Родительское собрание "Особенности обучения учащихся ранне-эстетического отделения школы искусств"
материал (5 класс) по теме

Шведова Ольга Петровна

Материал родительского собрания поможет родителям определиться с выбором дальнейшего обучения в школе искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУ ДОД «Миньярская детская школа искусств»

Доклад

Особенности обучения учащихся

ранне-эстетического отделения школы искусств

Выполнила: зам. директора по У/Р

Шведова О.П.

Миньяр

Уважаемые родители!

Сегодня мы собрались для того, чтобы подвести итоги уходящего  учебного года, успехи учащихся и преподавателей подготовительного отделения. И конечно для того, чтобы еще раз поговорить с вами об огромной пользе музыкальных  занятий.

Дорогие родители юных музыкантов! Для, того чтобы вдохновить вас и помочь вашим детям продолжить учебу в музыкальной школе с радостным сознанием правильно выбранного пути, хочу привести фрагменты книги замечательного музыкального психолога Д.К. Кирнарской.

«Разнообразные исследования, выполненные в разных странах, показали благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Эффективность музыкального воздействия на человека, особенно в повышенно восприимчивом детском возрасте, объясняется той интимной связью, которая на протяжении всего процесса эволюции человека установилась между музыкальным искусством и мозгом. Они формировались совместно, музыкальные и немузыкальные функции расположены в одних и тех же отделах мозга, и поэтому невозможно затронуть и активизировать музыкальные функции мозга, не затронув при этом и другие его функции. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом, т.к. музыкальные функции очень широко расположены в мозгу и обнимают все его зоны - музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Музыкальные функции расположены и в правом и в левом полушарии; слушание музыки, ее сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования и взаимодействия в музыкальном восприятии и творчестве.

Все исследования сходятся в главном: музыка стимулирует мозг; стоя у истоков человеческого интеллекта, музыка не может не помочь его работе, поскольку навыки мышления в процессе эволюции складывались как практические. Абстрактное мышление и научные способы познания мира выросли из недр конкретного и чувственного мышления, из мышления художественного. Среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована; занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой. Музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу, способствуя лучшей самодисциплине ученика. Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыкальные занятия праздными и бесперспективными. Музыка - лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания; она учит мыслить -  мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все, что ему нужно. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью - эту истину подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов».

Очень часто родители интересуются,  в каком возрасте отдавать ребенка в музыкальную школу? Говорят, что тем раньше, тем лучше. Но ведь у него появятся взрослые обязанности: домашние задания, концертные выступления. Не лишим ли мы его таким образом детства?

Прекрасный повод поговорить о «лишении детства»!   Наше мнение, что для музыки принцип «чем раньше, тем луче» неоднозначен. Если речь идет об игре на каком-либо инструменте, то чем раньше вы решите учить ребенка музыке, тем интенсивнее должен быть процесс. Потребуется полная отдача родителей, их горячее желание и постоянное взаимодействие с педагогом. На первый взгляд, наше утверждение может показаться парадоксальным. Давайте разберемся. Что такое музыка? Это особый язык звуков, который передает чувства, мысли, состояния, настроения человека. Как известно, маленькие дети легко овладевают несколькими языками, если с ними разговаривать на разных языках. Мнение специалистов по поводу изучения языков более или менее устоялось: чем раньше, тем легче. Хотя логопеды высказывают свои опасения и стараются отговорить родителей от слишком раннего обучения иностранному языку, пока не «встанут» звуки родной речи.

Что же необходимо для успешного овладения новым языком в раннем детстве? Прежде всего погружение в языковую среду. Если мама говорит на одном языке, а папа на другом, то для ребенка оба языка становятся родными, он очень легко овладевает и тем и другим. Что сделал японский скрипач Шиницу Судзуки для обучения 2-3-летних детей игре на скрипке? Он создал такую среду (небольшой городок), где повсюду звучит музыка, все дети играют на скрипках, по улицам все ходят со скрипичными футлярами, здесь все подчинено одному процессу - музицированию. В такой среде даже двухлетние крохи очень легко обучаются, т.к. они сами тянутся к музыке. Самое большое желание для них получить в руки собственную скрипку, которая тут же становится любимой игрушкой.

Говорить об обучении в привычном смысле этого слова в раннем возрасте это как раз и есть «отнимать детство». Процитирую слова Масару Ибука: «Большинство из нас отрицательно реагируют на слово «учиться». Мы заранее настроены отрицательно, поскольку учеба в нашем сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А между тем учеба должна сочетаться с удовольствием, тогда мы сделаем большие успехи».

 Обучение должно идти незаметно, в непосредственном подражании. Если вы сумеете обеспечить ребенку такую среду, где бы он мог научится общаться с инструментом, где бы его сопровождала, окружала музыка, тогда смело принимайтесь за дело. Хуже от занятий музыкой не будет, а польза - огромная!

          Начинать обучение непосредственно игре на инструменте стоит тогда, когда у ребенка появился живой интерес к исполнительству, и есть реальные шансы добиться какого-либо ощутимого результата в короткие сроки. Но ждать, что этот интерес появится ниоткуда, сам по    себе, неразумно. Его надо  выращивать бережно,  как оранжерейный  цветок.

Стоит ли учить музыке мальчика'. Не лучше ли отдать его в спорт?


