Родительское собрание "Мама, папа, я - читающая семья".
методическая разработка по теме

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ТЕМА: «МАМА, ПАПА, Я - ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»

 

ЦЕЛЬ: воспитание нравственно здоровой и духовно богатой личности в счастливой, здоровой и крепкой семье; прививать традиции семейного чтения; развивать способности коммуникативного общения.

 

 

  С самых ранних лет важно детей научить ценить и любить книгу. В доме всегда найдутся старые книги, и родителям не надо жалеть времени на то, чтобы вместе с ребёнком отремонтировать их: подклеить оторвавшиеся страницы, обернуть книгу в бумажную обложку, красиво написать название и имя автора.

  Начальная школа – время детской открытости, и в эту пору детям надо помочь продолжить их отношения с книгой и домашней библиотекой, которая может оказаться похожей на школьную или районную, куда ваш ребёнок записался вместе со всем своим классом.

  Личные книги ребёнка можно как-то выделить в домашней библиотеке, отвести для них определённое место, но их нельзя отделять нравственно от взрослых книг. Напротив, следует всячески подчёркивать, что детские

книги – составная часть семейной библиотеки.   

 Родителям следует почаще вспоминать любимые книги своего детства, участвовать в формировании круга чтения своего ребёнка, как бы разжигать аппетит к важным для каждого человека книгам. И когда аппетит этот появился, смелее подводите ребёнка к книжным шкафам, помогайте снять с полки нужную книгу. Есть такое прекрасное занятие – рыться в книгах. Рыться в книгах собственной библиотеки желательно с участием собственных детей. О книгах любимых рассказывать с восхищением, подвигая ребёнка к мысли, что его ожидает величайшее из наслаждений – прочитать эту или вот эту книгу.

 Ещё совсем недавно Россия была обществом, которое называлось «литературноцентристким». Высокий престиж  чтения, особенно «серьёзной» литературы, классики, книгособирательство и создание домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло представление как о читающей стране. Сегодня картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки изменились. На современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестаёт быть темой для разговора. Согласно последним социологическим данным, доля жителей России, которые читают книги детям, составляла в 70-е годы 80%, в 90-е - уже лишь 15%, а сейчас – всего 6%.   

 Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи. В природе семейных отношений заложен потенциал становления и формирования личности человека, функции передачи от поколения к поколению лучших традиций, в том числе, и семейного чтения.

 Семейное чтение – давняя традиция. Формирование духовной культуры личности в России всегда осуществлялось через чтение. Историческая традиция семейных отношений свидетельствует о том, как велика была у народа тяга к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно, воспитывает нравственно.

    Первая детская книжка в руках мамы, папы, бабушки, дедушки – с этого начинается семейное чтение, и именно с этого начинается Читатель.

  «…Телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не даёт телевизор?». Одна из множества причин такая: «…В этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору». И книга для чтения выбрана вами. Ведь вы выбираете не только книгу, но и  манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите её содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и слушателей, ваших домашних.

  Они тоже не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание – источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому – всё это дарите вашим домашним вы, а не телевизор, и это слишком существенно, чтобы не упустить такую возможность. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.

  Семья Николая II, великолепного чтеца, до самой трагической гибели собиралась вокруг отца семейства и слушала, как он читал замечательные произведения русских писателей.

  Не рассматривайте книгу как повод для воспитания, не превращайте совместные чтения в университете культуры с зачётами и экзаменами по окончании курса, не ждите от слушателей определённой, нужной вам, реакции на прочитанное. Это интернет и энциклопедии – способ получения информации, а художественная литература всегда была средством общения – автора и читателя, читающего и слушающего.

  Чтение вслух – это прежде всего радость. От любимой книги, от фразы,от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому себя, своё прочтение, своё восприятие, свою любовь, своё восхищение. Поэтому семейное чтение – занятие для сильных людей, для людей творческих и открытых, свободных и дающим свободу другим.

  Россия до Пушкина и после Пушкина – это две разные страны. Не только стихи и проза, но любое слово Пушкина, сам образ его проникли во все поры русской жизни. Он – зерно, из которого выросла великая русская литература.

  Семья – как ковчег спасения.

  Современная семья – читающая семья.

  «… общение человека с книгой в кругу семьи, включает такие духовные центры, которые помогают людям по-своему увидеть окружающую их жизнь, создать свой неповторимый мир»    Т. Никитина 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Мама, папа, я-читающая семья"

Эта игровая программа посвящена Книжкиной неделе...

Проект "Папа, мама и я- читающая семья"

Проект по организации сотрудничества " ученик- учитель- библиотекарь"...

Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников "Папа, мама и я - читающая семья"

Данный материал поможет организовать внеклассное мероприятие для младших школьников по теме "Папа, мама и я - читающая семья" и мотивировать учощихся к чтению дополнительной литературы....

Литературная игра "Мама, папа, я- читающая семья!"

Литературная игра на тему «Мама, папа, я-читающая семья!» разработана с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые использовались для усиления информативности впечатлений, ...

Презентация к конкурсной программе "Мама, папа, я - читающая семья"

Презентация к внеклассному мероприятию по литературе для учащихся 6 класса и их родителей....

Игровая программа "Мама, папа, я-читающая семья".

В работе представлена презентация к игре, материал для проведения конкурсов....

Сценарий игры "Мама, папа, я - читающая семья"

Игра предназначена для совместной работы с родителями класса....