Памятка по написанию индивидуальной программы работы с ребёнком и семьей, находящимися в социально опасном положении.
методическая разработка на тему

Улыбышева Ирина Александровна

Паятка по написанию индивидуальной программы для работы с несовершеннолетним и семьёй, находящимися в социально опасном положении, является алгоритмом придерживаясь которого, можно составлять индивидульные программы реабилитации семьи и несовершеннолетнего, которые переживают сложный период. Памятка является  инструментом в  деятельности педагога по профилактике социального сиротства, направленной на сохранение целостности кровной семьи и оказания ей адресной помощи в кризисный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по составлению индивидуальной программы по сопровождению неблагополучных семей в школе.

Направление деятельности

Ответственный

Сроки

Примечания

1

2

3

4

Диагностика

а) Социальное исследование

  1. Сбор информации о семье
  2. Знакомство с семьёй;
  3. Изучение степени социального благополучия; (жизнеобеспечение, организация быта, физическое здоровье, воспитание детей, внутренние и внешние коммуникации семьи);
  4. Определение уровня социального развития ребёнка;
  5. Изучение типового семейного состояния;
  6. Изучение биологического окружения ребёнка, работа с семейной историей.

б) Психологическая диагностика:

  1. Проведение первичной консультации родителей;

Социальный педагог
















Педагог-психолог

Согласно плану
















Согласно плану

Перечислить все методики, которые будут использоваться при обследовании семьи

Работа с семьёй

  1. Организация индивидуального психологического консультирования ребёнка специалистами КГЦ ПМСС (при отсутствии педагога-психолога в ОУ).
  2. Организация индивидуального психологического консультирования родителей специалистами КГЦ ПМСС (при отсутствии педагога-психолога в ОУ).
  3. Индивидуальное консультирование по организации летней занятости ребёнка.
  4. Работа по взаимодействию с соцзащитой, Центром ПМСС, КДН и др. Социальная помощь с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.
  5. Помощь в сборе и оформлении документов на получении социальной помощи (льгот, социальных выплат и т. д.), улучшении ЖБУ, защита прав ребёнка.
  6. Содействие в оказании гуманитарной помощи, организации бесплатного питания в школе.
  7. Организация консультаций ребёнка у врача-нарколога, психиатра и других специалистов (при необходимости)
  8. Содействие в организации форм обучения ребёнка (экстернат, вечерняя школа, и т. д.).
  9. Инициирование иска о лишении родительских прав (ограничении в родительских правах, отобрании ребёнка).
  10. Организация помощи ребёнку со стороны биологического окружения, проведение встреч сети контактов.
  11. Коррекция детско-родительских отношений, внутрисемейных отношений.

Педагог-психолог





Социальный педагог, педагог-психолог



Социальный педагог, классный руководитель

Социальный педагог





Социальный педагог


























Педагог-психолог

Согласно плану (число, месяц, год)

Коррекционные программы















Должна быть отражена совместная работа с социальными организациями.

Программа должна быть утверждена директором и подписана всеми специалистами, задействованными в её реализации.

ПАМЯТКА

по разработке индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего.

 

Направление деятельности

Ответственный

Сроки

Примечания

1

2

3

4

Диагностика

а) Социально-педагогическая диагностика:

  1. Сбор социального анамнеза семьи, изучение сети социальных контактов (построение карты сети контактов);
  2. Изучение условий и формы обучения несовершеннолетнего;
  3. Первичная беседа с подростком, родителями с целью выявления проблем воспитания;
  4. Социометрия классного коллектива с целью выявления статуса ребёнка;
  5. Изучение уровня социального развития ребёнка (в т. числе определение степени удовлетворения материальных запросов);
  6. Наблюдение за подростком в учебной деятельности.

Социальный педагог, классный руководитель
















Согласно плану - число, месяц, год
















Сбор и уточнение сведений о подростке, ближайших родственных семейных взаимоотношениях,

Проводится совместно социальным педагогом и педагогом-психологом.

