Мини-тренинг для подростков "Как жить в мире с другими и с собой"
план-конспект урока по психологии (7, 8, 9 класс)

Литвиненко Татьяна Валерьевна

Конспект мини-тренинга для школьников 13-14 лет, направленного на ознакомление подростков с личностными качествами, присущими им самим и другим людям. Также в тренинг включено упражнение целеполагания и планирования своего будущего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-тренинг для подростков на тему:

«Как жить в мире с другими и самим собой»

Пояснительная записка

Психологические особенности переходного (подросткового) возраста и подмена традиционного межличностного общения общением в виртуальном пространстве в сети интернет, размытие моральных ценностей, создают препятствия для построения и развития подрастающей Личности. В связи с этим возникает необходимость принятия специальных психолого-педагогических мер для правильного развития и успешной реализации «Я-концепции» подростка, формирования у него жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Данный мини-тренинг разработан с целью демонстрации одного из вариантов организации и проведения занятия, направленного на знакомство подростков с их личностными качествами, присущими как им самим, так и другим людям, а также на обучение подростков целеполаганию и планированию своего будущего.

Задачи:

  1. Пробудить интерес участников к самопознанию.
  2. Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, их значении и ценности в жизни.
  3. Познакомить участников с одним из способов планирования своего будущего.

Продолжительность: 45 – 50 минут.

Возрастной состав: 13 – 14 лет.

Количество участников: 10 – 12 человек.

Место проведения: классная комната, зал, аудитория.

Форма проведения: групповое занятие.

Необходимые материалы: стулья по количеству участников, ручки, бумага А4, стол/столы.

№, Вид работы

Название, описание упражнения

Время

1. Вводная часть Приветствие, знакомство участников

После представления ведущего и проводимого мероприятия

Упражнение «Баранья голова».

Ведущий: А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

Упражнение «Посылка».

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

7 – 10 минут

2. Основная часть

Упражнение «Волшебная лавка».

Участникам раздаются разрезанные листы визиточного формата (по 3 шт), предлагается сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях, чертах характера. Записать на каждом листке по одной своей особенности, свою самую яркую черту.

Ведущий:

Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это - старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я - продавец в этой лавке. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности - все, что пожелаете. Но есть одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать другое свое качество, от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам вопрос: «А что ты отдашь за это?» он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-либо из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то, что отдается, или если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.

Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них чертах характера, способностях.

Упражнение «Планирование будущего».

Ведущий: Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Для начала необходимо выделить основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая.

В каждой сфере необходимо наметить главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить более менее реальные цели и спрогнозировать реальные события.

Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей.

Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание, нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Может они помогают друг другу, или не оказывают друг на друга никакого влияния. Постарайтесь согласовать их.

Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей.

Определите пути преодоления этих недостатков.

Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям.

Определите пути преодоления внешних препятствий.

Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).

С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана.

Укажите конкретную дату.

20 минут

15 – 20 минут

3. Завершающая часть.

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Ведущий:

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Уважаемые участники, я желаю, чтобы вы смело шли по жизненному пути, ставили перед собой высокие цели и дарили добро и улыбки своим близким и окружающим!

Литература

  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками - СПб.: Питер, 2006г.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - М.: 2000г.
  3. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., Изд. центр «Академия», 1997г.
  4. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг. - М.: Гардарики, 2004г.
  5. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. 1990г.
  6. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006г.
  7. Козлов Н. И. Формула личности. - СПб: Питер, 1999г.
  8. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993г.

Тренинг адаптировала педагог-психолог Литвиненко Т. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с элементами психологического театра «Толерантность. Жить в мире в другими.»

На территории нашей страны проживали и проживают люди разных национальностей с присущими им особенностями духовно-культурной жизни. Со временем вследствие социальных, экономических и других взаимодейс...

Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов

Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...

Жить в мире с собой и другими.

Тренинг толерантности...

Классный час «Жить в мире с другими».

Не секрет, сегодня многие подростки понимают, что отношения в обществе должны быть нравственными (особенно по отношению к ним), но сами не всегда утруждают себя следованием этим правилам. Как же воспи...

тренинг "Жить в мире с собой и с другими"

Содержит упражнения расчитанные на сплочение коллектива. Аудитория 8-9 класс...

презентация к занятию с 8 классом по теме толерантность "Жить в мире с собой и другими"

Презентация  к занятию с 8 классом по теме толерантность  "Жить в мире с собой и другими"...

Программа мероприятия на тему: «Жить в мире с собой и другими».

Программа мероприятия по направлению первичной профилактики правонарушений несовершеннолетних и ориентации на здоровый образ жизни с учащимися детских объединений, расчитано на детей в возрасте 9-11 л...