Погода в доме для подростков.
статья на тему

Тихомирова Ирина Петровна

Статья может быть использована на родительском собрании. В ней говорится о взаимоотношениях родителей и детей-подростков, о причинах плохого поведения детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Погода» в доме для подростков.

(Беседа для родителей подростков.)

Трудно растить детей в сложном современном мире. Давление и нагрузки на семью настолько усиливаются с каждым днем, что не мудрено прийти в замешательство и уныние. Рост числа разводов, экономические кризисы и многое другое лишает нас эмоционального равновесия.

И поскольку родители становятся все более истощенными физически, эмоционально и духовно, им гораздо труднее достойно воспитывать своих детей.  На ребенка падает львиная доля тяжести от этих нагрузок. В современном обществе в самом бедственном положении оказываются именно дети, а им больше всего на свете необходима любовь.

Трудно переоценить роль семьи в жизни каждого человека. Семья – это среда эмоционального, психологического и духовного развития человека. Любовь близких людей нужна ребенку, как солнце и воздух. Психологический климат в семье для взрослеющего человека – подростка имеет жизненно важное значение. Создают этот климат родители. Если климат получился непереносимым для детей, они начинают себя чувствовать в семье дискомфортно или уходят из дома. Причины многих сложностей подростков – в окружающих их взрослых. Поэтому важно сделать в своем доме такой климат, который был бы благоприятен для наших детей.

Данные многочисленных исследований показывают, что в большинстве современных семей отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отторжение со стороны обоих родителей. Взрослым не хватает ни эмоциональных, ни физических сил на то, чтобы быть родителями.

В «благополучные» периоды дети живут сами по себе, им многое позволяется, уровень требований и контроля со стороны родителей невысок, как впрочем, и интерес родителей к ним как к личностям. Но все меняется в «неблагополучные»  периоды: вынужденные обратить внимание на ребенка родители решают «исправить» положение, возрастает контроль, строгость.

Занятые «добыванием  денег»  и выживанием родители стали проводить с детьми гораздо меньше времени. Это приводит к тому, что не удовлетворяется важная потребность ребенка – в любви, в принятии, в подлинных эмоциональных связях. Эмоциональная холодность часто маскируется. Родители не хотят и себе признаться в своем безразличии, невнимании к ребенку, так как это считается недостойным. Безразличие к внутренней жизни ребенка часто подменяется внешними родительскими заботами, заметными окружающим: как одет подросток, режим дня, питание. Но дети очень хорошо отмечают это внешнее показное внимание к себе.

Ситуация в семьях, где есть родительское отвержение, безразличие, опасна! Родительская любовь перестает быть чем-то надежным. Ребенку не на что опереться душевно: он, словно, сирота. Подростки, настроенные на общение со сверстниками, найдут признание и поддержку в своих компаниях.  Что принесет новая компания в качестве «наследства» в душу подростка? Родителям есть о чем беспокоиться, если подросток ушел из семьи в компанию, если он «в разводе» со своими родителями. А вот чувствительные дети при холодности близких могут испытывать жестокие страдания – до глубокой угнетенности, депрессии, нежелания жить. Многие болезни подростков связаны с желанием уйти, хотя бы на время из психотравмирующей ситуации.  Кроме того, подростковые депрессии после болезней и травм – самые частые причины покушений на самоубийство. В этом возрасте дети импульсивны, не умеют поделиться проблемой, имеют повышенную тревожность и неустойчивую самооценку. К тому же подростки не ценят ни свою, ни чужую жизнь. В этом смысле человек дозревает постепенно. Поэтому 13 – 17 – летние – самые опасные люди, для которых «жизнь – копейка».  

Чтобы ребенок не потерялся себя в этой жизни,  родители должны обеспечить ему тыл, сделать так, чтобы он всегда знал, что он необходим и дорог своей семье. Поддержка и любовь родных больше всего помогает воспитать чувство ценности жизни.

Очень не хватает такой защиты детям, когда родители развелись или находятся в состоянии хронического развода и им не до ребенка. Ребенок может жить с  бабушкой или дядей,  но все равно будет чувствовать  себя подавленным и никому ненужным. Уже с 10-12 лет он вынужден взрослеть, уходить из детства, надеяться только на себя. Каким будет будущее у такого человека?

Другая ситуация: образцовая семья, образованные, работящие родители, дома все есть. С рождения ребенок окружен заботой, его записывают в разные кружки и секции.  Созданы все условия для роста и развития. А в подростковом возрасте возникает  масса проблем: ребенок ушел из дома в дурную компанию, курит, выпивает, берет из дома деньги. Почему?  Дурного примера в семье не было.

Эти родители – жертва собственной авторитарности. Для них проявление любви и заботы – это контроль и слежка. А в 13-15 лет начинается реакция «психологической эмансипации», желание отделиться от родителей, стремление разрушить правила, внедряемые насильно.

