Игры для любознательных ребят и заботливых родителей.
учебно-методическое пособие по теме

Зелененко Марина Олеговна

          Уровень развития речи является  важным показателем  готовности ребёнка к школе,т.к. речь - это  основной инструмент получения знаний. Правильное и  успешное  формирование навыков чтеня и письма возможно  на базе хорошо развитой устной речи,всех её компонентов,а именно,фонематических  и лексико-граматических. Вашему вниманию предлагается комплекс игр  со словами,который позволит одним детям закрепить имеющиеся речевые навыки, другим  - восполнить пробелы,а  в общем предупредить ошибки в речи дошкольников и младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_lyuboznatelnyh_rebyat_i_zabotlivyh_roditeley.docx622.38 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Игры, способствующие  развитию  фонематического восприятия.

1.Какое  слово  я  задумал?

Взрослый  с  интервалом в  1  секунду  говорит  звуки, ребёнок  внимательно слушает, а затем  говорит  слово  целиком.

Например:   С  О  Н    -                  сон

К   И   Т    ---

С  Т   О   Л    -

С   Т   У   Л   -

Ш  У  Б  А

Д  Ы  М

К  И  Н  О

М  О С  Т

Т  И  Г  Р

Л  У  К

С Н  Е Г

К  Р  О  Т

К  У  С  Т

К Н И Г А

С  Т  Е  Н  А

В  Е С Н  А

М  О  Р  О  З

2.“Не  пропусти”.

 Взрослый  называет  ряды  слов, ребёнок  по  договорённости перед игрой  должен  поймать – хлопнуть, когда  услышит название    любого  растения,  животного, профессию, съедобное.

“ Поймай  растение” –говорит  взрослый  и называет  слова.

Кошка, ведро, дом, дуб, жираф, ромашка, щука, тюльпан, василёк, гости, письмо, клубника, пруд, море, ветер, малина,  одуванчик.

Пойма  профессию–говорит  взрослый  и называет  слова.

Учебник, доска,  ручка, учитель, ножницы, расчёска, вода, шампунь, парикмахер, строитель, кирпичи, мастерок,

3.“Ты  мне – я  тебе”

Взрослый говорит слово, ребёнок  определив первый звук  в  нём  говорит  в  ответ   другое  слово .

Например.

  Стол -  сумка

Малина -  машина

Палка   -   подушка

Рукав -   радио

 Диван –

Ива-

Яблоко-

Ёж-

и  т.д.

 Подчёркнутые  слов   говорит   взрослый.

II Игры, способствующие  обогащению  словаря  детей и  речемыслительной деятельности.

  Взрослый  говорит ряд слов- ребёнок  называет  их одним  общим  словом

1.Роза, тюльпан, ромашка -   это…….

Лётчик, парикмахер, учитель – это…..

 Декабрь, январь, февраль  -  это…….

Сентябрь,  июнь, март – это…….

Сарафан, костюм, футболка – это……

Миша, Павел, Сергей – это…..

 Анна, Яна,  Нина – это…..

 Москва,  Самара,  Тверь – это……

Основные категории -   обувь, одежда, домашние, дикие  животные,  перелётные ,зимующие птицы, насекомые , транспорт, дни недели, музыкальные  инструменты.

 2.Угадай  предмет  по  его  частям. Слушай  от начала  до  конца.

Рукава, воротник, манжет, пуговица, карман  - рубашка

Кузов, дверь, капот, руль, мотор, фары  –

Борт, штурвал, крылья, мотор, шасси –

Рога, хвост, копыта, вымя –

Крыльцо, лестница, окна, стены, крыша –

Купол, ряды, арена –

Потолок, пол, стены, окно, дверь -

3. Закончи  фразу.

Слон   большой, а  комар   …………..

Дерево  высокое, а  трава   …………………

Дорога  широкая, а  тропинка   ……………..

Сахар  сладкий, а горчица      ………………………

Мачеха      злая,  а  мама           …………………..    

Кресло  мягкое,  а  табуретка   ……………….

4.   Чего   больше?

Послушай  и ответь  чего  больше?

Собак  или  животных?

Автобусов  или  транспорта?

Овощей  или  огурцов?

Птиц  или  соловьёв?

Кукол  или  игрушек?

Домашних  животных   или  коз?

Ботинок    или  обуви?

Цветов  или  нарциссов?

Лещей  или рыб?

Посуды   или  вилок?

Книг  или  учебников?

Одежды или  платьев?

Нарциссов  или  цветов?

Инструментов  или  молотков?

5. “Забавные  бубнилки”.

Взрослый  начинает  фразу  слогами, например:

Та-та-та  и добавляет слова  тапочки,  после  чего  ход  переходит  к  ребёнку, и он  начинает :

Та- та –та  и  добавляет  слово  танк

Главное, чтобы  ребёнок  слушал и не повторял уже  сказанные   взрослым   слова.

 Аналогично  можно  играть  со  слогами.

