Родительский всеобуч "Сквернословие и его последствия"
методическая разработка (8,9,10,11 класс) на тему

 

 Тема:                    « Сквернословие и его последствия»                    

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме сквернословия  учащихся, информировать о возможных последствиях сквернословия для здоровья.

Форма проведения:лекторий

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, подбор материалов по теме всеобуча.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skvernoslovie_i_ego_posledstviya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ п.Восточный»

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ

« Сквернословие и его последствия»                    

                                                       Айтмухамбетова Р.Р.

учитель русского языка и литературы

 2011

 Тема:                    « Сквернословие и его последствия»                    

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме сквернословия  учащихся, информировать о возможных последствиях сквернословия для здоровья.

Форма проведения: лекторий

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, подбор материалов по теме всеобуча.

Ход всеобуча

1.Вступительное слово

Впервые  механизмы образования слов  и их значение   в жизнедеятельности человека были раскрыты И. П. Павловым и его учениками. В 90-х годах 20-го века  целые научные  и общественные институты, а также отдельные заинтересованные частные лица  стали заниматься исследованием вопроса влияния словесной информации на человека. Как происходит это воздействие и так уж ли безобидно для здоровья человека ставшее привычным для нас сквернословие?- на эти вопросы мы и постараемся дать ответ в ходе нашего всеобуча.

2. Рассказ учителя о сквернословии

За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. На это есть много причин, но часть ученых считает, что не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Именно сквернословие является одним из показателей нарушения здоровья человека, которое в соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения понимается, как  состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». 

Мы живем в непростом мире, и на нас и наше состояние оказывает влияние множество факторов, наибольшее значение из которых в последнее десятилетие приобретают техногенные и антропогенные, в частности средства массовой информации, заполонившие эфир рекламой, тенденциозными политическими передачами, сценами насилия, разврата и убийств.  С экранов телевизоров, кино  и просто в межличностном взаимодействии людей все чаще звучит нецензурная речь. Психологи утверждают, что именно эти атрибуты современной жизни  определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии, роста потребления алкоголя и наркотиков.

Ещё древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия Горгий, живший в пятом веке до нашей эры, утверждал : «Слово имеет силу так действовать на состояние души, как состав лекарств действует на тело». А российский лексикограф, писатель, врач, автор толкового словаря Владимир Иванович Даль предупреждал: « С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

  В своих трудах великий русский физиолог Павлов называет слово «реальным условным раздражителем, многообъемлющим, как никакие другие»

Т.о из всего выше сказанного следует, что слово, являясь «универсальным условным рефлексом», обладает «громадной материальной силой» ведь оно вызывает те же рефлекторные реакции, что и другие раздражители природы. Влияя на организм, оно способно изменять его работу.

Каков же механизм подобных изменений? Этому вопросу посвящено немало исследований как российских, так и зарубежных ученых, однако большинство этих исследований не выходят за рамки гипотез, т.к. требуют более глубокого и детального обоснования.

Но, тем не менее, если механизм изменений организма под действием слова остается пока в области гипотез, то само изменение для многих ученых и психологов очевидно. Вот мнение психолога Александра Карасева, Государственный университет гуманитарных исследований: «Не могу опровергнуть или подтвердить вывод исследователей о том, что грубость приводит к мутации ДНК. На таком глубоком уровне вопрос нужно еще изучать. Но в том, что мат, обидные замечания глубоко ранят человека, думаю, никто не сомневается: начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. В конце концов, обида приводит к стрессам, стресс - к нервным расстройствам, а последние - к экземам, язве желудка, вплоть до инфаркта и инсульта. А длительный стресс приводит к психическим расстройствам, к снижению иммунитета – тут уже рукой подать до изменений на генетическом уровне…»

Действительно, с научной точки зрения «ненормативная лексика» заключает в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи, причём сделать это в резкой и циничной форме.  Тем не менее, для большинства населения матерная брань стала нормой общения. Так, по данным  Фонда «Общественное Мнение» сегодня около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения её никогда не употребляют. При этом 64% против 32% считают, что употребление мата в речи допустимо, что говорит о вопиющей нравственной деградации  нашего общества.

3. Анализ анкетирования

         Подобный опрос  был проведен и среди учащихся  нашего класса. В опросе участвовало(указать кол-во)человек. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Допустимо ли в речи употребление нецензурной лексики(мата)?

Да- …чел.

Нет- …чел.

  1.  Как часто ты используешь нецензурные слова  в своей речи?

Часто, всегда- …чел.        

Иногда, редко – …чел.        

Никогда – … чел.

Из ответов видно, что, зная о недопустимости мата в своей речи, тем не менее (кол-во) ребят допускают его.

  1. Что ты испытываешь, когда используешь нецензурные слова?

Обиду, злость раздражение – …чел.

Облегчение  -… чел.

Ничего – … чел.

По мнению профессора  Владимира Морозова, заведующего лабораторией невербальной коммуникации Института психологии: «сегодня многие уже не реагируют на грубые слова. Наши тесты показали, что более 60 процентов людей оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении нашей психики: агрессия в сознании многих стала нормой». А где есть перерождение психики, там нельзя говорить ни о каком здоровье, т.к. здоровье – состояние комплексное.

  1.  Как часто твои друзья используют матерные слова при общении?

Часто, всегда – … чел.        

Иногда – … чел.

Никогда – … чел.

