Формы работы с родителями
статья на тему

Мурзакова Екатерина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formyirabotyisroditelyami.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями

Мурзакова Е.В., заместитель директора по ВР

 Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно натыкается на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, её влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. С одной стороны, школа, как социальный институт, побаивается вмешиваться в частную жизнь своих учеников. С другой, любой педагог понимает, что без согласования с семьёй школьные педагогические воздействия теряют всякую силу. И какие бы педагогические знания не сеял педагог среди родителей, они сами по себе не помогут, если только родители не готовы эмоционально получить эти знания, и у них должны быть внутренние силы, на основе которых новые знания будут действовать. Для этого, крайне важного дела, необходимо совместные и согласованные усилия педагогов и родителей в области  воспитательной деятельности. Тогда педагоги и родители смогут работать в атмосфере полного доверия друг к другу, благотворной и для детей, и для взрослых.

     В детстве закладываются основы личности человека и его судьбы. Современные родители, воспитывая детей, нуждаются в помощи педагога. И такая помощь необходима не только родителям группы риска, но и благополучным семьям.

     Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнёрами школы в деле воспитания детей?

   -Поднимать авторитет семьи.

   -Обучение родителей восприниманию ошибок в воспитании, как созданию новых    

     возможностей для развития.

   -Учитывать интересы родителей.

   -Опираться на жизненный опыт родителей.

   -Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании.

   -Верить, что в любой семье есть положительный опыт воспитательной деятельности.

   

Факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями (факторы риска):

   -Ожидание быстрого и лёгкого успеха (желание быстро найти лёгкие ответы на  трудные вопросы).

   -Отсутствие опыта группового взаимодействия.

   -Закрытость родителей, их эмоциональная неустойчивость, импульсивность, агрессивность (повышенная чувствительность, застенчивость, замкнутость).

   -Завышенные ожидания от взаимодействия с педагогом.

Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закреплённые стереотипы, например, такие как: «Я и так всё знаю…» - отрицание возможности приобретения нового опыта, «Чему Вы сможете меня научить, я старше вас…» - демонстрация превосходства возраста, «Вы учитель – Вы и занимайтесь ребёнком…» - долженствование и другие.

Формы эффективного взаимодействия с семьёй:

     Воспитание учащихся в школе и в семье – это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.

     Основная забота учителя – сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплочённый коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно – воспитательной работы со всеми учащимися класса.

     Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает следующие  направления:

  • Изучение семей учащихся;
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
  • Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе;
  • Индивидуальная работа с родителями;
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.      

     Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • индивидуальные и тематические консультации;
  • конференции;
  • родительские собрания;
  • тренинги и другие.

     Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
  • родительское общественное патрулирование;

шефская помощь и другие.

     Многие родители заинтересованы в том, чтобы лучше воспитывать своих детей. Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо применять разнообразные формы взаимодействия с семьёй:

     родительские встречи, анкетирование, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом, круглые столы, родительские собрания совместно с детьми, тренинги и другие.

     Формы взаимодействия педагога с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:

  • коллективные : родительские собрания; диспуты – размышления по проблемам воспитания;  встречи со специалистами и администрацией, дни открытых дверей, практикумы, конференции и т.п..
  • групповые: (работа в творческих группах) родители – организаторы по интересам; родители, решающие какие – либо схожие проблемы в воспитании детей; родители, которые воспитывают только девочек и мальчиков; родители, воспитывающие только одного ребёнка, или, наоборот, многодетные и т.д..
  • индивидуальные – изучение семьи каждого ученик;  текущие, тематические консультации; посещение семей на дому и т.п.

 Расскажу подробнее о некоторых из них.

     Родительские собрания можно разделить на группы по содержанию – текущие (успеваемость, внеклассные мероприятия), тематические (носят просвещенческий характер, направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей), итоговые (подведение результатов развития детского коллектива за определённое время). К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Нельзя забывать о традициях родительских собраний: красиво оформленные приглашения, ведение родительских дневников, введение в содержание родительского собрания отдельных традиционных рубрик:

  • «Крылатые фразы о воспитании», «Книжная полка родителей», «Творческая      

 мастерская» и т.д..

  • Рефлексия собрания (высказывание родителей по поводу значимости, оформление           коллажа по теме собрания и т.п.).
  • Организация «Копилки вопросов» - чтобы заинтересовать родителей в общении с

 педагогом, друг с другом. Это обычная небольшая коробочка, в которую родители                   складывают вопросы, которые у них назрели в ходе собрания, и которые они хотели бы задать друг другу, педагогу. В конце собрания вытягивается из копилки вопрос, предлагается поделиться опытом «А как это делаете вы?». В конце собрания, для оставления эмоционально положительного фона настроения, я, обычно предлагаю нарисовать милое симпатичное существо, глядя на которое захочется улыбнуться, почувствовать, сколько тепла оно излучает, взять эту положительную энергию с собой.

  • В заключение – обратная связь (что понравилось, что не понравилось, замечания и пожелания классному руководителю, благодарность за участие, за активную работу на собрании и пожелание успехов в воспитании детей).

       Новые формы работы с родителями: пресс – конференции, родительские собрания совместно с детьми.

     Пресс – конференции с родителями желательно проводить в начале – конце учебного года. Такая форма работы отличается от обычного собрания тем, что для её проведения можно пригласить специалистов, администрацию школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Они проводятся в форме вопросов – ответов.

