Программа клуба «Школа родителя особого ребенка»
рабочая программа по теме

Шмакова Нина Васильевна

В статье представлена программа работы с родителями ребенка-инвалида в формате клубных встреч. Сформулированы задачи «Школы родителя особого ребенка», темы и структура занятий, описаны используемые приемы, направленные на поддержание интереса и раскрытие обозначенных тем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа клуба «Школа родителя особого ребенка»

Шмакова Н.В., педагог-психолог

ГКУ ДДИ «Южное Бутово»

Пояснительная записка

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка,  незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Современные исследования (Е.А. Екжанова (1998); Т.В. Черникова (2000); В.В. Ткачева (2000); И.В. Рыженко и М.С. Карпенкова И.В. (2001); Карданова (2003) и др.) указывают на изменения в эмоциональной, ценностоно-смысловой сферах, в психическом и соматическом состоянии родителей детей-инвалидов.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии»  является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

Последние публикации свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи не только инвалиду, но и его родственникам.

Исследование  семей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами.

Результаты анкетирования родителей по выявлению их запроса на индивидуальное психологическое консультирование, групповую работу, направленные на улучшение их собственного психологического состояния, показали, что 53% опрошенных родителей не высказывают потребности в психологической работе лично с ними.

Для родителей, имеющих запрос на работу с психологом, групповая форма работы оказалась более востребованная, чем индивидуальная.  Наибольший процент из них (68%) предпочли целью занятий обучение взаимодействию с ребенком, 54%  желают общаться с родителями детей, имеющих схожие проблемы, для обмена опытом и оказания взаимопомощи друг другу

То есть, многоаспектность проблем больного ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.

При составлении программы  деятельности клуба «Школа родителя особого ребенка» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.

Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

Цель программы 

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Задачи

  • формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с

нарушениями развития;

  • расширить видение родителями своих воспитательных функций в

отношении умственно отсталого ребенка;

  • познакомить родителей со специальными коррекционными и

методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;

  • познакомить  родителей с эффективными методами родительско-

детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;

  • формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со

специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства "детский дом-интернат – семья";  

  • мотивировать родителей на обращение за психологической помощью

лично для себя, на участие в психологических тренингах;

  • способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить

возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Программа рассчитана на родителей, дети которых посещают учреждение социальной защиты населения. Приветствуется участие в родительских встречах  других членов семьи (бабушек, дедушек, сиблингов ребенка-инвалида и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.

Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продолжена).

Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в месяц (8-9 встреч)

Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа:

18.00-20.00

        Состав группы: 8-12 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий. примерным планом содержания каждого занятия,. В методических рекомендациях по реализации программы представлен практический материал: Примерное содержание занятий по всем темам, «Упражнения для начала занятия», «Варианты завершения занятий», «Притчи», примеры анкет «Обратная связь», содержание и правила психологической игры «Дельфин».

В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.

Тематический план занятий

клуба «Школа родителя особого ребенка»

Сентябрь.

Тема «Неизлечим», не значит – «обречен» (Особенности коррекционно-развивающего обучения детей с выраженной умственной отсталостью).

        

Октябрь.

Тема «Волшебная кисточка» (Коррекционные возможности рисования).

        Ноябрь.

Тема «В гостях у логопеда» (Формирование предпосылок развития речи).

        Декабрь.

Тема «Рисуем вместе» (Совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка – детско-родительский практикум)

        Январь.

Тема «Сенсорное развитие – это важно» (Значимость сенсорного опыта для общего развития ребенка)

        Февраль.

Тема «Целительница-глина» (Коррекционные возможности лепки из глины)

        Март.

Тема «Живая глина» (Совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка – детско-родительский практикум)

Апрель. 

Тема «Движение – это жизнь» (Адаптивная физическая культура для детей с проблемами в развитии – детско-родительское занятие)

Май.

 Тема «Дети и музыка» (Влияние музыки на психику человека)

Структура занятия

Занятие состоит из 3-х блоков:

1 блок: Введение в тему.

Первый блок включает в себя организационную и информационную части.

Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.

В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром  видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия;  подготовка рабочих мест.

2 блок: Практический. Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в свои группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.

3 блок: Итоговый. Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего.  Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.

Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.

Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:

  • Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме 
  • Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии
  • Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе
  • Просмотр видеосюжета с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы
  • Просмотр видеозаписи из жизни детей в ДДИ или слайд-фильм с комментарием  - иллюстрация педагогических приемов работы с детьми, возможностей и достижений детей при грамотно организованном коррекционном процессе
  • Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания)
  • Практическое занятие  (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми
  • Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать  родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска  методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
  • Выставка учебных пособий – демонстрация учебного материала, доступного для использования в домашних условиях
  • Фотовыставки по клубным занятиям – информация о содержании прошедших клубных встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций
  • «Обратная связь» в начале занятия – рассказ о влиянии предыдущей встречи на изменения в знаниях, в системе убеждений и т.д.; своего рода, «самоотчет» об использовании знаний, полученных на предыдущем занятии, в практике общения со своим ребенком
  • «Обратная связь» в конце занятия – возможность осмыслить, осознать и проговорить о значимости для себя обсуждаемой темы, готовности использовать информацию в общении с ребенком в домашних условиях
  • Опросники обратной связи – письменный вариант обратной связи; фиксация своей готовности взять на себя ответственность за применение на практике полученных знаний
  • Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, видео/аудиозаписи, книга и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса

Предполагаемый ожидаемый результат

Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.

Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации  т.д.).

Расширение круга общения среди родителей учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта организации родительского клуба "Школа родителя особого ребенка" на базе детского дома-интерната.

В статье описан первый опыт организации групповой работы с родителями детей-инвалидов, посещающих учреждение системы социальной защиты. Описана тематика встреч, содержание нескольких занятий, целью ко...

Методические рекомендации к занятиям «Школы родителя особого ребенка»

В статье предлагается примерное содержание девяти занятий родительского клуба. В приложении к ним дан практический материал: упражнения для начала и завершения занятий, притчи, описание психологическо...

План-конспект занятия "Роль родителей в преодолении школьной неуспешности учащихся" клуба "Школа родителей"

План-конспект занятия "Роль родителей в преодолении школьной неуспешности учащихся" клуба "Школа родителей". Мини-лекция с элементами тренинга, провожу в кругу, раздаю рекомендации...

План-конспект занятия "Мифы об агрессивном поведении ребенка и как ее приручить" клуба "Школа родителей"

Работа направлена на принятие Агрессивности как врожденных импульсов, на причины проявления АП и как ею управлять. Работа в кругу. Памятки на руки....

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)...

презентация для работы с родителями особого ребенка

презентация "Особые дети обычных родителей"...