, эмоциональных и др.), создаются предпосылки для включения в игровую деятельность; стадия игры (от 3 до 6-8 лет) – ребёнок овладевает «основными смыслами» человеческой деятельности, межличностными отношениями, соответствующими действиями в системе игр (планирование действий и поведения, мысленное предвосхищение, ориентация в пространстве, координация движений, развитие когнитивных процессов и т.д.).

Данная периодизация выделяет старший дошкольный возраст как первичный для закладки предпосылок к успешной профессиональной деятельности, где начинают проявляться первые интересы и способности человека. А ведь скрытые резервы профессиональной ориентации таятся и на этапе дошкольного детства.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).

Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

Работа по раннему профессиональному просвещению дошкольников строится с учётом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

   Педагогу желательно определить сферу предпочтительных интересов ребенка для того, чтобы обучение привести в соответствие с природными задатками ребенка. Рассмотрим классификацию природных склонностей ребенка (согласно тесту «Природные склонности ребенка»).

Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, на которые ты будешь отвечать «да», «нет», «очень нравится», «совсем не нравится»

1. Ты любишь фильмы о животных?

2. Станешь ли ты разбирать новую игрушку, чтобы узнать, как кона устроена?

 3.Ты любишь играть в школу и быть учителем?

4. Тебе нравится решать задачи?

5. Любишь ли ты рисовать цветными карандашами?

6. Тебе нравится выращивать цветы в горшках?

7. Ты любишь собирать игрушку или конструктор по схеме?

8. Тебе нравится играть в больницу, быть врачом?

9. Нравится ли тебе писать красиво (хочешь научиться)?

10. Ты любишь выдумывать разные истории?

11. Тебе нравится слушать рассказы о животных?

12. У тебя сломалась игрушка. Попробуешь ли ты ее отремонтировать?

13. Тебе нравится возиться с малышами, объяснять им что-либо?

14. Ты любишь разгадывать кроссворды?

15. Ты нарисовал(а) картинку, и тебе что-то не понравилось. Будешь ли ты ее переделывать до тех пор, пока у тебя не получится, как надо?

16. Тебе интересно наблюдать за растениями?

17. Ты рассматриваешь технические журналы?

18. На улице плачет малыш. Ты постараешься пожалеть его?

19. Тебе нравится читать(хочешь научиться?)

20. Ты услышал(а) историю с грустным концом. Ты попробуешь переделать ее так, чтобы она хорошо закончилась?

21. Ты любишь собирать красивые камешки?

22. Тебе нравится рассматривать устройство незнакомых приборов?

23. Твоя мама изменила прическу, надела новое платье. Заметишь ли ты это? Скажешь, что она красивая?

24. Можешь ли ты решать интересные задачи, хотя рядом играет громкая музыка?

25. Тебе нравится рисовать красками?

26. Ты любишь книги, мультики, фильмы о природе?

27. Ты нашел старый сломанный телевизор или приемник, ты посмотришь, что там внутри?

28. Замечаешь ли ты, когда твои близкие чем-то расстроены?

29. Тебе нравится решать ребусы, головоломки, шарады?

30. Тебе нравится выступать перед зрителями, читать сказки по ролям?

Положительные ответы на каждый вопрос – 1 балл, отрицательные – 0 баллов.

Если ребенок дал 5-6 положительных ответов на вопрос какой-либо группы, соответственно его интересы лежат в данной сфере.

ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (ЧП) – 1,6,11,16,21,26

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (ЧТ) - 2,7,12,17,22,27

ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (ЧЧ) - 3,8,13,18,23,28

ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (ЧЗС) - 4,9,14,19,24,29

ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (ЧХО) – 5,10,15,20,25,30

На основании этого исследования стоит подбирать занятия и игры, соответствующие интересам ребенка. А также учитывать особенности ребенка при обучении.

ЧЧ – заинтересуется играми в школу, больницу, будет чувствовать себя комфортно в роли воспитателя, учителя, врача.

ЧХО – подойдут эмоциональные, сюжетно-ролевые игры, чтение сказок, придумывание историй, игра в театр, с переодеванием в персонажей.

ЧЗС – понравятся графические диктанты, выполнение по образцу, придумывание графических узоров, разгадывание ребусов.

ЧП – материал игры с ребенком должен содержать информацию о животных, растениях, природных явлениях.

ЧТ – необходимо подбирать материал, связанный с техникой, механизмами, машинами, чертежами. Такие дети с удовольствием создают различные модели, придумывают сложные конструкции.

       Цель – сформировать психологическую готовность ребёнка как личности осуществить выбор будущей профессии, исходя из собственных интересов, способностей и мотивов, которые должен помочь сформировать и раскрыть педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ранней профессиональной ориентации коллективное музицирование (фортепианный ансамбль) 8 год обучения

Программа рассчитана на 1 год обучения (VIII класс), которая позволяет решить поставленные задачи, приобрести опыт концертных выступлений, коллективной игры. Количество часов в неделю дается в соответ...

Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Ранняя профессиональная ориентация

Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Ранняя профессиональная ориентация, срок реализации - 1 год...

Доклад "Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольников"

Доклад на родительском собрании о ранней профессиональной ориентации дошкоьников и роли родителей....

Психологический подход при проведении урока и психологический климат

Всем известны рекомендации по поводу создания психологического комфорта на уроке: «Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества», «Мотивируйте учащихся», «У...

Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям д...

Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"

Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей,  воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...

Психологический подход к вопросу раннего профессионального просвещения

В материалах рассмотрен статус профессионального просвещения в формировании психологического здоровья личности как важного условия ее социализации...