При авторитарном воспитании родители пытаются удержать ребенка в золотой клетке, строго контролируя  поведение и деятельность подростка. Ему  внушают:  что  нужно и что он должен. Но, как ни странно, вопреки родительскому нажиму, учатся дети неважно, на уроках рассеяны, задания делают из-под палки, да и поведение оставляет желать лучшего. Подросток грубит, отказывается выполнять требования, бунтует. Это попытка сломать клетку и ускользнуть от слежки, контроля – вырваться на свободу. Клетку сломать им удается, но смогут ли они жить на свободе?

Некоторые дети уходят от своих родителей в ложь и обман. От чего спасается ребенок ложью? Лукавить подростку приходится, когда рамки становятся для него слишком тесными и жесткими, когда хочется избежать наказания. Он оберегает свое право на собственную независимость. Так ребенок спасается от нашего давления, грубости и чрезмерной опеки. Так он защищается от нашей повышенной нервозности.  Ложь помогает ему уцелеть под гнетом запретов,  ребенок «заговаривает» жизнь, которая представляется ему враждебной.

По-другому уходят от реальной жизни дети, увлекающиеся компьютерными играми.                     У компьютера ребенок силен, никто ему не читает нотаций, он сам справляется с препятствиями. Для многих современных детей компьютерные игры стали защитой от жизненных проблем. Сеть затягивает, дети все дальше уходят от действительности. Подростки нуждаются в человеческом тепле. Компьютер не заменит человека, не сможет воспитать душу, привить нравственные ценности и дать теплоту живого общения, взгляда, прикосновения.

В некоторых семьях контроль за поведением ребенка ослаблен: подросток почти полностью предоставлен себе. Эти дети не получили внимание, заботу, любовь, тепло, которые дает семья. Они не умеют решать проблемы и часто попадают в самые неприятные ситуации.

Возможно, проблем будет намного меньше, если родители будут правильно понимать взаимосвязь между любовью и дисциплиной. Обычно в представлении родителей любовь отделена от дисциплины, как будто это два совершенно независимых явления. Обычно считают, что дисциплина означает наказание.

В области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Достойный пример взрослых, моделирование ситуации, словесные и письменные инструкции, письменные просьбы, обучение, обеспечение ребенку самому возможности учиться и набираться различного жизненного опыта, в том числе и умения отдыхать – все это под разумным и благожелательным руководством взрослых. Дисциплины неизмеримо легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне и глубоко любят, принимают таким, какой он есть. Тогда ребенок может примириться с руководящей ролью родителей без враждебности и обструкций.

Вот что мог бы сказать, например, любящий отец своей дочери. «Милая, я тебя люблю. Не потому, что ты умная, добрая и красивая, а потому, что ты - это ты. Не потому, что ты лучшая, а потому, что ты единственная на свете, другой такой нет. Мне не нужен идеал, мне нужна именно ты. Ты не обязана быть совершенством, ты можешь ошибаться, спотыкаться, проявлять слабость и растерянность. Я тоже могу обижаться, сердиться и расстраиваться. Но если тебе понадобится помощь или поддержка, ты всегда можешь на меня рассчитывать. Я не ставлю тебе никаких условий, которым ты должна соответствовать. Я не выдвигаю никаких требований, которым ты должна удовлетворять. Я не налагаю никаких обязательств, которые ты должна выполнять. Я люблю тебя такую, какая ты есть. Будь счастлива, будь собой и верь мне и моей любви так, как я верю тебе. И моя любовь не аванс, который нужно отрабатывать, и не долг, который ты обязана вернуть. Нет, это твой ресурс, источник в твоем распоряжении, из которого ты можешь черпать, сколько тебе нужно, до тех пор, пока у меня есть силы». Этому воображаемому герою трудно дался этот текст - не учат у нас мужчин выражать свои чувства. Но ради детей надо постараться это сделать. В реальности все гораздо сложней.  Немногим людям удается в жизни не только произнести, но и почувствовать что-то похожее на выше приведенное признание, но к этому нужно стремиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по профессиональному самоопределению и самопознанию подростков (8-9 классы) детского дома:«Первые шаги к правильному выбору»

Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей...

конспект урока природоведения "Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха".

Урок природоведения в 5 классеПогода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха....

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Материалы научно-практической конференции.Соц. воспитание детей, подростков ,молодежи

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта ...

ДШ4 Погода в доме

Для каждого человека важно иметь «хорошую безоблачную погоду» в своём доме. И поскольку для директора школы его работа является вторым домом (если не первым), то и позаботиться он должен о ней сам. А ...

Сценарий диспут встречи с родителями "Погода в доме"

Сценарий диспут-встречи с родителями по теме безконфликтного общения с детьми и профилактики употребления ПАВ с приглашением специалистов...

Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Цели урока: сформировать представление о погоде и ее элементах,  климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны;  с...

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов, "Погода в доме".

Цель: воспитание от ношения к семье, как к базовой ценности общества.Задачи:1.Формирование нравственного долга детей перед родителями.2.Определить роль детского участия в заботах по дому и в созд...