б) Психологическая диагностика:

  1. проведение первичной консультации для родителей;
  2. проведение психолого-педагогических исследований для выявления уровня развития ребёнка, степени его дезадаптации

Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог

Число, месяц, год

В программе должен быть указан список методик, которые будут использоваться.

Аналитическая деятельность

Подготовка психолого-педагогической характеристики подростка

 Социальный педагог, педагог-психолог

Согласно плану (число, месяц, год)





Разработка рекомендаций для классного руководителя, учителей-предметников, родителей.

Социальный педагог, педагог-психолог

Разработка индивидуальной программы реабилитации

Специалисты социально-педагогической службы

Может проводиться в рамках психолого-педагогического консилиума.

Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью изучения эффективности программы, внесения необходимых корректив; проведение итогового психолого-педагогического консилиума.

Все заинтересованные стороны

1 раз в 3 месяца, в конце учебного года

К консилиуму должен быть подготовлен письменный отчёт о выполнении программы.

Подготовка аналитической информации по организации индивидуальной работы с подростком на педагогические советы, административные совещания, заседания КДН и т. п.

Зам. Директора по ВР, социальный педагог

Согласно плана или по мере необходимости

Коррекционная работа

Проведение встреч сети контактов (консультирование специалистами КГЦ ПМСС)

Педагог-психолог, социальный педагог

Встречу ведёт специалист КГЦ ПМСС, не включенныё в программу реабилитации (независимый)

Коррекция детско-родительских отношений

Педагог-психолог

Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы согласно программе

Педагог-психолог

Должны быть разработаны перспективные программы индивидуальной или коррекционной групповой работы

Образовательно-профилактическая деятельность

Социальный патронат семьи и подростка

Социальный педагог

Должен быть составлен перспективный график посещений

Оказание помощи в определении формы обучения. Осуществление социально-педагогической работы по минимизации негативного прогноза (неуспешности) в учебной деятельности (малые педсоветы, консилиумы и др.)

Зам. Директора по ВР, классный руководитель, социальный педагог.

В программе должна быть отражена совместная работа с учебным заведением.

Профилактические беседы, индивидуальное консультирование, по вопросам дальнейшего самоопределения и выбора жизненного пути. Индивидуальное консультирование по проблемам адаптации подростка к школе.

Социальный педагог, КДН, ПДН, педагог-психолог

Организация индивидуального консультирования родителей у специалистов КГЦ ПМСС.

Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу).

Индивидуальное консультирование по вопросу организации  занятости в летний период.

Работа по вовлечению подростков в тренинговые группы.

Социальный педагог, классный руководитель

В ходе диагностики должны быть выявлены интересы и склонности ребёнка, в программе указать, какой направленности занятия (спорт, технические и др.) предлагаются подростку 

Содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности)

Социальный педагог

Организация психолого-педагогического просвещения родителей

Указывать форму просвещения, темы, которые будут предложены

Взаимодействие специалистов КГЦ ПМСС с КДН, ПДН, наркологической службой, учебным заведением, руководителем кружка или секции и т. п.

Содействие в направлении в стационарное медицинское учреждение детей (родителей). Оказание информационной поддержки в получении медицинской помощи.

Организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи.

Участие в правовой защите личностных интересов несовершеннолетнего.

Помощь в написании, оформлении документов, связанных с защитой личностных интересов и прав ребёнка.

 

Программа должна быть утверждена директором и подписана всеми специалистами, задействованными в её реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классного руководителя с семьями, находящимися в социально-опасном положении

“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”....

Индивидуально профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении

Из опыта работы социального педагога по проведению индивидуально профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Показана система взаимодействия служб образовател...

Информация об организации работы с детьми и семьями, находящихся в социально-опасном положении

В ТОГБОУ "Школе-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" находятся дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации....

Алгоритм работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально - опасном положении

В алгоритме применяются следующие понятия:     Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся — система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на в...

Индивидуальная профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

Из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина города Тамбова Лагутиной А.А. В данном материале рассмотрен алгоритм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. О...

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....

Восстановление внутрисемейных отношений в процессе работы с учащимися из семей, находящихся в социально опасном положении

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание социально-психолого-педагогической помощи их семьям ...