     Родительские собрания, проводимые совместно с детьми. Проводится предварительная подготовительная работа с учащимися: составляется сценарий, распределяются роли, учатся тексты, готовятся дети – ведущие собрание. Родител же приходят на собрание как обычно. Перед ними сидят их дети, они на этом собрании «учёные», «учителя», «директора школ» и т.п.. Дети рассказывают заранее выученные тексты по воспитанию в семье и в конце своего выступления просят родителей поделится опытом в области воспитания. Собрание обычно проходит на высоком уровне. Довольны бывают не только родители, но и ребята. Таким образом, обучаются не только родители, но и дети, а ведь они – будущие родители.

       Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы. Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

       Темы родительских вечеров могут быть следующими:

  • Первые книжки ребенка.
  • Друзья моего ребенка.
  • Традиции нашей семьи.
  • Вечер воспоминаний, семейный фотоальбом.
  • Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
  • Фотографии нашего детства.

     Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

     В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

     Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

     Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

     Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными.  Например, такие:

  • Как приучить ребёнка самостоятельно выполнять домашние задания.
  • Наказания и поощрения.
  • Учим ребёнка общаться.
  • Соблазны и пути их преодоления.
  • Роль школьной оценки в воспитании ребёнка.

     Групповые формы работы я тоже приветствую. Они помогают тщательно прорабатывать существующие в семейном воспитании проблемы и распространять положительный опыт в области воспитания детей в семье. В начале учебного года родители делятся на группы. Группам предлагается провести любое мероприятие. На этом же собрании советуемся и форму работы с детьми, ответственных, краткое содержание и направление работы. Работая в группах, родители более тесно знакомятся друг с другом, с одноклассниками своего ребёнка, с педагогом, становятся ближе во взаимопонимании со своим ребёнком.

     Родительские собрания в микрогруппах по схожим проблемам тоже не менее важны.

     

     Нельзя обойти стороной и индивидуальные формы работы. Изучение семьи каждого ученика. Это  позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется целый комплекс традиционных методов психолог – педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, исследование материалов детского творчества и т.д..

Изучая семьи учащихся, можно составить социальный паспорт учащегося и его семьи.

Социальный паспорт учащегося и его семьи.

Ф.И.О.______________________________________________________________

Число, месяц и год рождения__________________адрес:____________________

Классный руководитель________________________________________________

Социально-демографический паспорт семьи:

Категория семьи______________________________________________________

Отец (Ф.И.О. дата рождения) ___________________________________________

Образование____________ профессия____________________________________

Место работы________________________________________________________

Мать (Ф.И.О. дата рождения)___________________________________________

Образование ____________профессия____________________________________

Место работы ________________________________________________________

Сведения о других детях в семье:

____________________________________________________________________

Сведения о других родственниках:

_____________________________________________________________________________

Бытовые условия семьи:

_____________________________________________________________________________

Сведения о занятости во внеурочное время:

____________________________________________________________________

Любимые предметы школьной программы:

____________________________________________________________________

По каким предметам испытывает существенные трудности:

____________________________________________________________________

Причины затруднений:

____________________________________________________________________

Поведение на уроках__________________________________________________

Реакция на критические замечания учителей и на оценки___________________

Отношение к чтению__________________________________________________

Какие передачи преимущественно смотрит по телевидению_________________

____________________________________________________________________

Какими профессиями интересуется______________________________________

Владеет ли навыками культуры поведения________________________________

Какое положение занимает в классе______________________________________

Имеет ли друзей______________________________________________________

С кем чаще всего бывают конфликты____________________________________

Серьезные проступки и нарушения

Дата

Вид нарушения

Принятые меры

Результат

Индивидуальная работа

Дата

Содержание

Рекомендации

Результат

Работа с родителями    

Дата

С кем проведена беседа

Какие вопросы обсуждались

     Индивидуальные собеседования планируются чаще всего во время каникул, в течении одной недели, один раз в четверть, в год – по необходимости и потребностям. Родители заранее оповещаются о времени собеседования с помощью приглашений или на организационном собрании. Педагог тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкетирование, готовит рабочие и контрольные тетради. На собеседование приходят одни родители или родители с ребёнком. В течение запланированного времени педагог проводит беседу, рассказывает о степени соответствия ЗУН учащегося программе, отмечает отставание или хвалит за успехи. По итогам собеседования с родителями и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником. Такая форма работы с родителями стала в моей практике ежегодной.

     Такие формы работы помогают родителям сконцентрировать внимание на воспитании детей в семье, усиливают чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям заинтересованность их жизнью, нежность, одобрение, уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, развитию самоуважения и уверенности в себе.

     

Взаимодействуя с семьями разнообразными формами работы, я последовательно  реализую следующие задачи:

  • вовлекаю родителей в воспитательный процесс через их вовлечение в школьные дела;
  • оказываю помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
  • содействую сохранению и укреплению семьи.

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях. Вместе с педагогом родители учатся заново общению с детьми, и оттого, насколько правильно будет построено их общение, будет зависеть многое, если не всё его воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы работы с родителями"

"Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью". "Без семьи - мы , я имею ввиду школу - были бы бессильны"  В.А.Сухомлинский.Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной вос...

Презентация "Формы работы с родителями"

В презентации показаны разные формы работы с родителями. Этот материал используется на заседании МО классных руководителей....

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...

«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей

Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...

Из опыта работы: эффективные формы работы с родителями

Одним из важных направлений  работы  классного руководителя является работа с семьёй в которой растет и воспитывается ребенок,  где и   формируется его личность, характер и мо...