Темы родительских собраний
консультация на тему

Чекушина Надежда Борисовна

Здесь представлены 4 темы для проведения родительских собраний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temy_roditelskikh_sobraniy.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание№1

Тема: « Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей».

Цель: Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнка.

План.

1. Классификация типов семейного воспитания.

2.Воспитание в кругу семьи.

3. Как изменить ребёнка, не нанося ему обиды и не вызывая негодования.

Беседа.

1. Наше родительское собрание посвящено особенностям семейного воспитания. Сегодняшняя наука создала специальную классификацию типов семейного воспитания. Познакомимся с ними: Авторитетный стиль.

  Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. Родители открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил полведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. Они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

  Авторитарный стиль.

Родители хорошо представляют, каким должен вырасти ребёнок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они категоричны и неуступчивы. Ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их выполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный стиль.

Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Родители открыты для общения с детьми, однако общение идёт от ребёнка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы.

 Индифферентный стиль.

Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы  ребёнку приходится решать самому. Родители закрыты для общения, из-за обременённости собственными проблемами у них не остаётся сил на воспитание детей. Ребёнка ничего не удерживает, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к правонарушающему поведению.

2. Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях, над поведением родителей позволили составить некоторую типологию родительской любви. Наиболее типичны: «козёл отпущения», «любимчик», «примиритель», «бэби». Первая роль возникает в семье, когда взаимное недовольство родителей друг другом  переходит на ребёнка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые они испытывают друг к другу.                                                            Вторая, совершенно иная роль, она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребёнке. Две другие роли, описывают степень близости родителей и ребёнка. «Бэби» отдалён от родителей, ему навсегда предписано быть в семье ребёнком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости родителей друг к другу. «Примиритель», занимает важное место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

3. 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.

    2. Обращая внимание детей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

    3. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.

    4. Хвалите ребёнка за каждый, даже скромный его успех, и будьте при этом искренними в своем признании и щедры в похвалах.

   5. Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы хотите.

Родительское собрание №2.

Тема: «Детская агрессия».

Цель: 1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.

План.

1. Что такое агрессия?

2.Коррекция агрессивности в поведении детей.

3.Памятка для родителей.

Беседа.

Вступительное слово классного руководителя.

 - Уважаемые родители! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. С чем связана детская агрессия? Как бороться с агрессией? И как, мы взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

  Агрессия- это поведение, которое причиняет вред предмету или человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет). У старших детей больше проявляется враждебная агрессия, чтобы причинить человеку боль. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации. Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.

  В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку: а) преодолеть трудности; б) использует в своем арсенале умение слушать ребёнка; в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

  Неприятие, наоборот, стимулирует агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением безразличия, нетерпимостью, властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребёнку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

2.Выступление классного руководителя по теме: «Коррекция агрессивности в поведении детей».

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии. Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и собственному ребёнку. Например, если в школе «лёгкие уроки» и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребёнку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать. В своих методах воспитания родители должны быть последовательны и едины. Требования, предъявляемые к ребёнку, должны быть объяснены, иначе оно вызовет сопротивление со стороны ребёнка.

 Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле – это прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть их отношений. Если ребёнок плохо себя ведёт, то на это есть свои причины. Возможно, агрессивно настроенный ребёнок переживает дома серьёзные проблемы. Давайте рассмотрим некоторые рекомендации по профилактике детской агрессии. Сказкотерапия – это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла. После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребята учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.

  Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа «кричалок», «бросалок») – это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в приемлемой форме.

3. Уважаемые родители!

Внимательно прочтите эту памятку! Возьмите карандаши и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются.

Агрессивность ребёнка проявляется, если:

 - ребёнка бьют;

 - над ребёнком издеваются;

 - над ребёнком зло шутят;

 - ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

 - родители заведомо лгут;

 - родители пьют и устраивают дебоши;

 - родители воспитывают ребёнка двойной моралью;

 - родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;

 - родители не умеют любить одинаково своих детей;

 - родители ребёнку не доверяют;

 - родители настраивают ребёнка друг на друга;

 - родители не общаются со своим ребёнком;

 - вход в дом закрыт для друзей;

 - родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что его не любят.

 - родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу.

Родительское собрание №3.

Тема: «Вредные привычки».

Цель: Обсудить с родителями влияние вредных привычек на взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении вредных привычек.

План:

1.Что такое привычка?

2. Какие бывают привычки?

3. Когда появляются привычки?

Беседа.

Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель здоровается с родителями и объявляет тему и цели родительского собрания.

Что такое привычка? Привычка – это поведение, действия, ставшие для ребёнка обычными, постоянными. Многие вредные привычки могут впервые появиться в школьные годы. Однако не стоит обвинять во всём школьную обстановку, учителей, сверстников. И хорошие, и плохие привычки мы приобретаем в семье. Каждая привычка имеет свои причины и требует индивидуального подхода. Рассмотрим частные случаи.

Ситуация первая. Ребёнок говорит неправду.

Наверняка это случилось и до того, как ребёнок пошёл в школу. Враньё маленького ребёнка достаточно безобидно. А вот ложь, касающаяся школьных проблем, доставляет серьёзные неприятности и ставит иногда родителей в крайне неловкое положение. Что же делать?

- Постараться понять ребёнка, в какой бы ситуации он не оказался.

- Исключить жёсткие наказания, в том числе и за ложь.

- Как можно чаще демонстрировать ребёнку свою любовь, а не воспитательные принципы.

- Постараться самим, особенно при детях, не ссылаться на мнимую болезнь, сильную занятость и т. д., чтобы избежать обременительных для вас обязанностей. Если ребёнок возьмёт с вас пример, ему сложно будет объяснить, что врать нехорошо.

Ситуация вторая. Ребёнок ябедничает.

Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми. Возможно, ребёнку не хватает внимания и общения. Поэтому он хочет казаться лучше, заслужить похвалу родителей, учителей и ребят.

Что делать?

- Пресекайте подобные поступки или, во всяком случае, никак их не поощряйте.

- Объясните ребёнку, почему людям не нравятся ябеды.

- Пояснить, что жаловаться и «стучать» - не то же самое, что рассказывать взрослым о чём-то опасном и угрожающем.

Ситуация третья. Ребёнок берёт чужие вещи.

Воровство – это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие. Однако если человек крадёт чужие вещи, не обращая внимания на своё окружение и обстоятельства, и если ситуация не меняется с возрастом, значит, это уже не поступок, а болезнь. Обычно мелкие кражи совершают ребята неблагополучных семей, где они не чувствуют заботы и любви.

Что делать?

- Ни в коем случае не наказывайте детей физически. Ограничиться рассказом о своей и чужой собственности. Постараться объяснить ребёнку, что даже если он в чём-то нуждается, воровство – не способ решения проблемы.

- Не осуждать его публично. Если кража совершена в классе, не стоит посвящать в это всех учителей, родителей, одноклассников – с плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок.

- Не делайте негативных прогнозов относительно будущего своего чада и не озвучивайте их ему.

- Не напоминать всё время о проступке и не уделять ему слишком большого внимания. Лучше подумайте о том, как вы можете проводить с ребёнком больше времени.

Ситуация четвёртая. Ребёнок курит.

Привычка появляется, как правило, в подростковом возрасте под влиянием дурного примера. Школьники начинают курить, чтобы продемонстрировать всем свою взрослость и независимость. Наказания здесь не помогут, наоборот, ребёнок будет курить ещё больше.

Что делать?

- Информация о вреде курения должна быть понятной. Слишком частые разговоры перестают восприниматься.

-Устрашающие рассказы о будущих болезнях на подростков действуют мало – юному возрасту свойственна уверенность: «Со мной такого не случиться».

- Положительные примеры оказывают лучшее действие. Можно ненавязчиво предложить статьи о молодёжных кумирах, которые относятся к курению резко отрицательно.

Ситуация пятая. Ребёнок говорит плохие слова.

Несправедливо списывать эту привычку на влияние школы: ругательство ребёнок узнаёт задолго до того, как идёт в первый класс. В подростковом возрасте ребёнок часто ругается, чтобы почувствовать себя взрослым и независимым.