 Да, иногда нам задают подобные вопросы. Обычно сомнения
исходят    от     пап,     которые    считают    музыку     не    достаточно
«мужественным»  занятием.   Но  припомните,  сколько вы сможете
насчитать женщин-композиторов? Да и концертирующих пианисток
не так много, как мужчин. Кроме того, современный мир предлагает
большой  выбор  профессий,   так  или  иначе  связанных  с  музыкой:
звукорежиссеры    и звукооператоры,   музыкальные журналисты    и
 редакторы, менеджеры  и    продюсеры.    Профессии интересные, перспективные, с возможностью достаточно высокого уровня материального вознаграждения. И заметьте, что у этих профессий преимущественно «мужское лицо». Независимо от профессионального выбора ощутить пользу от занятий музыкой могут абсолютно все дети и их родители. Маленькие музыканты отличаются от своих сверстников большей собранностью (психологи называют это свойство «компетентностью во времени»), артистичностью, у них умные глазки, быстрая реакция, хорошая координация движений, способность понимать и прислушиваться к своим чувствам и чувствам других людей.

Спорт и музыка имеют много общего. Подготовка к концерту, как   и   подготовка   к   соревнованиям,   требует   терпения,   воли, соблюдения    определенного    режима    занятий.    У    музыкантов- исполнителей тоже есть свои разминки, свои «силовые упражнения», упражнения на растяжку. Иногда надо отработать точность броска, беглость пальцев, к тому же идет работа над координацией движений и скоростью реакции. По сути дела, домашние занятия музыкой – это те    же     тренировки,     воспитывающие     дисциплинированность, выносливость и прочие вполне  мужские черты характера. А вообще, одно другому не мешает и даже помогает! Если есть возможность, то пусть ребенок занимается и спортом, и музыкой, тогда он будет и здоров и образован.

Больше всего вопросов задают родители «подготовишек» по поводу домашних занятий. Особенно те, кто посещают занятия по инструменту. Неужели Вы не можете на одном уроке объяснить новый материал, а на другом закрепить? К чему эти домашние нагрузки?

 К сожалению, такой режим работы (без домашних занятий) для музыкальной школы неприемлем. Дело не в сообразительности ребенка и не в особых свойствах его памяти, даже если он многое запоминает на лету. Здесь задействована в очень большой степени мышечная память. Руки должны освоить клавиатуру и научиться подчиняться слуху, необходимо выработать довольно сложную координацию. Движение при игре на рояле достаточно специфические, нигде в быту не отрабатываются, так что здесь без домашней тренировки не обойтись.

Уважаемые родители! Когда у вас возникают вопросы по обучению и воспитанию вашего ребенка, мы просим вас обращаться к нашим преподавателям и уверенны в том, что вы получите квалифицированные ответы.

В заключении хотелось бы сказать: лично я уверена, что начальное музыкальное образование нужно буквально каждому человеку. Во-первых, научиться наслаждаться музыкой и понимать ее это значит овладеть  огромным богатством, накопленным человечеством за многие века. Во-вторых, почувствовать себя творцом, причастным к высокому искусству, - это тоже удовольствие, с которым мало что сравнится. Я же считаю, что трудно найти лучшее средство для развития и воспитания, чем музыка.

Родителей всегда волнует вопрос, зависит ли успех обучения музыке от врожденных музыкальных способностей. Конечно! Но не напрямую. Начинать легче тем, у кого хороший слух, чувство ритма и т.д. Однако в дальнейшем залогом успеха становятся, скорее, особые свойства психики: умение сосредоточиться, распределить внимание, а также эмоциональность, быстрота реакции, координация и пр. Эти качества    вырабатываются    в    процессе    обучения    и    хорошо тренируются, так же, как и музыкальный слух, который может просто «спать» до поры до времени, пока остается невостребованным. Так что если вы решили подарить ребенку радость общения с музыкой, не поселяйте в его душе сомнение в способностях, будьте уверены в успехе, и у вас все получится!

Библиографический список

1 . Артоболевская А. Первая встреча с музыкой / А. Артоболевская. - М.: Сов. композитор, 1987.

  1. Волков Б., Волкова Н. Закономерности психического развития детей в
    вопросах и ответах / Б. Волков, Н. Волкова. - М., 2003.
  2. Гиппнрейтер Ю. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Гиппенрейтер. - М.,
    2004.
  3. Доман Г. Как дать ребенку энциклопедические знания / Г. Доман. -
    М., 2005.
  4. Евсикова Н. Шесть способов уйти от стресса в школе // Психология.
    №3.-2006г.-С.ПЗ-115.
  5. Ибука М. После трех уже поздно / М. Ибука. - М., 1992.
  6. Федина А.В. Ребенок и музыка. Челябинск., ЧИМ 2007г.


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...

программа для хореографического отделения малокомплектной детской школы искусств БЕСЕДЫ О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

Предмет  «Беседы о хореографическом искусстве» даёт возможность учащимся обобщить и осмыслить сведения о хореографии, полученные в процессе изучения других предметов; глубже разобраться в с...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Отчетный концерт отделения народных инструментов Детской школы искусств города Нефтеюганска. "Ах, музыка! Она летает!" Сценарий заведующего отделения Пьянковой Галины

27 апреля 2022 года состоялся Отчетный концерт отделения народных инструментов Детской школы искусств города Нефтеюганска, проведение которого - традиция культурной жизни отделения школы, показ ...