Учимся быть терпимыми (о толерантности)
материал по теме

Шехмаметьева Румия Кямилевна

Выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_rod.sobranii_uchimsya_byt_terpimymi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  « Учимся быть терпимыми» (о толерантности)2013 г.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил,

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой не интересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй; и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная все, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.   (Е. Евтушенко)

Какое пронзительное стихотворение! Поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

Что же означает это понятие?

Готовясь к родительскому собранию, я подобрала определение толерантности из различных источников.

Толерантность- это

– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

                                     Энциклопедический слова под редакцией А.М.Прохорова

-это способность что-то или кого-то терпеть «только по милосердию и снисхождению»                                                                                                                                                                                          

                                       Словарь В.И.Даля

-это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру;                                                                                                                                                                                                    

                                                   Словарь С.И.Ожегова

- это готовность и способность без протеста воспринимать личность   или  вещь.                                                      

                                            Оксфордский словарь

 

Определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

   Ежегодно  16 ноября отмечается Международный день толерантности.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Главная задача общества – воспитание подрастающего поколения в духе толерантности.

Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод:

терпимость к чужим мнениям,      прощение       уважение прав

верованиям, поведению                      |                             других

                                       \                                 /                                                

сострадание     ─       ТОЛЕРАНТНОСТЬ        ─         сотрудничество, дух    партнёрства                                                                                                                                                                                                                                                        

                 /                           |                    \         уважение человеческого достоинства                  милосердие

                принятие другого таким, какой он есть        

     

  Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Есть два пути развития личности: толерантный  и  интолерантный  

       

                     Толерантная личность

                     характеризуется

                                                                                 

          Интолерантная личность

                     характеризуется

уважением мнением других

 доброжелательностью

 желанием что-либо делать вместе

 пониманием и принятием

 чуткостью, любознательностью

 снисходительностью

 доверием, гуманизмом

непониманием

 игнорированием

 эгоизмом

 нетерпимостью

 выражением пренебрежения

 раздражительностью

 равнодушием

 цинизмом

 немотивированной агрессивностью                                      

Вывод:

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.

      У толерантности есть своя оборотная сторона: предрассудки, войны, конфликты.

Конфликты стары как мир. Что является причиной конфликта в вашей семье? Это из – за:

учёбы

друзей

вредных привычек

праздности

денег

домашних дел

отношения в семье

Давайте запомним правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям.

                Чтобы не ссориться, нужно:

- Стараться понять друг друга в любой ситуации.

- Никогда не повышать голос друг на друга.

- Уметь дать совет, выслушать совет другого.

- Уметь поддержать в трудную минуту.

- Доверять друг другу.

- Уметь слышать и слушать.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

А с учащимися мы составили правила толерантного общения:

1)Уважай собеседника.

2)Старайся понять то, о чем говорят другие.

3)Отстаивай свое мнение тактично.

4)Ищи лучшие аргументы.

5)Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

6)Стремись учитывать интересы других.

Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

    Однажды мне встретилось потрясающее по своей убедительности и эмоциональной силе «раскаяние отца». Этот текст создан известной американской журналисткой Ливингстон Ларнед. Но, мне кажется, он очень созвучен тому, что переживают многие родители, независимо от того, в какой стране они живут.            

«Ты бойся словом хрупкий мир разрушить». Или  Раскаяние отца» (У. Ливингстон Ларнед)

Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.                                

За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!» -, я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге, домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят — и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, — робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» — резко спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.

Так вот, сын. вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать — такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далёкими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!

 Какое отношение к теме собрания имеет этот фрагмент? Полное.

       Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.

                Скажите, уважаемые родители, какие чувства должны победить все конфликты?    

Любовь, терпение, прощение. Нет сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение.  Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи и мира тоже.

( Китайская легенда «Ладная семья»)  Притча

 Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

   Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

 -И все?

 -Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.                                                                                                                            

 В конце нашего родительского собрания хотелось, чтобы мы с вами посадили и вырастили дерево толерантности.

Примерные надписи:

            Надо всех любить и уважать.

Понимать друг друга.

Научиться прощать.

Защищать друг друга, членов своей семьи.

Быть терпимыми.

Уважать пожилых людей.

Уметь слышать и слушать.

Уметь дать совет, выслушать совет другого.

Не повышать голос друг на друга.

Быть милосердными.

Сострадать всем.

Принимать людей такими, какими они есть.

Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Уважать права другого человека.

 Каждый из вас, я надеюсь, запомнил основные правила  толерантности, с которыми вам на вашем жизненном пути будет легче и интереснее жить и воспитывать своих детей.

   Я бы очень хотела, чтобы вы дома совместно с вашим ребёнком придумали и нарисовали символ толерантности вашего семейного очага.

И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

классный час " Учимся быть терпимыми"

Классный час направлен на развитие толерантности....

Учимся быть терпимыми

разработка классного часа в 7 классе...

Конспект воспитательского часа "Учимся быть терпимыми"

Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь,  формирует свою идентичность,...

Конспект классного часа "Учимся быть терпимыми (толерантность)"

Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности, изучение самих себя....