  1. Используешь ли ты матерные слова дома, в общении с родными?

  Да – …чел.

  Нет – … чел.

  1.  Используют ли твои родители матерные слова при общении?

Да, конечно – …чел.

Иногда  - … чел.

Нет – … чел.

Не для кого не секрет, что дети учатся не на словах, а на поступках. И недостатки детей – это не подарок из космоса, это наши собственные слабость, лень, безответственность, неправильный образ жизни, преломленные через детскую душу

  1.  Запрещают ли тебе родители использовать в речи нецензурные слова?

Да – …чел.

Нет – … чел.

Они не знают, что я ругаюсь – … чел.

  1. Трудно ли тебе обходиться без матерных слов?

Да- …чел.

Не очень – … чел.

Нет – …чел.

Как же так получается: ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? Как избавиться от этой весьма вредной привычки?

Государство действует здесь своими методами. Возможно, вы не знали, что нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство.

Если вас спросить, то думаю вы все единодушны в том, что нецензурной брани нет места в нашей жизни. Однако почему об этом все еще приходится говорить? Почему проблема по-прежнему остается актуальной? Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он-де у нас в крови. Плохого в нем ничего нет. Напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар.

Тем, кто так думает, нужно знать еще и следующее. Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. Нельзя забывать, что слово – это уже совершенно конкретный поступок. Если человек циничен, то циничны его слова, поступки и вся жизнь. Русская пословица гласит: "От гнилого сердца и гнилые слова". Когда сердце человеческое развращается или наполняется обидой, недовольством, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Слыша брань от конкретного человека, можно легко сделать вывод о его духовном состоянии.

Как по поступкам человека можно судить о самом человеке, так и слово раскрывает душу человека на всеобщий обзор. По речи человека можно определить систему его ценностей и угадать образ жизни. Если мысли, слова и поступки человека направлены на добро, то сам человек считается добрым. Если мысли, слова и поступки человека направлены на зло, то и сам человек – зол. Слова, как проявление мыслей, играют роль катализатора души, отражают её психическое здоровье. Психическое, душевное здоровье наших детей, как видно из данных анкет оставляет желать лучшего, как в общем и психическое здоровье нашего общества в целом. Но как же все-таки так получилось, что за какие-то 10-20 лет мы, а соответственно и наши дети из культурного с богатым духовным наследием народа стали превращаться в маргиналов? .

4. Обсуждение («Информационный терроризм»)

-Работа по группам

-Рефлексия

-Результаты анкетирования

-Сквернословие наших учащихся(анализ  из реферата ученицы)

 Поэтому, подводя итог нашему всеобучу мне хотелось бы закончить его такими словами:

Есть слова пострашнее, чем порох,                                                  
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Приложение 1

                                                       Анкета

  1. Допустимо ли в речи употребление ненормативной, нецензурной лексики(мата)?
  2. Что обозначают нецензурные (матерные) слова?
  3.  Когда их употребляют?
  4. Как часто ты используешь нецензурные слова в своей речи?
  5. Что ты испытываешь, когда используешь нецензурные  слова?
  6. Как часто твои друзья используют матерные слова при общении?
  7. Что ты испытываешь, когда матерные слова обращены к тебе?
  8. Используешь ли ты матерные слова дома, в общении с родными?
  9. Используют ли твои родители матерные слова при общении?
  10. Запрещают ли тебе родители использовать в речи нецензурные слова?
  11. Чем они это объясняют и в случае «да» и в случае «нет»?
  12. Трудно ли тебе обходиться без матерных слов?

Используемые источники информации:

  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. – Институт Общегуманитарных исследований, 2004
  2. Е.П. Бомбардирова. Все о здоровье ребенка.

Руководство для  родителей - Издательство Института психотерапии, М.,2002

  1. П.П.Гаряев, А.А.Васильев, Березин А.А., 1991, Геном как голографический компьютер, ГИПОТЕЗА (независ.науч.ж.) N1, N1, 1991-1992 г . г ., 
  2. Калабугин В., Волшебный лексикон homo sovieticus’a, отдельный оттиск, М., 2004
  3. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2003.
  4. http://www.psyznaiyka.net/view-fizio.html?id=vtoraja-signalnaja-sistema
  5. http://www.rusmysl.com/archiv/index.php-itemid=538&catid=41.htm
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%9B%D0%AF
  7. http://www.medbookaide.ru/books/fold1002/book1217/p2.php
  8. http://www.soulandbody.ru/correct.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».

Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

Родительский всеобуч "Сквернословие и его последствия

Материал  составлен в виде презентации для родительского всеобуча по теме  "Сквернословие и его последствия"           2...

Общешкольное родительское собрание на тему"Причины и последствия детской агрессии"

Причины и последствия детской агрессии.Задачи собрания:1.   Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.2.   Формировать у родит...

Родительское собрание "Веселящий газ и последствия его использования"

В настоящее время среди молодёжи,детей и подростков,широкое распространение получило вдыхание закиси азота.Дёшево и весело! Мало  кто  задумывается о последствиях..Задача классного руководит...

Родительское собрание по теме : "Агрессия, причины, последствия"

Данное собрание проводится для родителей учащихся 9 класса.Цель собрания: выявить причины агрессии и её влияние на взаимодействие подростков с окружающими людьми...

Родительское собрание на тему "Агрессия. Её причины и последствия".

Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влия­ния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; форми­ровать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возмож­ных путей ее п...

Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"

Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"...