Главные вкладки

    Статья по теме:
    Работа с родителями трудных детей

    В данной работе рассматриваются проблемы воспитания трудных детей, основные задачи и содержание работы классного руководителя в работе с "трудными" семьями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Неблагополучные условия семейного воспитания - это одна из основных причин отклонений в моральном облике и поведении учащихся. Поэтому улучшение этих условий играет важную роль в работе школы по перевоспитанию трудных учащихся.

    Жизнь показывает, что в семьях, где родители педагогически правильно строят отношения с детьми, показывают им достойный пример собственными поступками, заботятся об их духовном развитии, практически исключена возможность формирования у детей антиобщественных взглядов, нарушения ими норм морали и права. Большинство родителей являются союзниками и помощниками школы, но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично. Сами они за помощью к учителям не приходят.

    Педагогам необходимо:

    1. настойчиво искать пути и средства воздействия на таких родителей;
    2. оздоровления обстановки в их семьях;
    3. изменения отношения к детям и методам воспитания.

    Задачи классного руководителя в работе с «трудными» семьями

    Типы проблемных семей: 

    1. семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.

    Задачи классного руководителя:

    1. расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться;
    2. попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней;
    3. заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее;
    4. деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем.

    2. семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

    Задачи классного руководителя:

    1. терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут;
    2. обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать;
    3. выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни;
    4. включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

    3. семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

    Задачи классного руководителя:

    1. сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями;
    2. пробудить интерес к самообразованию;
    3. внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

    4. семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

    Задачи классного руководителя:

    1. изменить жизненную ориентацию родителей;
    2. заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира;
    3. при встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.

    5. семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

    Задачи классного руководителя:

    1. сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями;
    2. пробудить интерес к самообразованию;
    3. внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

    Требования к работе с неблагополучными родителями.

    Цели воспитания в семье и школе обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье (особенно неблагополучной) нередко не согласованы. В таких случаях родители и учителя по-разному понимают содержание методов воспитания, не одинаково оценивают значимость материальных и духовных стимулов.

     Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к учащимся, изменения характера отношений между взрослыми и детьми в семье в лучшую сторону необходимо соблюдать следующие требования:

    Во-первых, неправильно видеть только в родителях причину всех наших трудностей в работе с трудными учениками. Негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно они своими ошибочными действиями и вызывают их. Не следует резко критиковать применяемые родителями методы воспитания, постоянно предъявлять им претензии. Это лишь приводит к ненужным конфликтам между школой и семьей. Даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Следовательно, главное в отношениях с ними - это тактичность, доброжелательность и терпение.

    Во-вторых, чтобы знать, как именно работать с данной семьей надо всесторонне ее изучить, выявлять положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определять реальные пути их оздоровления. Информацию такого рода дает посещение на дому, беседы с родителями и детьми. Многое можно узнать из сочинений учеников на такие темы, как “Моя семья”, “За что я уважаю своих родителей”, “Как я провожу свое свободное время”.

    В-третьих, действия педагогов по изучению семьи и обстановки в ней надо подчинить продуманному плану. Недостатки семейного воспитания возможно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении достаточно длительного периода времени и в определенной системе.

    В-четвертых, когда меры педагогического воздействия не дают должных положительных результатов, школа должна обращаться в органы самоуправления и правоохранительные  органы с просьбой о применении мер, предусмотренных законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей.

    Виды мер воздействия школы на родителей трудных детей:

    1. повышение педагогической культуры родителей;

       педагогическое руководство воспитанием детей в семье;

    1. привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе;
    2. организация административно-правового воздействия на отцов и матерей, уклоняющихся или относящихся безответственно к выполнению своих родительских обязанностей по воспитанию детей.

    Содержание работы с родителями

    Практика показывает, что те родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приемы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, тем не менее считают себя ведущими в вопросах воспитания, не осознают своих ошибок.

    Обычно педагогическое просвещение родителей трудных учеников в школах пытаются осуществлять в индивидуальных беседах или на родительских собраниях. Однако жизнь показывает, что большинство таких родителей не приходят в школу. В таких случаях, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Классному руководителю необходимо установить с родителями тесный контакт.

    Педагогическое руководство семейным воспитанием заключается

    1. в указании родителям конкретных путей и средств оздоровления обстановки в семье,
    2. улучшения отношений с детьми.

    В беседе с родителями классный руководитель обсуждает:

    1. трудности, которые их сын или дочь испытывает в учебе;
    2. методы воздействия на его сознание и поведение;
    3. вопросы его дружбы со сверстниками;
    4. характер отношения к труду, общественным обязанностям;
    5. взаимоотношения с самими родителями.

    Подсказать родителям наиболее подходящие в данном конкретном случае меры воздействия, практические шаги по нормализации положения педагог может лишь при условии, что он разобрался в ситуации, сложившейся в семье, достиг с родителями откровенности и взаимопонимания.

    В ряде случаев родителей, чей моральный облик не вызывает нареканий, но которые не умеют находить со своими детьми общего языка, имеет смысл привлекать к работе по организации и проведению воспитательных мероприятий в классе и школе. Чем активнее они участвуют в работе школы с детьми, тем лучше начинают понимать детей, острее ощущают необходимость повышения своей педагогической культуры.

    Меры общественного воздействия:

    1. меры, принимаемые советом школы или родительским комитетом;
    2. в особо сложных случаях  школа может поставить вопрос о привлечении родителей к административной ответственности, вплоть до лишения родителей права на воспитание или лишения родительских прав и изъятия детей из семьи.

    Заключение

    В работе школы с родителями трудных учеников не всегда удается добиться желаемого результата. Но если последовательно и настойчиво использовать все вышеперечисленные меры воздействия, то улучшение обстановки в семье произойдет. А это самым положительным образом скажется на поведении трудных школьников в жизни и на улице, а также на качество их учебы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ

    Презентация была подготовлена к МО учителей-логопедов города-курорта Ессентуки СК "Опыт работы с родителями ГКДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 3 "Берёзка"". Представляю теоретический материал, ...

    Педагогически трудные дети. Родителям трудных детей.

    Трудные дети...какие они? Как вовремя рассмотреть отклонения в поведении ребёнка? Что делать родителям и как помочь детям с отклонениями в поведении?...

    Работа с родителями, имеющими детей с ОВЗ

    Статья  о  формах работы с родителями обучающихся с использованием ИКТ...

    Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

    Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

    «Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей

    Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...

    НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПО ПОВЫШЕНИЮ ИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

    Статья раздела " Коррекционная педагогика", раскрывающая пути работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ по повышению их компетентности в условиях семейного воспитания....