Да-да-да -  дача

Де-де –де – дети

До – до –до-  дом

Па – па – па –палец

Пе-пе-пе  -пенал

Во –во –во – волосы

Ва-ва-ва- вата

Фо-фо-фо – фото

Фи-фи-фи- фильм

Ра –ра –ра – радио

Ры-ры-ры – рыба

Ре –ре- ре -репка

То – то - то – торт

Те-те- те-  тесто

Ту-ту-ту - туфли

Ба- ба-ба – бант

Бо- бо- бо - борода

Хо – хо- хо – холод

Ша-ша-ша- шар

Жа-жа-жа- жаба

 

  1. Игры, способствующие  формированию  грамматического  строя  речи.

 1.Игра  “Жадина”.

 Взрослый  говорит  :”У   меня  одна  конфета” . Ребёнок  в  ответ :”У  меня  много  конфет”  и  т.д.

У  меня одна  груша   -  у  меня  много  груш

У  меня  одна   книга

У  меня  одна   рубашка

У  меня  одна    тетрадь

____________________

У  меня  один   карандаш

У  меня  один    пенал

У  меня  один    друг

У  меня  один    стул

У  меня  один     телефон

-----------------------

 У  меня  одно    ведро

У  меня  одно    окно

У  меня  одно    слово

У  меня  одно    весло

2.Игра   “Два – пять”.

 Взрослый  говорит:”  Один  стул” -  а  ребёнок  продолжает :” Два   стула, пять  стульев.”

Один   диван,  два- …….,пять -…….

Один  дом , два- …….,пять -…….

Один   день, два- …….,пять -…….

Один  час, два- …….,пять -…….

Один  человек, два- …….,пять -…….

Один   пенал   два- …….,пять -…….

И т. Д

Одна   ручка, две- …….,пять -…….

Одна   комната, две- …….,пять -…….

Одна  ворона, две- …….,пять -…….

Одна  роза, две- …….,пять -…….

Одна  парта ,две- …….,пять -…….

Одна  стрекоза , две- …….,пять -…….

И т. Д

Одно дерево, два- …….,пять -…….

Одно  ведро ,два- …….,пять -…….

Одно   яблоко, два- …….,пять -…….

Одно  окно, два- …….,пять -…….

Одно весло, два- …….,пять -…….

Одно зеркало, два- …….,пять -…….

И т. Д

3. Ласковые  слова.  Великан – гномик.

 

У  великана  рот  , а  у  гномика  - ротик. ( подчёркнутую  фразу  говорит  взрослый, ребёнок  досказывает  слово).

 У великана   рука, нога, глаз, нос, бровь,

У великана  стол, стул, ковёр, дом, кровать, шкаф, зеркало  и т.д.

 Взрослый предлагает  ребёнку  сыграть  во всё  “лесное”  “красное”   “низкое”  “высокое”  “сладкое”  “тонкое” ” широкое”   “длинное”

  4. Игра “Какой, какая, какое, ? ”

Всё   красное .

- шарф  какой ? – красный

- лента  какая? – красная

- яблоко какое?-  красное

-перчатки  какие ? – красные

Всё  лесное.

- поляна  какая?-  лесная

- озеро  какое? – лесное

- воздух  какой? – лесной

Всё  широкое.

-дорога  какая? – широкая

-проспект какой? – широкий

-брюки   какие? – широкие

Поле  какое? - широкое

Всё  высокое.

- дом какой? –высокий

-башня  какая?-

- дерево  какое? -

- кусты  какие ?-

Всё  тонкое.

- ткань  какая?

-голос  какой?

-одеяло  какое?

-пальцы  какие?-

Всё  длинное?

-нос  какой?

-шея какая?

-волосы какие?

Подчёркнутые  фразы  говорит  взрослый, ребёнок  отвечает  на  вопросы  одним слово, акцент на  окончания  слов.

  1. Игры, способствующие  развитию  связкой  речи.

Игра “Встреча  с  инопланетянином”.

Взрослый  предлагает представить ребёнка  ситуацию ,в которой он встречается  с инопланетянином  ему  нужно объяснить  для  чего  нужны  предметы  вокруг.

План.

-описание  внешнего вида предмета, из  каких частей состоит.

-что с предметом   можно делать

-для  чего служит

В  итоге  ребёнок  составляет  рассказ  из  5 -7  предложений

 

Примерный  рассказ  о предмете.

Шкаф -  это  мебель. Он  деревянный, большой, высокий. В  нём   есть стенки, дверцы, много  полочек, ящиков, В шкаф вешают  одежду, складывают игрушки,   посуду, книги. Бывает  платяной , книжный шкаф .  Он нужен для того, чтобы  все вещи  лежали  на  своих  местах  и в доме  был порядок.

Расскажи   инопланетянину   о  таких предметах.

 Стол, стул, пылесос, телевизор, телефон, холодильник, книга, пенал, портфель,

карандаш, тетрадь, краски.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заботливым родителям

Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием? Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, за...

буклет "советы логопеда заботливым родителям"

буклет "Советы логопеда заботливым родителям"...

Печатная консультация для родителей "Библиотечка заботливых родителей. Фонематический слух."

Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, состоят из звуков. Чтобы во всем разобраться, нужно научится слушать и слышать звуки. Предлагаю вам подборку литературы, которая вам в этом пом...

Анкета для заботливых родителей.

От логопеда дефектолога...

Информационная страничка для заботливых родителей

Игры для развития речи детей, в которые можно играть по дороге домой и просто на прогулке....

Детско-родительский тренинг "Заботливый родитель"

Для использования работы с родителями...