Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
методическая разработка по теме

Маслова Любовь Викторовна

Родительское собрание, наряду с классным часом и коллективным творческим делом, относится к числу основных форм работы педагога с юными и взрослыми членами классного сообщества. А это означает, что от умения интересно и полезно его организовать во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в целом.

Этот вывод привел меня к пониманию того, что при проведении родительских собраний нужно уходить от часто преобладающих стандартных приемов и методов организации взаимодействия с решениями назидательно поучающего характера по отношению к родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание, наряду с классным часом и коллективным творческим делом, относится к числу основных форм работы педагога с юными и взрослыми членами классного сообщества. А это означает, что от умения интересно и полезно его организовать во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в целом.

Этот вывод привел меня к пониманию того, что при проведении родительских собраний нужно уходить от часто преобладающих стандартных приемов и методов организации взаимодействия с решениями назидательно поучающего характера по отношению к родителям. 

Результат собрания во многом зависит от эмоционально-психологической атмосферы, поэтому вначале провожу анкетирование в активной форме, для этого предлагаю родителям фигурки детей и формулирую задачу: слушая мои вопросы, родители должны ответить «да» или «нет». С каждым ответом «нет» от фигурки нужно оторвать кусочек бумаги. Итак, вопросы:

1) Считаете ли вы, что в вашей семье царит взаимопонимание с детьми?

2) Часто ли дети говорят с вами по душам?

3) Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

4) Часто ли бываете вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

5) Можете ли вы в любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

А теперь посмотрите на фигурку и задумайтесь, ведь это ВАШ ребёнок. Конечно, вы догадались, что тема нашего родительского собрания

Родительское собрание

«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Эрих Фромм.

Цель:

Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье.

Задачи:

показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье;

формировать культуру общения родителей и детей;

помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей;

сплотить родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения.

Главным методом проведения собрания является диалог.

Форма работы – групповая, интерактивная с использованием кейс-технологии, соответствующей принципам системно-деятельностного подхода, поэтому востребованной в условиях реализации ФГОС, ролевое моделирование ситуаций.

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%

СМИ, телевидение - 30%

Школа - 10%

Улица - 10%.

Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни, которые мы совместно сформулируем. Для этого разделимся на 3 группы: дети, т.е. ученики, родители и учителя.

СИТУАЦИЯ №1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ №3:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ №4:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Таким образом, мы (родители и учителя) должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от этого зависит, каким вырастет ваш ребенок.

Следующее задание для групп: составить список качеств, которыми должна обладать именно духовно-нравственная личность. Делимся результатами работы в группах, приходим к общему мнению, что человек, прежде всего, должен жить в мире со своей совестью, иметь чувство собственного достоинства, при этом быть скромным, уметь различать добро и зло, быть ответственным за свои поступки, готовым к преодолению жизненных испытаний.

Памятка для родителей.

1. Нормы, запреты, требования, даже адекватные наказания обязательно должны быть в жизни каждого подростка, что особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В противном случае они идут на поводу у собственного ребенка.

2. Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Такое правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек».

3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками.

4. Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

5. Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

6. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Рефлексия.

Классный руководитель: Попрошу каждого участника выразить свое отношение к происходящему на нашей встрече и поднять листок одного из трёх цветов, обозначающих следующее:

* Розовый – понравилось, такая форма работы полезна и продуктивна;

* Желтый – в основном было интересно, но испытывал какой-то дискомфорт;

* Зеленый – пустая трата времени, чувствовал себя некомфортно

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья.

Предполагаемые результаты использования интерактивных форм в работе с родителями:

• Повышение эффективности родительских собраний, интереса родителей к жизни и деятельности ребенка.

• Формирование и развитие у родителей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов (умение жить в диалоговой среде).

• Формирование и развитие аналитических способностей (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них).

Благодарю всех за работу!

И в заключение небольшое четверостишие:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом!

Удачи вам, дорогие родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация родительского собрания "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

познакомить родителей с их ролью в нравственном воспитании своих детей...

Родительское собрание на тему "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Родительское собрание на тему "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"...

Родительское собрание "Проблемы семейного досуга. Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного окружения. Об этом и пойдет речь в предоставленном материале....

Презентация к родительскому собранию «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Цель:Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье.Задачи:показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье;формировать культуру общения родителей и дете...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании по теме: Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

В данной работе рассматриваются стили семейного воспитания и роль семьи в нравственном воспитании школьников,...

Родительское собрание "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Материал поможет родителям правильно строить отношения с детьми, воспитывать высокие нравственные качества ребёнка...

Конспект родительского собрания для школьников 5-7 класса на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

В настоящее время переход к рыночной экономике меняет систему человеческих взаимоотношений. Поэтому так важно не растерять душу подрастающего поколения. В этих условиях забота о воспитании детей...