Конспект воспитательского часа "Учимся быть терпимыми"
план-конспект на тему

Князева Наталья Владимировна

Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь,  формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношений к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Цель: Ознакомить участников игры с понятием «толерантность».             

Задачи: 

·         формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;

·         учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

·         развивать навыки разрешения конфликтов.

·         Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.

·         Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качество толерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl.uchimsya_byt_terpimymi.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Конспект

      воспитательского

                   часа

         » Учимся быть

          терпимыми».


                            Конспект воспитательского часа

                                 «УЧИМСЯ БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ»

                                               (ТОЛЕРАНТНОСТЬ).

Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь,  формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношений к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Цель: Ознакомить участников игры с понятием «толерантность».        

Задачи:  

·         формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;

·         учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

·         развивать навыки разрешения конфликтов.

·         Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.

·         Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качество толерантной личности.

1.Организующая часть.

Сегодня я вас познакомлю с новым для вас понятием »толерантность» и попытаюсь объяснить значение этого слова.

– Но сначала ответьте на вопрос: «Что такое терпение?» Как вы понимаете это понятие?

-  Нужно или нет быть терпимыми? Почему?

Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с  чем-либо, кем-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Терпимость – это форма поведения. Человек, который  хочет жить в мире со всеми, должен сам себя ограничивать в чем-либо. Человек, слова лишнего не скажет, проглотит, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже  начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

Так вот новое слово понятия терпимость называется толерантность.

– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Испания – способность признавать другие идеи или мнения.

Франция – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам .

Англия – готовность быть терпимым, снисходительность.

Китай – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Сирия –прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

-Посмотрите сколько синонимов у слова толерантность! Давай те назовем их:

-снисходительность-это качество глубокого сострадания;

-великодушие-свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости;

-милосердие -доброе, заботливое отношение;

-сострадание-качество души человека, готовность оказать помощь;

-благосклонность- творить добро, нести »благо».

-признание другого мнения, идей и действий .

Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

                                      Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий бросает мяч (члены группы сидят в кругу) одному из  участников и предлагает сказать,  чем люди похожи друг на друга на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Аня, мы с тобой похожи,  потому что у нас  одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Аня бросает мяч следующему игроку и обозначает свое  сходство с ним.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут про свое сходство.

                                       Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Материалы: небольшой мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Никита, ты очень справедливый человек» или «Наташа, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

 Вот сколько замечательного мы сказали друг о друге!

2.Основная часть.

– Можно ли жить мирно и не ссориться?

– Как это сделать?

Да, нужно проявлять уважение друг к другу, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.

Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.

– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

( не грубить, не дерзить)

– Какие нормы поведения в группе считают толерантными?

Мы можем быть:

-благосклонными, милосердными, великодушными, мы умеем понимать (а значит принимать) другое мнение, идею и взгляд на что-либо?

А раз мы это может, но забываем, то нам нужна памятка об этом, которую я приготовила для вас:

-Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

- Не делай другому того, от чего больно тебе.

-В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

-Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

-Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

-Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

-Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

3.Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

                                                        Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.

                                       Игра «волшебная рука».

 Обводите  на листе  свою руку. Предлагается  написать  на пальчиках  хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось  бы  изменить  в себе.

                                              Игра «А я считаю так…»

На полу черта - середина, с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.

1.  Весна лучше осени;

2.Самый классный мультик « Пикемон »;

3.Самый важный предмет – математика;

4.Играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;

5.Лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;

6. Самое прекрасное домашнее животное – кошка;

7. Самая классная музыка – хип-хоп;

8. Заниматься рыбалкой – старомодно;

9. Война – это всегда плохо;

10. Учиться без «2» и «3» невозможно;

А теперь посмотрите: у каждого из вас есть свое мнение и свое отношение к моим вопросам, так как каждый из вас вставал за ту линию, которую он считает правильной для себя.

3.Заключительная часть.        

                            Китайская притча «Ладная семья».

    Жила – была на свете семья. Она была  не простая. Более 100 человек насчитывалось  в этой семье. И  занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы  скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили  в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

 Дошел  слух об этой  семье  до самого  владыки  страны. И он решил  проверить, правду ли молвят люди. Прибыл  он в село и обрадовался:  кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо  детям, спокойно старикам. Удивился владыка  и решил  узнать, как  жители  села добились  такого лада, пришел к главе  семьи, расскажи мол,  как ты добиваешься  такого согласия и мира  в твоей  семье. Тот взял лист  бумаги  и стал что-то писать. Писал  долго, видно не очень силен  был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал  разбирать  каракули старика. Разобрал  с трудом  и удивился. Три слова были написаны  на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце  листа:  100 раз  любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

 Прочел владыка и спросил: - и все?

- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни  всякой хорошей семьи, и мира тоже.

 В заключении я прочитаю  вам молитву о встрече.

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.

Не для того, чтобы  соответствовать  твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам.

Не для того, чтобы  соответствовать  моим ожиданиям.

Потому что  я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга –

То это прекрасно!

А если  нет - ну что ж, ничего не поделаешь…

                                                  Тезисы:

•        Мы не можем  в одночасье  сделать толерантным  ни свое поведение, ни поведение  других людей, и не надо корить себя за это.

•        Однако важен  даже самый маленький  шаг в этом направлении.

И поэтому, важно не то, что мы говорим  и во что играли  на протяжении занятия, а то, что вы из него  вынесете в реальную жизнь, как измените,   отношения с людьми, с которыми встречаетесь.


Памятка для толерантных людей:                

-Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

- Не делай другому того, от чего больно тебе.

-В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

-Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

-Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

-Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

-Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

классный час " Учимся быть терпимыми"

Классный час направлен на развитие толерантности....

Учимся быть терпимыми

разработка классного часа в 7 классе...

План-конспект урока обществознания "Почему нужно быть терпимым" 7 класс

План-конспект урока обществознания "Почему нужно быть терпимым" 7 класс. Урок-путешествие...

Учимся быть терпимыми (о толерантности)

Выступление на родительском собрании...

Конспект классного часа "Учимся быть терпимыми (толерантность)"

Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности, изучение самих себя....