Конспект родительского собрания для школьников 5-7 класса на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
план-конспект занятия (7 класс)

 В настоящее время переход к рыночной экономике меняет систему человеческих взаимоотношений. Поэтому так важно не растерять душу подрастающего поколения. В этих условиях забота о воспитании детей становится важнейшим делом родителей, педагогов, всех членов общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_nravstvennyh_tsennostey.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ "Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся"

Родительское собрание – практикум

«Роль семьи в воспитании нравственных ценностей»

Автор: Ивашко Оксана Леонидовна,

Воспитатель

Г. Троицк

Родительское собрание – практикум

«Роль семьи в воспитании нравственных ценностей»

Форма проведения собрания: собрание - практикум

Цель: сплочение родительского коллектива в решении задач нравственного воспитания детей.

Задачи:

1.Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания детей.

2.Помочь родителям находить оптимальные решения в проблемных ситуациях.

3. Осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.

Ожидаемый результат:

∙ Повысится уровень педагогической культуры родителей в вопросах нравственного воспитания

∙ Применение полученных знаний в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях в семье.

I. Подготовительный этап

1. Приготовить цитаты о нравственном воспитании, написать их на доске.

(«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества». (Т. Рузвельт)

«Характер и нравственное поведение - это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение». (Э. Фромм)

 «Усилие есть необходимое условие нравственного самосовершенствования». (Л. Толстой)

«Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери» (Василий Сухомлинский).

     «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»

(Антон Семенович Макаренко).

2. Разработать педагогические ситуации для обсуждения.

3. Приготовить текст беседы.

Слайд

Ход собрания.

Слайд

– Что изображено на картинке?
– Губка (родители).
–Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители.

Слайд

Дети чувствуют атмосферу в семье - добрую, спокойную или нервную, напряженную.

Чтобы выбрать правильный путь воспитания своего ребенка, надо знать к какому результату вы хотите прийти. От нас с Вами зависит, каким он будет.

Слайд

Представьте себе, что солнышко – это душа ребенка, а лучики – качества его характера. Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по-вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? Напишите, пожалуйста на лучиках.

- Итак, каким же Вы хотели видеть своего ребенка? (родители озвучивают)

Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.

Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы.

Как Вы считаете, на какую тему мы сегодня поговорим?

Слайд

Сегодня мы с Вами поговорим на тему «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей».

Формирование нравственных ценностей личности - это активная деятельность самого ребенка, его ближайшего окружения.

Слайд

Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с самим ребёнком – беседу, дискуссию, игры, чтение

Слайд

Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. Если в семье придерживаются высоких моральных принципов, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.

- Хорошо, когда папа говорит«Пойду помогу бабушке-соседке вскопать огород, а то ей помочь некому» - и берет с собой сына.

-Плохо, когда мама говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я  не хочу с ней разговаривать».

Слайд

Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Обычно это время перед сном, когда мать садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает обо всем, что произошло с ними за день: что интересного было на уроках, как вели они себя на перемене, кто дежурил в классе, какой рассказ по чтению обсуждали, с кем играли во дворе, в какие игры, кто был капитаном при игре в футбол и какую роль сын играл в команде? Как помогали дома по хозяйству?   Какие дела можно было бы сделать лучше? Почему не получилось то или другое дело, или получилось хуже, чем ожидалось? Как надо поступать в будущем в этой ситуации?  Смотрели ли они по телевизору передачи? Какие, о чем? Что понравилось, что нет? И т. д.

Слайд

Такие разговоры в некоторых семьях ведутся за ужином, когда все собираются вокруг стола и делятся своими впечатлениями о событиях за день.

Эти беседы и дискуссии учат детей ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести. 

Слайд

А детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.

Следующий подход к воспитанию нравственности – чтение. Не только детские сказки, но и литературные произведения других жанров показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.

Слайд

Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.

Практическая часть

Уважаемые родители, а сейчас я предлагаю выполнить упражнения.

Упражнение «Семейный устав»

Как часто во время общения с ребенком мы употребляем такие выражения: «Отстань», «Не мешай». Мы это можем говорить настолько автоматически, что даже не замечаем, а между тем отталкиваем от себя ребенка.  Часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами.

Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача - составить правила для ребенка, не используя частицу «НЕ».