Что делать?

- Не использовать в своей речи ненормативную лексику.

- При каждом новом «словечке» вашего чада спокойно объяснить ему, что так говорить не стоит.

Ситуация шестая. Ребёнок постоянно опаздывает.

В младшем возрасте, дети не могут следить за временем и часто опаздывают. Подростки делают это, чтобы привлечь внимание окружающих и показать свою независимость. Что делать?

-В отношении подростков действовать надо жёстче. Любители опаздывать перестают так делать, если их не пускают в класс, а после уроков дают дополнительные задания. Родителям нужно поддержать такое отношение преподавателя к своему чаду.

- Однако не стоит обвинять во всём школьную обстановку, учителей сверстников. Семья имеет основное влияние на становление личности ребёнка. Родителям вполне по силам уберечь подростка от негативного влияния компаний, если они сами будут смотреть на жизнь с оптимизмом и поддерживать дома тёплую дружественную атмосферу. Самое главное – ребёнок должен знать, что дома он всегда может найти поддержку, что здесь его любят и ценят таким, какой он есть.

        

Родительское собрание №4.

Тема: «Воспитание без насилия».

Цель: Убедить родителей о вреде насилия над детьми. Договориться о путях, средствах, приёмах построения ненасильственных взаимоотношений с детьми в семье.

План:

1. Почему бьют детей?

2. Последствия насилия над детьми.

3. Как обойтись без насилия в семье? Рекомендации родителям.

Беседа:

1. Физические наказания – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка, и считают, что именно пощёчины, щипки, удары являются формой внушительного наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающим к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и мутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания. В оправдание  телесных наказаний родители приводят самые разные аргументы: «Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят», или «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило». Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным. Его дальнейшее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.

2. Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто наказал.

Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.

 У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии.

Словесные оскорбления -  обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

3. Для успешного взаимодействия родителей и школьников необходимо:

- Беседовать со своим ребёнком обо всём, в том числе об алкоголе, наркотиках, о ролевом поведении мужчины и женщины.

- Научиться  слушать и принимать мнения, даже если они не соответствуют вашему.

- Знать круг друзей, с которыми общается ваш ребёнок, и если это возможно, родителей друзей.

 - Помочь ребёнку поверить в себя; ценить и уважать своего ребёнка.

- Поддерживать ребёнка в собственных его начинаниях.

- Развивать самостоятельность мышления и навыки сопротивления манипулированию сознанием.

- Стараться увидеть в ребёнке хорошее, хвалить, воодушевлять его.

- Предлагать ему здоровые и творческие увлечения.

 - Обмениваться опытом с другими родителями и своими друзьями о проблемах воспитания.

 - Быть самим примером для своего ребёнка.

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

Дети учатся жить у жизни (советы).

1. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.                                  4.Если ребёнок живёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

10. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

11. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темы родительских собраний и их краткое описание

В помощь учителю я предлагаю несколько тем для родительских собраний, с методическими материалами и рекомендациями....

Темы родительских собраний

Таблица с темами родительских собраний в учебном году....

Темы родительских собраний на 2012-13 учебный год

Хочу предложить примерный план работы с родителями класса....

Тема родительского собрания «Проблемы компьютерной зависимости»

Стремительное развитие общества и технического прогресса по­зволило нам не на словах, а на деле познакомиться с таким магнети­чески воздействующим на человека устройством как компьютер. Он прочн...

Тема родительского собрания: Возрастные особенности учащихся подросткового возраста.

Тема родительского собрания: Возрастные особенности учащихся подросткового возраста....

Тема родительского собрания «Взаимоотношения детей и родителей»

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000002170 StartFragment:0000000501 EndFragment:0000002154 P { margin-bottom: 0.21cm; } Развитие современного общества ставит воспитательно-образовательный...

Тема родительского собрания : Сила положительного примера родителей

Вместе с родителями обсудить проблему влияния личного примера родителей на формирование нравственного поведения детей, способствовать  формированию их положительных привычек...