Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"
методическая разработка на тему

Русакова Светлана Александровна

Цели:             * Познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами.

                        * Изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_kak_pomoch_rebenku_stat_vnimatelnym.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание-практикум

                      «Как помочь ребенку стать внимательным»

Цели:             1. Познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами.

        2. Изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.

Участники:  классный руководитель, родители учащихся 1-го класса, школьный психолог.

Подготовка:  Приглашение родителей на собрание.Проведение анкетирования родителей.

        Анкета для родителей «Выбор пути»

  1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий? Подчеркните  один из предложенных ответов.
  • Да;
  • Трудно сказать (и да и нет);
  • Нет.

2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным? Подчеркните один из ответов.

-     Да;

-     Трудно сказать (и да, и нет).

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?

 

                  III. Анализ  результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета.

                IV. Подготовка совместно со школьным библиотекарем  выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.

                V. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании, обсуждение с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развитие внимания младших школьников.

                VI. Подготовка листов с описанием игр для игровых групп.

                        Оформление, оборудование и инвентарь:

а) Выставка литературы о развитии внимания, о психологии познавательных процессов личности ребенка.

 б) Оборудованные игровые места для трех родительских групп (столы с прикрепленными отличительными знаками, кругами красного, синего и зеленого цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши).

в) Листы с описанием игр.

г) Реквизит для игр: мячи, кубики, повязки для глаз; мелкие предметы.

д) В центре классной доски название темы родительского собрания.

                

                    Ход проведения собрания:

I. Звучит музыка. Родители занимают места за синим, красным или зеленым столами, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

II. Классный руководитель открывает собрание.

Тема сегодняшнего собрания «Как помочь ребенку стать внимательным». Провести собрание на данную тему меня побудило то, что у детей слабо развито распределение внимания. Недостатки внимания у младших школьников нередки, часто именно это ведет к не вполне успешной учебе. Что же могут  делать родители, чтобы лучше справиться с трудностями, отсюда происходящими.  

        III. Родительским группам предлагается продолжить следующую

фразу: «Внимательный ребенок- это…»

        (Время для выполнения задания- 3 минуты).

           IV.  Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу. Классный руководитель обобщает мнение участников собрания.

            V.   Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах  анкетирования родителей.

                 Результаты анкетирования в 1 классе показали, что у детей слабо

                 развиты такие свойства внимания, как распределение и   пере-  

                 ключение. Дети часто отвлекаются от деятельности, трудность

                 сосредоточения на чем- то малоинтересном. И нам родителям

                 нужно разобраться в вытекающих из этого причин и помочь

                 детям преодолеть их.

            VI.    Выступает школьный психолог.

Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности

во многом зависят от сформированности у него способности быть

внимательным.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

        Жил человек рассеянный

                           На улице Бассеиной.

        Сел он утром на кровать,

        Стал рубашку надевать,

        В рукава просунул руки-

          Оказалось, это брюки…

        Вместо шапки на ходу

        Он надел сковороду,

        Вместо валенок перчатки

        Натянул себе на пятки.

        

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна. Что же такое внимание?

Внимание- это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую информацию в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объем, устойчивости, распределение и переключение.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, в задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершить операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей и явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.

Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать, письмо, разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим.                

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может быстро закончить какое- либо занятие или постоянно возвращаться к нему в своих мыслях или действиях.

Внимание- это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощником ребенку могут стать его папа и мама.

К числу эффективных средств развития внимания и познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения.

С некоторыми из них предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.                  

      VII. Практикум

Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр и игровых упражнений для развития внимания. В течение 15-20 минут члены каждой           микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовятся выступление о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней принимают участие все участники родительского собрания.

                                Игры для первой группы

                             Игра «Не собьюсь»

По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп».

                        

                                      Игра «Ищи безостановочно»

В течение 15-20 сек. Найти вокруг себя как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, размера и т.д.

                        

                                     Игры для второй группы

                                     Игра «Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например: паро-ход, звез- да. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

   

                                  Упражнение «Ладонь-кулак».

Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую - в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.             

        

                Игры для третьей группы

                Игра «Постой в темноте»    

 На столе лежат 12-15 кубиков или столько же спичечных коробков.                 Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Соревнуются двое. У кого получится столбик выше - тот и победитель.         

                Игра «Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторили за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите».

Далее идет быстрый диалог- «перестрелка».

  • Ну, начали! Повторите - «стол»
  • Играющие говорят: «стол»
  • Повторите – «окно»

        Играющие говорят: «окно»

 

      VIII. Знакомство с литературой и краткая аннотация книг.

      IX.   Заключительный этап.

      1)    В качестве решения родительского собрания предлагаются      

        следующие рекомендации родителям:

  • помогите вашим детям стать внимательными;
  • приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
  • играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;
  • учите детей быть (внимательными) наблюдательными- умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.  

      2)    Оценка. Представители каждой группы по очереди продолжают  

        фразу: « Сегодня на родительском собрании мы поняли, что

        внимание…»

      3)    Минута благодарности.        

        Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в  

        собрании и желаю вам успехов в воспитании детей.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание - практикум. " Как помочь ребенку стать внимательным"

Родительское собрание - практикум. " Как помочь ребенку стать внимательным"...

Выступление на родительском собрании "Как помочь ребенку стать самостоятельным".

В выступлении перечислены основные условия, помогающие развить в ребенке самостоятельность....

Родительское собрание на тему: «Как помочь ребенку стать читателем»

Родительское собрание на тему:«Как помочь ребенку стать читателем»...

Родительское собрание по теме "Как помочь ребенку стать успешным"

Материал для родительского собрания по данной теме...

Родительское собрание «Как помочь ребёнку стать внимательным»

Данное родительское собрание проводится в доступной форме, содержит рекомендации по развитию внимания детей....

Нетрадиционное родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным?"

Публикация может быть полезна педагогам для работы с родителями....