Пример:  Не спеши во время еды. (Будем есть медленно)

(Коллективная работа)

- Не разговаривай так громко. (Давай поговорим тише)

- Не рисуй на стене. (Рисуй на бумаге)

- Нельзя идти на улицу раздетым. (Нужно одеваться, так как на улице холодно)

- Нельзя брать чужие вещи без разрешения. (Для того чтобы взять чужую вещь нужно спросить разрешения)

- Нельзя разбрасывать игрушки. (Игрушки надо убирать на место)

- Нельзя тыкать пальцем. (Если хочешь что-то показать, скажи или покажи рукой)

-Нельзя кричать в общественных местах (в общественных местах говорим спокойно и тихо.)

- Нельзя драться. (Когда дерутся - делают друг-другу больно)

Следующее упражнение «Жизненные ситуации»

Работа в паре.

Уважаемые родители, сейчас мы поработаем в парах.

Я предлагаю выбрать сердечко, на котором напечатана жизненная ситуация. Подумайте и скажите: «Как бы Вы поступили в этой ситуации?»

Ситуации:

  1. Вы обратились к ребенку с просьбой что-либо сделать. И получили отказ. Ваша реакция?

2. Ребенок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться? 

3. Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мама в качестве наказания поручает им вымыть пол. Права ли она? Как поступили бы Вы?

 4. Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какова ваша реакция?

5.     Мой сын постоянно разбрасывает все: тетради, книги,  игрушки.  Убирать не хочет.  Не слушается.  Как быть в такой ситуации?

На экране появляется ситуации.

- Уважаемые родители, кто работал над этой ситуацией? Как бы Вы поступили?

Ответы на вопросы:

Слайд.

1. Вы обратились к ребенку с просьбой что-либо сделать. И получили отказ. Ваша реакция?

(Аргументировать свою просьбу и спросить причину отказа).

 

Слайд.

2. Ребенок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?

 (Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности самих родителей – по отношению к друг другу, к детям, окружающим. Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо).

 

Слайд.

3. Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мама в качестве наказания поручает им вымыть пол. Права ли она? Как поступили бы Вы?

(Наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили).

Слайд.

4. Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какова ваша реакция?

          (Разобрать ситуацию, выяснить, что думает ребенок по поводу драки,  почему она произошла, как он относится к задире, есть ли у задиры    хорошие качества, как ему помочь наладить отношения между ребятами.)

 Слайд.

     

5.     Мой сын постоянно разбрасывает все: тетради, книги,  игрушки.  Убирать не хочет.  Не слушается.  Как быть в такой ситуации?

(Если ребенок чем-то уже занят, указать время, через которое он это должен сделать обязательно. До тех пор пока не выполнит требование родителя не позволять заниматься другими делами.)  

Итог

Закончить наш мастер-класс хочется словами Василия Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас и вас, родителей, зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Домашнее задание

Включить выступление на 10 секунд.

Уважаемые родители, дома я прошу Вас посмотреть выступление профессора Московской духовной академии, Осипова Алексея Ильича.

(Мысли, послушание, уважение к старшим, культура поведения лежат в основе нравственного воспитания.)

 Рефлексия

Дерево

Уважаемые родители, выберите один листик и приклейте  его на дерево.

  • Зелёный листик– мастер – класс был для Вас полезен, побольше таких занятий (собраний)
  • Жёлтый листик– понравилось, но не всё, интересно;
  • Красный листик – собрание не понравилось, скучно.

Спасибо за совместную плодотворную деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация родительского собрания "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

познакомить родителей с их ролью в нравственном воспитании своих детей...

Родительское собрание на тему "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Родительское собрание на тему "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"...

Родительское собрание "Проблемы семейного досуга. Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного окружения. Об этом и пойдет речь в предоставленном материале....

Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Родительское собрание, наряду с классным часом и коллективным творческим делом, относится к числу основных форм работы педагога с юными и взрослыми членами классного сообщества. А это означает, что от...

Презентация к родительскому собранию «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Цель:Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье.Задачи:показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье;формировать культуру общения родителей и дете...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании по теме: Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

В данной работе рассматриваются стили семейного воспитания и роль семьи в нравственном воспитании школьников,...

Родительское собрание "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Материал поможет родителям правильно строить отношения с детьми, воспитывать высокие нравственные качества ребёнка...