Родительское собрание-основная форма общения школы и семьи
статья по теме

Кобзева Наталия Анатольевна

 

Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.rar2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание - основная форма общения

школы и семьи.

Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Вся работа школы с семьей делится на две группы форм: индивидуальные ( посещение семьи, педагогические поручения, педагогические консультации и др.) и коллективные (педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др).

Основной формой работы с коллективом родителей является классное родительское собрание. Здесь обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного коллектива и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является:

  1. согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
  2. повышение педагогической культуры родителей, их роли, ответственности и активности в жизнедеятельности класса.

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе. Но результативность его во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя.

В подготовке  родительского собрания выделяют следующие этапы:

Этап 1. Организация  родительского собрания

Этому этапу необходимо уделить особое внимание.

  1. Выбор темы, определение целей собрания
  2. Предварительное собеседование классного руководителя с учителями-предметниками.
  3. Подготовка сводных листов успеваемости каждого учащегося.
  4. Проведение микроисследования среди детей  и родителей;
  5. Организация явки родителей и других участников собрания.
  6. Оформление классного помещения

Поясню некоторые  составляющие 1 этапа

  1. Избираемая тема не должна быть случайной.  Выбранная тема должна быть актуальна для родителей, иначе откровенно заинтересованного разговора может не получиться.  Тематика родительских собраний распределяется  по классам. («Этот трудный подростковый возраст»-6, 7 кл «Адаптация учащихся к новым условиям обучения» -5, 10 кл, «В мире профессий» -10,11 кл) Но у каждого класса возникают какие-то проблемы. Поэтому иногда приходится корректировать тему, внося новую, злободневную.

( «Особенности воспитания ребенка в неполной семье» «Воспитание ненасилием в семье» , «Компьютер в жизни школьника. «За» и «против»?)

Целеполагание связано с выбором темы и тех вопросов, которые будут обсуждаться на родительском собрании. Так при подготовке к собранию на тему «Семейные проблемы. Как их решать?» мною были сформулированы следующие цели :

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания;

- выработка единых требований к воспитанию детей;

-профилактика неверных действий по отношению к своему ребенку со стороны родителей;

-повышение педагогической культуры родителей;

-сплочение родительского коллектива.

3. Цель этой встречи - обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе. В противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний.

4 . Ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка. Именно поэтому целесообразно подготовить сводные листы успеваемости, в которых будут отражены результаты учебы каждого учащегося. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит подчеркнуть маркером тот или иной ряд оценок. При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как известно, что дневник целостной картины успеваемости ученика, к сожалению, не дает.

5. Микроисследование проводится с целью получения дополнительной информации. Это могут быть предварительные беседы с родителями и учащимися, заполнение тестов, анкет. В некоторых случаях имеет смысл кл. рук. в проведении микроисследования обратиться за помощью к школьному психологу. К организации и анализу можно привлечь родительский комитет.

На одном из собраний проводила диагностику « Насколько хорошо вы знаете своего ребенка» . Перед собранием провела в классе парад самовизиток. Родителям предложила заполнить чистую вместо сына или дочери,  а потом сравнить ее с той, которую заполнял его ребенок.

6. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что нельзя ограничиваться только контролем записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания:

• заблаговременно пригласить родителей, разослав им персональные приглашения;

Оформление – любой компьютерный вариант. Главное в таких приглашениях  то, что бы родители получили их заранее, за неделю до собрания. В приглашении было полностью указано имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой - то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Я считаю, что такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

• подготовить фото и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей;

• заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.

Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания. Привлекать к участию представителей администрации, учителей-предметников библиотекаря, психолога, работников медицины, культуры, правоохранительных органов.

7. Завершает организационную часть этапа подготовки родительского собрания оформление классного помещения, в котором оно будет проводиться.

Собрание должно проходить в чистом, уютном, красиво оформленном кабинете.

Этап 2. Разработка сценария и  проведение собрания

Сценарий и проведение родительского собрания - предмет творчества педагога. В соответствии с выбранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников собрания.

В случае подготовки традиционного родительского собрания имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса , исключая ответы на частные вопросы.

  1. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Здесь нужно быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

  1. Психолого-педагогическое просвещение.

Задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Сообщение педагогических знаний может быть выражено в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, обсуждение кинофильма, деловая игра между учителями и родителями. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Но все таки желательно, чтобы на собрании присутствовал не только монолог учителя, а диалог, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, современный поиск решения возникающих проблем, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Последнего очень трудно добиться. Разговорить родителей гораздо сложнее, чем учеников. Один эффективный прием мне подсказала Ершова Ирина Александровна, когда я готовила открытое родительское собрание. В него я включила практикум: родителям получали карточку с описанием проблемной ситуации. Посовещавшись, они должны предложить свои способы решения проблемы. Предположив, что родители будут неактивны, не сумев сформулировать мысли , постесняются отвечать и этот этап пройдет вяло и затянется, И.А. посоветовала предложить в помощь родителям готовые модели поведения, из которых они должны были выбрать правильные. Благодаря этому приему родители психологически раскрепостились и получилась настоящая дискуссия.

  1. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.)

Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

  1. Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.

Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания и принятие решения.

Обязательный элемент родительского собрания, однако мы очень часто о нем забываем.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании - необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:

• явка родителей, причины отсутствия;

• персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

• вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Подводя итог выше сказанному, хочу отметить следующее. Для того, чтобы в школе наладить взаимодействие с родителями, далеко не всегда приходится изобретать велосипед, то есть придумывать какие-то невиданные формы работы. Как показывает опыт, проведение даже привычных родительских собраний может стать интересным событием для родителей, педагогов и даже детей.

И, пожалуй, одним из важнейших условий эффективности  проведения родительских собраний является систематичность такой работы, поскольку отдельные мероприятия, как бы хорошо они ни были подготовлены и проведены, не принесут большой пользы родителям, педагогам, а главное, детям.

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ КЛАССНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Правило ПЕРВОЕ. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило ВТОРОЕ. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей

время.

Правило ТРЕТЬЕ. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило ЧЕТВЕРТОЕ. Общение классного руководителя и родителей должно быть

тактичным и выдержанным.

Правило ПЯТОЕ. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило ШЕСТОЕ. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и

хорошо подготовленным.

Советы психолога классному руководителю по проведению собрания

• Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

• Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

• Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

• Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

• Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

• Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

• Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

• Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

• В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

• Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

• Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит

• Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

• Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

• Давать негативную оценку всему классу.

• Переоценивать значение отдельных предметов.

• Избирать для общения назидательный тон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка...

родительское собрание "Основные нравственные законы моей семьи".

Родительское собрание на тему: "Основные нравственные законы моей семьи". Задачи собрания:Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.Формировать культуру общения родителей и ...

Семейный клуб как форма сотрудничества школы с семьями обучающихся

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй....

Родительское собрание: «Основные правила защиты детей от Интернет опасностей».

Материал для проведения родительского собрания о возможных негативных последствиях использования Интернетаи рекомендации родителям по пути предотвращения возможных негативных  последствий ис...

Родительская газета как форма взаимодействия ДОУ и семьи

Происходящее в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Родительская газета является наиболее прие...

Эффективные инновационные формы взаимодействия школы и семьи

К инновационным формам работы с родителями относятся:родительские вечера;родительские тренинги;родительские ринги;практикумы;ролевые игры;родительские чтения;Интернет - консультации.Родительские вечер...